Здесь обслуживались тепловозы ядерных поездов номер "ноль"

Dec 17, 2019 12:47

И вновь на День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправимся в Пункт постоянной дисловкации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) 52-ой ракетной Тарнопольско-Берлинской ракетной дивизии (в/ч 54090). Дивизия дислоцировалась в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года. В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми. Все попытки возродить БЖРК под брендом "Баргузин" начиная с 2009 года не увенчались успехом и в 2017 году было окончательно объявлено о приостановлении работ над темой. Вам это ничего не напоминает в истории с чудо-оружием наших дней? Подождем еще 5-8 лет и с удивлением узнаем, что все путинские ракеты с ядерными прямоточниками и хваленые "Цирконы" ничего кроме пустой траты денег государству не принесли. Но вернемся к нашим баранам.



Пункт постоянной дисловкации представляет собой огромную территорию с железнодорожными путями и различными техническими зданиями где жили, трудились и обслуживались ракетные поезда. Сердцем и артериями этой территории были не два самых крупных и интересных здания, где проводились регламентные работы на вооружении - ракетных комплексах 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) - туда мы еще попадем в следующих репортажах, а неприметная станция "Лесная", обеспечивающая как передвижение поездов по территории, так и обслуживание подвижного состава.

Репортаж о станционном здании, его еще называют постом электрической централизации, т.к. из него осуществлялось централизованное управление движением поездов, у меня уже был ранее. Еще в одном репортаже я затронул пристанционные технические сооружения, в том числе и "водонапорную башню", которая на поверку оказалась башней для сушки и подачи песка в тепловозы. Тем не менее, несмотря на такой прозаический функционал и она имела на свой макушке огневую точку. Обратите внимание, видите слева большое серое двухэтажное здание? Сегодня нам туда. Именно здесь осуществлялось техническое обслуживание и ремонт локомотивов.



Вот так выглядит тепловозоремонтное депо (сооружение № 9) с высоты башни. К основному объему корпуса, принимающего вовнутрь себя тепловозы, с обоих сторон пристроены крылья с производственными помещениями, в некоторых местах в два этажа.


Северо-западный фасад тепловозоремонтного депо в более благостное время года



Вот по этому пути мы пришли сюда со стороны станционного здания. Чисто теоретически можно было и проехать, но обилие острых железячек и многочисленные канавы от выкопанных кабелей заставили нас бросить машину на перезде у станции.



Фрагмент фасада. Обратите внимание на будку часового на крыше. Это особенность всех сооружений, связанных с РВСН



Металлические створки ворот, через которые въезжали в здание тепловозы дополнительно к петлям укреплены цепями. После попытки сковырнуть ворота они на них и повисли.



Сейчас мне эти ворота кажутся узковатыми, но именно через них проходили железнодорожные пути. Одна пара с этого фасада и две пары с противоположного торца здания



Обходим корпус с востока мимо двухэтажного крыла и устремляемся к юго-восточному фасаду



Здесь хорошо видно, что у двух основных въездов в депо возведено по "курятнику"



Путевое хозяйство еще прослеживается, но уже полностью утратило рельсы



Вход в здание депо для обслуживающего персонала



Проникаем вовнутрь и начинаем осматриваться


Не забываем и отселвится в огромных воротах депо


Внутренне пространство потрясает своими размерами и сохранившимися деталями интерьера. Здесь можно найти не только катушки с проводами, то и еще целые верстаки, правда уже без инструментов. В центральной части главного зала, через который проходит четыре нитки железнодорожных путей, возвышается какая-то куча железа


Рельсы над смотровыми ямами срезаны




А сами ямы заполнены водой


Интересный шильдик валяется под ногами - привет с братской Западной Украины. От чего сия железячка? Ведь во Львове производства тепловозов никогда не было, а был только Львовский локомотиворемонтный завод? Что они могли производить к ядерным поездам?


Какая-то непонятная железяка явно иноплонетного происхождения в смотровой яме. Приемник для слива отработанного масла? Или устройство для подачи пара?


Постепенно пробвигаемся в центральную часть цеха. Здесь насыпаны горы накладок для крепления рельсов, различных скоб и костылей. Сразу приходит понимание, что это остатки разобранных путей. Интересно, почему их сразу не сдали в металлолом, а складировали здесь?






Как потом мы узнали это вполне действующий производственный участок по обновлению железнодорожных железяк и их поставке РЖД. Такая своеобразная железнодорожная разборка. Стоят б/у накладки намного дешевле новых, а послужить еще могут. Все лучше чем тупо сдавать в металлолом.




Попутно заглядываем в боковые помещения. К сожалению, у нас практически не остается времени на их детальный осмотр. Наверняка, если бы мы по ним пробежались, то нашли бы еще много чего интересного. А пока только одно фото. Кругом запустение и безнадега. Так наверное сейчас выглядят цеха закрытого завода им. Шпагина в Перми, перед приходом эффективных менеджеров.


Выходим в противоположный конец депо, оборачиваемся и вновь обозреваем хозяйство. Здесь смотровые ямы значительно расширяются и путь локомотивов проходил по уже срезанным эстакадам. Для чего это было сделано? Вероятно, здесь в ямах были установлены какие-то контрольно-испытательные стенды.

По приказу генерала Субботина был организован ремонт подвижного состава силами полков. Для этого помещения в депо (те которые с окнами вовнутрь) были приспособлены для отдыхающей смены ДС РП. Созданы спальные места, столовая. Говорят было забавно жить в техническом помещении в обнимку с тепловозами, дышать выхлопными газами и запахом солярки, есть пищу, которая никак не соответствут лётному рациону.Да и добираться до своих поездов было далеко. Ладно если на своих путях, а если на Горке, или ещё где-то, как пишут очевидцы?



Рядом с одной из заполненных водой ям отсыпанный песок и щебень. Что-то собрались бетонировать?




Увлекшись, опять вспоминаем о времени и вновь пройдя через все здание депо попадаем к воротам через которые мы сюда проникли. Видите вдалеке еще одно здание? Нам туда, надо успевать, пока не село солнце



Делаем еще один кадр юго-восточного против падающего за горизонт солнца



По шпалам быстрым шагом идем к следующему зданию и чуть недоходя до него оборачиваемся на наше тепловозоремонтное депо



Фотографии мои и Дмитрия Шелехова

Предыдущие части:
1. Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2. ДОТ на башне
3. Военный городок ТРБ 52-ой РД
4. Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД
6. Что мы нашли на заброшенном складе ППД БЖРК

Репортаж на моем канале Дзен здесь... Подписывайтесь.

Холодная война, Ж/д, 52 РД, ДОТы, РВСН, Пермский край

Previous post Next post
Up