На прошлой неделе давно забытая тема отравления Скрипалей веществом нервно-паралитического действия из семейства под кодовым названием "Новичок" внезапно опять всплыла на экраны отечественных телевизоров.
Что это? Попытка поднять рейтинг канала НТВ очередным сериалом "по мотивам" или спланированное напоминания электорату о незавидной участи предателей Родины? Показательно, что трагикомическая история Боширова и Петрова в сериале "Новичок из Солсбери" была старательно обойдена стороной, но зато были другие "правильно" расставленные акценты.
Одним из них был маленький эпизод о сверхсекретном полигоне бывшего СССР в районе узбекского города Жаслык, где происходило испытание отравляющего вещества нового поколения А-232 и других родственных ему боевых ОВ семейства "Новичок". Примечательно,что крайне грубо и в спешке состряпанный сериал даже не озадачился соответствующим видеорядом к комментариям диктора, а показал нам в течении пары минут лишь плохого качества вид из окна машины на какие-то нефтехранилища.
Кадров этого, расположенного в полупустыне на плато Устюрт, сверхсекретного полигона нет у НТВ, но зато они есть у нас ;-)
Но сначала немного истории...
Официально «Новичок» никогда не стоял на вооружении ВС СССР и ВС РФ. По утверждению диссидента Мирзаянова (Начальника отдела ПД ИТР ГосНИИОХТ), отравляющее вещество А-232 было принято на вооружение Советской армии после успешных испытаний в 1989 году. Основное производство и тестовый полигон для А-232 были расположены в городе Нукусе в Узбекистане. В 2000-е годы под контролем и финансированием США они были закрыты, а оставшиеся запасы химического оружия - уничтожены.
Еще один диссидент Владимир Углев утверждает, что производство этих веществ не выходило за рамки лабораторного, а в Нукусе в Узбекистане проводились лишь эксперименты с ними. Никакого производства там не было.
Источник Так что же происходило в безводных полупустынях Каракалпакии в те времена и что там осталось на посмотреть в настоящее время? Мы ведь не НТВ, запасаемся водой, бензином, садимся в машину и едем в то самое место где проходили испытания химического оружия.
Не доезжая 300 километров до столицы Каракалпакии города Нукус нас встречает вот такой указатель на первый крупный населенный пункт - Жаслык. Обрадовался я ему как родному, ибо после 200 километров убитой дороги Бейнеу-Нукус у меня отвалился глушитель, нужна была сварка и еще литров 30 бензина про запас. Ведь я собирался уйти на несколько дней в пустыню и пройти по ней около 700 километром в отрыве от баз и мест проживания людей.
Подъехав к перекрестку я увидел блокпост со стражем порядка у перекрытой шлагбаумом уходящей налево бетонки в бывший военный городок полигона. Направо уходила перегороженная в шахматном порядке бетонными плитами дорога на Жаслык. Решив вначале приварить глушитель в городе и раздобыть там немного бензина, а потом пробиваться на полигон, я повернул направо. Тут же раздались крики паренька, торговавшего на обочине баклашками с водой и свисток из будки. В беседе со стражами порядка выяснилось, что Жаслык закрытый город, мне туда нельзя. Дорога в военный городок и на аэродром полигона для меня тоже закрыта и у меня будут большие проблемы если я туда попаду. Бензин можно купить у парниши по цене более 1 доллара за литр 80-го, а глушитель приварить только в Кунграде...
Нельзя сказать, что я не расстроился, не получив желаемого и самый короткий и простой доступ к аэродрому полигона, но я знал один не маловажный лайфхак как достигнуть запланированного. Сажусь в машину и еду дальше по трассе к расположенной примерно через 5-6 км чайхане "Альян". Справа от шоссе на окраине Жаслыка высятся корпуса компрессорной станции "Тулей" на газопроводе "Средняя Азия- Центр".
