Петрову мысль Мария свершила
Еще будучи в
Вытегорском краеведческом музее мы попытались узнать, как попасть в один небольшой, но любопытный музей, расположенный в бывшем здании первой гидроэлектростанции Вытегры. В музее тогда был не рабочий день, но нам пошли на встречу.
Радостные, встречаемся с экскурсоводом на Красной Горке и спешим на осмотр экспозиции "Водные пути Севера" в неурочный час. Пять минут ходьбы и мы подходим к плотине бывшей ГЭС, расположенной на старом Мариинском канале.
Музей открыт в 1982 г. в историческом здании бывшего машинного отделения первой гидроэлектростанции Вытегры. Экспозиция музея посвящена истории строительства и развития знаменитого Волго-Балтийского водного пути, который проходил от Санкт-Петербурга до Рыбинска через целую систему каналов и шлюзов. Часть экспозиции рассказывает о ленинском плане ГОЭЛРО и вытегорской электростанции.
Через шлюзы на старом русле Вытегры перекинут пешеходный мостик по кратчайшему пути соединяющий два микрорайона Вытегры. Мостик не в лучшем сохране и сам по себе напоминает музейный экспонат, несмотря на относительно молодой возраст. С мостика открывается вид вверх по течению реки, купающихся ребятишек и лодочные гаражи. Где-то там за поворотом расположена новая ГЭС № 31.
Само деревянное здание машинного зала ГЭС выглядит неиспользуемым из-за заколоченных окон. Но такова специфика расположенного в безлюдном месте музейного объекта, даром что за ним находится детский парк. Как показала практика, вытегорцы охочи до вандализма, с этим спустя почти месяц пришлось столкнутся моим друзьям.
Открываем, закрытые на висячий замок двери и попадаем вовнутрь музея.
В музее представлены макеты и фотографии первых деревянных и современных железобетонных сооружений шлюзов; модели кораблей; произведения искусств, связанные с жизнью водного пути. Особенной гордостью музея являются диорамы, на которых изображены процессы стройки шлюза конца XVIII в., а так же работа бурлаков на канале. Вот их то я почему-то не запомнил и не заснял.
Начинаем осмотр музея со схемы Мариинского водного пути, соединившего Волгу и балтийское море еще в самом начале XIX века.
Предшественник Волго-Балтийского канала - Мариинская водная система была сооружена в 1799-1810 гг., переустраивалась в 1890-1896 гг., после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-балтийский водный путь им. В.И.Ленина или в просторечии - канал.
Мариинская водная систеема протяженностью 1054 версты соединяла бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна - Белое озеро - р. Ковжа - Мариинский канал - р. Вытегра - Онежское озеро - р. Свирь - приладожские каналы - р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и Санкт-Петербургского округов путей сообщения.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, поставки товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. Система постоянно переустраивалась и совершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути.
Первые работы по проектированию Мариинской водной системы начались еще при Петре I.
Профиль Мариинской системы
Ниже на схеме представлен профиль Маринской системы после реконструкции
Макет шлюза № 1 Мариинского канала 1810 года. Длина 35 м, ширина 8,8 м, подъем воды 1,4 м. Полушлюз "Деволант" в Вытегре в 1822 заменен на более современный шлюз Св.Сергия.
Время следования судов по каналу от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляло 30-40 суток. В 1903 году на канале появились первые буксиры. До этого использовались бурлаки или конная тяга.
Работы по реконструкции и обслуживанию канала
Землечерпательница "Свирская"
Землечерпательница "Сиговец"
Камнеподъем на реке Свирь
Макет шлюза № 1 Св. Сергия Мариинского канала 1896 года. Длина 75 м, ширина 10 м. Подпор воды от 1,9 до 3,5 м. Шлюз был расположен в 8,42 верстах от устья Онежского канала.Сейчас остатки этого шлюза можно посмотреть чуть ниже Сиверского моста (1894 года, первоначально разводной), названного в честь графа Сиверса, одного из проектировщиков Мариинской системы при Павле I. На шлюзе располагалась Метеорологическая станция (с 1901 г.) и водомерный пост 1-го разряда.