У хозяина Чайханы Фархада беру в добавок к имеющимся 64 литрам еще 30 литров 80-го бензина по доллару за литр, дешевле ну никак не получилось. Здесь все понимают, что в радиусе 200 километров АЗС нет от слова совсем. Еще раз уточняю дорогу и получаю информацию о том, что на аэродром и к бывшему военному городку лучше не соваться. Почему? Об этом чуть позже.
Про Новичок мы поговорили, а теперь немного истории самого полигона.
Полигон Жаслык или Восьмая станция химической защиты был создан в 80-е годы прошлого века для испытаний химического оружия и средств защиты от него. Основная территория полигона представляет собой пятиугольник размером примерно 30х40 км, расположенный восточнее шоссе Бейнеу-Нукус, между ним и Аральским морем. На этой территории располагался городок для размещения военнослужащих, испытательные площадки и аэродром с бетонной ВПП. По своему значению полигон занимал второе место после лаборатории в Шиханах и использовался для испытаний самых современных образцов химического оружия.
На космосъемке Яндекса хорошо видны основные капитальные объекты полигона: два военных городка, площадки хранения с несколькими защищенными хранилищами, бетонная ВПП.
Полигон эксплуатировался военнослужащими из расквартированных в Нукусе войсковых частей: испытательный химический полк (в/ч 44105) и центр по разработке средств защиты от химического оружия (в/ч 26382). Для авиационного обеспечения полигона использовалась 287-я отдельная испытательная авиационная эскадрилья (самолёты Ан-26, вертолёты Ми-8), базировавшаяся на аэродроме Нукус. Военный аэродром Жаслык, расположенный в 9 км северо-восточнее одноимённого посёлка на территории полигона в англоязычных источниках обозначается как Beleuli North. Это несколько странно,т.к. он находится южнее бывшего поселка и средневекового караван-сарая с этим топонимом.
ВПП аэродрома Beleuli North
Строительство полигона и аэродрома осуществляли военные строители из в/ч 11708 и 01528, расквартированные в пгт Жаслык. Подчинялись в/ч 43177 (Нукус).
Аэродром Жаслык, полигон и две части военных строителей закрыты в конце 1991 начале 1992 годов. Военнослужащие выведены в Россию, оборудование вывезено, местность дегазирована и рекультивирована. Аналогично были закрыты воинские части в Нукусе. Сейчас на их территории располагаются общевойсковые подразделения армии Республики Узбекистан.
Ныне на территории полигона в военном городке располагается исправительно-трудовое учреждение УЯ-64/71 - колония строгого режима в которой содержится около 500 заключённых осужденных в основном по политическим статьям.
Колония «Жаслык», появившаяся спустя несколько месяцев после взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года, считалась самым страшным местом в пенитенциарной системе Узбекистана, местом, «откуда не возвращаются».
Персонал колонии проживает в пгт Жаслык. Именно поэтому проезд и проход посторонних на территорию пгт и военного городка сейчас закрыты. В начале августа 2019 года в СМИ появилось сообщение о ликвидации ИТУ УЯ-64/71. Вскоре власти признали, что колония была расформирована, но осталась тюрьма для осужденных на пожизненный срок .
Источник. Вот так выглядит тюрьма в бывших сооружениях полигона на космосъемке.
Источник
Далее мне предстояло пройти по прямой не менее 80 километров на северо-восток по безводному и безлюдному плато Устюрт в сторону Аральского моря. Точка входа - линия ЛЭП и разбитая грунтовка под ней в километре южнее чайханы. Эта линия ЛЭП ведет почти строго на восток в бывший поселок Комсомольский (Кубла Устюрт). Поехав по ней, после поселка, выскакиваем на восточный чинк Устюрта и поворачиваем вдоль его края на север, едем, пока не увидим воду Аральского моря. На этом маршруте практически не возможно заблудиться и есть вероятность получить помощь в поселке в случае непредвиденных обстоятельств. Но за более безопасный путь придется заплатить перепробегом примерно в 40 км по разбитой и высохшей колее с соответствующим перерасходом бензина.
Первоначально я сунулся по этой дороге, но увидев, что ухожу в сторону от полигона принял решение идти по азимуту в 45 градусов напрямую к Аралу. К этому меня еще сподвигла высохшая разбитая колейная грунтовка под ЛЭП. Точнее грунтовки как таковой не было. Было порядка 6-10 параллельных колей и все они не позволяли ехать со скоростью более 20 км/час.
Попрыгав пару километров из колеи в колею, ложусь на курс в 45 градусов и рулю по целине в сторону полигона и мирно пасущихся верблюдов.
Первая остановка, фотографирую верблюдов и, украдкой, понимая, что за мной наблюдают, а я в пустыне как на ладони, снимаю комлекс зданий полигона, ныне ИТУ УЯ-64/71. Тут по неволе возникает ассоциация с Цитаделью Несмертного Джо из последней серии Безумного Макса - Дорога Ярости. Да и я, еду за тысячи километров, через пересохшие моря в поисках "Зеленых земель"...
Но вот незадача, если на джипеговских превьюшках с небольшим разрешением все получилось как надо, но без возможности рассмотреть детали (см выше), то какое-то неведомое оружие засветило здания и сооружения на фото в формате RAW. И так, практически, на всех фото где есть что-то, заслуживающее внимание.
А вот верблюды получились без проблем. Что за засада?
Чуть огибая территорию ИТК рулю по пустыне в сторону аэродрома. Иногда использую идущие в попутном направлении колеи, но все больше и больше, а главное быстрее, лечу по целине.
Click to view
Через 15 минут попадаю в скрытую чахлыми кустиками сурчину и чуть не отрываю себе колесо. Пустыня ошибок не прощает. Хорошо, что этот случай произошел со мной недалеко от ИТК и многому меня научил. Я отделался легким испугом, а Белка слегка погнутой защитой картера.
Следующая остановка у двух живописных кустов саксаула. Я ж его до этого ни разу в жизни не видел. И тут меня поджидал второй фейл. Решил сделать селфи со штатива. Установил на нем старый добрый Canon G12 (слава богу не зеркалка 80D) и пока шел к машине, очередной порыв пронизывающего северного ветра отправил камеру в одну сторону, штатив в другую.
Стою, чертыхаюсь, собираю обломки штатива и выковыриваю песок из объектива камеры и тут ко мне подлетает воин пустыни из Цитадели Несмертного Джо. Судя по всему он долго за мной наблюдал, пока не решил догнать.
Кстати, фото этого чувака на "Урале" без коляски и с двигателем от "Днепра" у меня тоже в RAWе не получилсь. Может у них тут какая защита от фотографирования стоит? Про воина пустыни, я позже расскажу отдельно. Сейчас только упомяну, что он практически не говорил по-русски, но тем не менее всячески не советовал мне ехать на аэродром, ссылаясь на проблемы с охраной ИТУ.
Вняв его уговорам я окончательно отказался от посещения аэродрома. На прощания мой новый друг все-таки поучаствовал в перекрестном селфи и оставив облако пыли скрылся за горизонтом.
Далее моя дорога на протяжении 80 километров пролегала по практически однообразной местности. Вся беда была в том, что колеи в нужном направлении практически отсутствовали. Мне надо было идти на северо-восток, а все колеи шли в перпендикулярном направлении к Комсомольскому. Наученный горьким опытом я не стремился ехать по целине, там где почвенный покров был скрыт под чахлой растительностью. Приходилось двигаться как на парусной яхте - галсами. В результате путь стал на 10, а то и 20 километров длиннее. Смело можно было ехать только по такырам.