В августе 1918 года по указанию В.И.Ленина от 6 июня, с целью оказания помощи при штурме Казани через Мариинскую систему прошли шесть миноносцев: "Прыткий", Прочный", "Ретивый", "Поражающий", "Финн", "Достойный". Первые четыре из них относились к типу "Сокол", "Финн" головной корабль серии "Финн", "Достойный" к типу "Деятельный".
2 августа миноносцы вышли в поход. Через Мариинскую систему первые три шли своим ходом, а «Поражающий» - на буксире. Для уменьшения осадки с них были сняты орудия, на борт было загружено минимальное количество топлива, откачана балластная вода. 24 августа по прибытии в Нижний Новгород на Сормовском заводе 75/50-мм пушки в течение нескольких дней были вновь установлены на миноносцы.
"Прыткий" - русский миноносец, прототип серии из 26 миноносцев типа «Сокол».
До 9 марта 1902 года миноносец именовался «Сокол». С 10 октября 1907 года переклассифицирован в эсминец.
Спущен на воду на британской верфи "Ярроу" и включен в списки Императорского флота России в 1895 году. Давал рекордную для своего времени скорость хода в 30 узлов. Миноносец был вооружен одной 75-мм пушкой системы Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса. Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).
Источник. Миноносец "Ретивый" типа "Сокол"
24 августа 1918, после прохождения по мариинской системе прибыл в Нижний Новгород.
27 августа 1918 включён в состав Волжской военной флотилии, затем Азово-Каспийской военной флотилии.
Август-октябрь 1918 участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама. В составе экипажа миноносца в боях на Каме участвовал будущий советский разведчик Рудольф Абель.
31 июля 1919 включён в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а 5 июля 1920 - в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовал в боях с белогвардейцами в низовьях Волги и на Каспийском море.
16 августа 1922 - Исключён из состава Морских сил Каспийского моря, разоружён и сдан Комгосфондов для реализации.
Источник Миноносец "Поражающий" типа "Сокол".
Заложен в рамках программы постройки миноносцев типа «Сокол» для русского флота. Нёс службу на Балтике.
16 сентября 1906 года миноносец столкнулся с подводной лодкой «Лосось». «Поражающий» прошел капитальный ремонт корпуса и перевооружение в 1908-1909 годах в Гельсингфосе. В сентябре 1910 г. в шхерах сел на мель, получив при этом пробоину в подводной части. В 1913 году переклассифицирован в посыльное судно и занимался обеспечением полетов гидроавиации, состоя при авиационном отделе Службы связи Балтийского флота. Участвовал в охране транспортировки шифров, захваченных на крейсере «Магдебург».
Принял участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12 апреля 1918 года из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе, где был интернирован германским командованием. По условиям Брестского мирного договора возвращен России в мае 1918 года и отправлен по Мариинской водной системе на Волгу для вхождения в состав Волжской военной флотилии. В 1919 году прошёл ремонт и вошел в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. Участвовал в боях с белогвардейцами.
В апреле 1923 года был разоружен и сдан Бакинскому военному порту на хранение, а 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ с передачей Комгосфондов для реализации.
Источник "Достойный" - эсминец типа "Деятельный".
Эскадренный миноносец заложен в 1905 году на стапеле «Невского судомеханического завода» в Санкт-Петербурге. Вступил в строй 22 ноября (5 декабря) 1907 года. Принимал участие в Первой мировой войне, участвовал в обороне Рижского залива, нёс дозорную и конвойную службу, выставлял минные заграждения, участвовал в противолодочной обороне главных сил флота. Принимал участие в Ирбенской (1915) и Моонзундской (1917) операциях. Участвовал в Февральской революции. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в составе Красного Балтийского флота. 12 апреля 1918 года по причине невозможности проводки во льдах оставлен в Гельсингфорсе и в переходе флота из Гельсингфорса в Кронштадт участия не принимал. Интернирован германскими войсками. По условиям Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения 5-7 мая 1918 возвращён РСФСР и переведён в Кронштадт. 18 июля 1919 года эсминец перевели из резерва в состав Онежской военной флотилии.