Примерная схема моего маршрута от точки схода с шоссе до берега Аральского моря. На космосъемке хорошо видна уходящая на восток линия ЛЭП и параллельный ей пучок дорог на поселок Комсомольский. Еще одно направление по кратчайшей соединяет мои конечные точки, но я с дуру послушал совета ехать по линии ЛЭП и сойдя с нее потом не вышел на этот луч. А вот в июле, с Арала мы возвращались быстро и эффективно именно этой дорогой, практически по прямой.
Примерная схема маршрута
Если внимательно
изучать космосъемку, то становится понятно, что вся пустыня здесь в разных направлениях изрезана колеями машин, сохраняющимися наверное с момента первого появления колесного транспорта в этом месте. Особенно четко выражены колеи, оставленные в период распутицы. Там где машины военных, геологов или советских овцеводов несколько раз проезжали по одному и тому же месту образуется подобие дороги. Но по ней тоже надо ехать с большой осторожностью. Разогнавшись можно вылететь на участок с с высоким межколейным гребнем и повредить машину.Только на третий день я более менее привык к особенностям вождения в условиях Устюрта и вот тогда скорости заметно возросли до 90 км/час на отдельных участках грунтовок вдоль чинка. А пока вокруг было безлюдие и пустыня с выделяющимися на горизонте отдельными особо высокими кустами саксаула.
Но в некоторых местах, особенно на территории полигона, встречались места концентрированного антропогенного воздействия на ландшафт. Далее, пренебрегая красотами Устюрта и Арала я остановлюсь только на них.
Это место я заметил издалека по небольшим глинисто-песчаным холмикам и довернул на них
Торчащие из земли черные трубы рядом со следами землеройных работ привлекали внимание и вместе с тем внушали опасения - вдруг я выскочил на площадку утилизации химического оружия?
Местность была богато усыпана какими-то малопонятными железяками, деревянными обломками и стеклами. Хорошо, что я остановился с краю. Шанс пропороть одно, а то и несколько колес был велик. Вероятно, здесь были какие-то постройки типа балков.
Помимо того, что здесь что-то копали и закапывали, здесь еще что-то сжигали. Посереди нескольких старых кострищ мне попались какие-то странные, похожие на гигантские пластмассовые капролиты слитки. Особого желания их изучать у меня не возникло.
Также я не понял происхождение и назначение вот этих двух, торчащих из земли труб. Если это заглушенные нефтяные (а нефти здесь нет, только газ) скважины, то где запорное устройство? Или оно под слоем грунта? Если это просто геологоразведочные скважины, то что за темная гадость разлита вокруг одной из них и почему она так сильно корродирована? Рассол? Нефтью гадость не пахнет, но противный запах на этой площадке имеет место быть. Может быть здесь тоже что-то сжигали?
Вроде как похоже просто на истекания рассола, но где запорная арматура?
Примечательно, что один из самых высоких бугров служит ориентиром и через него проходит накатанная на мотоциклах колея.
Уходящая на северо-запад в неведомое колея. Или может быть это тропа, натоптаннаяс айгаками?
Вот такая площадка мне попалась в границах полигона, назначению которой я не нашел достоверного объяснения. К сожалению, никаких ям с кучами противогазов, как на фото пятилетней давности, мне не попалось.
Далее у меня было еще около 50 км по пустыне пока я не выскочил на газопровод, с трудом, через канавы, не пересек его и через пару десятков километров грунтовки вдоль трубы не оказался на чинке Устюрта с видом на Арал.
Click to view
Удивительно, но, я интуитивно вышел точно на ключевое место со спуском с чинка к Аральскому морю. Следующее такое место будет только через 80 км к северу.
Спускаю вниз, фотографирую марсианские пейзажи, выезжаю на пляж и гоняю по нему, успевая хоть что-то отснять до заката. В этом месте второй год стоит юртовый лагерь для туристов, которых возят с Нукуса или Муйнака. Но тогда был еще не сезон. Знакомлюсь со сторожами, отказываюсь от предложения переночевать у них, предпочитая одиночество и независимость. Но успеваю расспросить еще об одном интересном объекте в 80 км к северу на берегу Арала, связанному с другим военным полигоном по испытанию бактериологического оружия на острове Возрождения. Ночую укрывшись от ветра в складках местности.