20 октября 1919 года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 17 июня 1920 он прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 5 июля 1920 «Достойный» вошёл в состав Морских сил Каспийского моря. В декабре 1920 года участвовал в боях в районе Ленкорани. 31 декабря 1922 года корабль был выведен из боевого состава и сдан Бакинскому военному порту на хранение. 21 ноября 1925 года исключён из списков кораблей РККФ в связи с передачей Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл.
Источник.
Эсминец "Финн".
Эскадренные миноносцы типа «Финн» строились в 1904-1906 годах для Российского Императорского флота на стапелях Сандвикского корабельного дока в Гельсингфорсе и на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Проект фирмы Шихау представлял с слегка увеличенный проект миноносца типа «Бдительный». Всего было построено 4 корабля.
Шихау применила свою «фирменную» компоновку машинно-котельной установки с центральным расположением посреди корпуса попарно установленных паровых машин. Котлы располагались в двух группах - одна позади, другая впереди машин. Такое расположение позволяло легко решать задачи проектной дифферентовки всех составляющих весовой нагрузки, но было не удобным для эксплуатации. Увеличивалась длина линии гребного вала, протянувшейся почти на половину длины корпуса. Это требовало увеличить сечение валов и увеличить число опорных подшипников. Длинные гребные валы были более чувствительны к общему прогибу корпуса, осложнилось их обслуживание, увеличился риск их повреждений при авариях корабля. При модернизации 75-мм орудия были заменены 102/60-мм пушками. В результате существенно возрасла огневая мощь и дальнобойность.
Источник. "Коммунизм есть Советская власть плюс электрофикация всей страны" - В.И.Ленин. В 1920 году VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО. Согласно ему в 1924-27 гг. в Вытегре была построена первая электростанция на Мариинском канале.
Плотина № 1 и электростанция. В 1924 году впервые на канале построена плотина № 1 из железобетона. В 1927 году вошла в действие гидроэлектростанция мощностью 96 квт. К 1936 году мощность доведена до 160 кВт. Для сравнения, современная Вытегорская ГЭС № 31, расположенная примерно в километре выше по течению, выдает мощность 1,52 МВт.
Вытегорская ГЭС в 50-е годы. Интерьеры машинного зала. Сейчас здесь находится музей.
Шлюз № 1 Мариинского водного пути в послевоенное время. Время прохождения пароходов от Рыбинска до Ленинграда при Советской власти составляло 6-7 суток.
Момент открытия ворот шлюза в ручную
Старые шлюзовые камеры стали тесны для новых судов и несправлялись с возросшим грузооборотом.
Еще до войны было принято решение о строительстве Волго-Балтийской водной системы
С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Уровень водораздельного канала понизили на шесть метров (до 112,8 м над уровнем моря).
В мае 1961 года состоялось открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) и Белоусовского (№ 2, шлюз № 2, ГЭС) гидроузлов.
Макет нового Вытегорского шлюза № 1.
Длина шлюзовой камеры нового Вытегорского шлюза № 1 - 270 метров, ширина 17,8 м, напор 13,1 м.
Вот
здесь можно посмотреть как выглядит Шлюз № 1 в наше время и как происходит процесс шлюзования.
Схема Волго-Донского канала с моим автопортретом. На профиле хорошо видно как после можернизации сократиось количество шлюзовых камер и увеличился подпор воды в них.
Немного о тех кто строил и обслуживал Волго-балтийский канал. Справа вверху Шоничев В.А. - сварщик.
Макет земснаряда "Ирбен". Возможно это тот самый "Ирбен", который в 1966 году был поврежден взрывом снаряда на Черном море.
Макет землесоса СЗ-650. Как я понял, 650 это расчетная производительность в кубических метрах
Макет грузового теплохода типа "Волго-Балт". Грузоподъемность 2700 тонн. Длина 140 метров.
Вот такой маленький, но интересный музей нам удалось посмотреть в Вытегре на закуску второго дня пребывания, прежде чем отправлятся в дальнее плавание по Онеге.
Полностью репортаж этого дня можно
посмотреть тут.