Утром осматриваю средневековый караван-сарай, практически миникрепость, поднимаюсь на чинк и беру курс на север вдоль его края прямиком к границе с Казахстаном. Мне предстоит пройти 80 км туда, потом вернуться обратно и успеть до темноты немного проскочить на юг в сторону озера Судочье. 200 км за день с постоянными остановками на фотографирование это много. 80 километров на север я шел 5 часов, обратно 2 часа.
И как тут не останавливаться, когда через каждый километр открываются все новые и новые удивительные виды.
Заказник сайгачий. Вход запрещен. Здраво рассудив, что я не иду, а еду - двигаюсь дальше.
Примерно через 50 км от места ночлега останавливаюсь в месте выхода ЛЭП на край чинка. Трудно определенно сказать, связаны эти объекты с деятельностью полигона или с хозяйственным освоением в прошлом этой части Устюрта.
Провода с ЛЭП давно срезаны, но она является не плохим ориентиром. Еще бы знать куда выведет, если поехать вдоль нее.
В этом месте когда-то был съезд с чинка к берегу моря. Ныне под действием природных сил этот съезд практически утрачен и читается с трудом. А раз был съезд, то была и некая инфраструктура.
А вот и остатки балка рядом с бывшим съездом вниз
Балок по здешней традиции заглублен и обвалован
От времени или в результате пожара он потерял свою первоначальную форму
Дорога по краю чинка по которой я приехал
А это куча каких-то артефактов. Не понял их назначение. На сгоревшие фильтровальные элементы противогазов не сильно похоже.
Разбитые изоляторы с линии ЛЭП. Не исключено, что линия ЛЭП уходила в этом месте вниз под обрыв и далее к тому объекту к которому я так стремился. Но подтверждения этой гипотезе я не нашел.
Еду дальше и встречаю еще один странный объект, происхождение которого я не понял. Издалека он напомнил мне подорванный ДОТ Линии Сталина. Видите как торчат глыбы известняка на этом бугре?
При ближайшем рассмотрении создается впечатление,что известняк был вывернут из недр земли взрывом.
Может быть это следы работы сейсморазведки еще во времена СССР?
Вид на восток в сторону Аральского моря
Еду дальше и достигаю конечной точки своего 80-ти километрового броска на север. Ее проскочить не возможно. Маркером служат развалины кирпичного здания. Отсюда вниз к морю идет бетонная дорога, построенная военными во времена СССР. Мне туда. О том, что я там нашел расскажу в другом репортаже.
Спустя несколько часов я уже лечу в обратном направлении на юг. Закатное солнце выглянуло из-за туч и подсвечивает причудливые скалы чинка. Погода налаживается.
На ночь нахожу укрытие от ветра то ли в капонире, то ли просто в очередной земляной выемке непонятного назначения. Готовлю ужин на костре. Топливом послужила какая-то найденная по дороге палка, пара досок от военной укупорки и саксаул. Он оказался тяжелым, очень твердым (саперка его не берет, но ветки легко ломаются руками), но вполне горючим. Слева на фото не боеприпас, а белкин оторванный глушитель.
Место моего ночлега на утро следующего дня
Вокруг все изрыто
Нахожу остатки какого-то балка
Рядом прикопана емкость - либо для горючего, либо для воды
Пока осматривал место, на горизонте появились какие-то точки
Так кочуют современные номады Устюрта. Трактор типа "Беларусь" тащит прицеп с нехитрым скарбом к которому цугом прицеплен жилой балок. Рядом бредут верблюды, овцы и, кажется, коровы.
Еще один взгляд на Белку и Арал с земляного бугра и пора ехать дальше.