О фигурных броневых кожухах на танках Т-34

Feb 06, 2019 22:37

История с помпезной доставкой из Лаоса чехословацких танков Т-34-85 уже сошла с передовиц лент новостей, однако она заставила повнимательнее относиться к ряду деталей. Все уверения патриотов о том, что в составе эшелона были "тагильские Т-34" так и не были подтверждены документально. Эшелон прошел мимо Перми и мне не удалось отснять детально все 30 ( Read more... )

ВОВ, Танки, Т-34

Leave a comment

riaslov February 6 2019, 18:29:36 UTC
Приветствую!
Попробую вставить свои пять копеек. По большей части сказать могу про бытование бронировок по имеющимся в немалом количестве фотографий, а тут статистика делает свое дело. Фигурная (она же литая, в отличие от обычной штампованной) бронировка фигурирует на танках производства завода 183 (Нижний Тагил) с весны по лето 1942 г., ЧКЗ (Челябинск) - летом-осенью 1942 г, завода 174 (Омск) - до начала 1943 г. После этого на снимках танков выпуска 1943-1945 гг. ее нет. Причина, видимо, в попытке заменить литьем недостающие штампованные детали, кризис прошел, потребность в литье пропала. Известный исследователь Алексей Макаров приводил чертежи 1943 г. (сайт t34inform.ru), там литая фигурная бронировка (копия с чертежа завода 183); вроде, и дальше именно ее продолжали рисовать по неведомой привычке, но по факту на произведенных танках ее нет. Документацию чехословакам передал завод 183 (статья Юрия Пашолока на Warspot.ru, чье точное название тагильчанам и стоило водрузить на флаг - "Чехословак с тагильской родословной" вместо заявлений про "наши танки военного времени"), те и сделали как нарисовано ))

Reply

starcom68 February 6 2019, 18:59:16 UTC
Вроде как сталинградская продукция, как мне написал коллега


Да, но чехам передавали док-цию и технологии уже на Т-34-85 образца 1945-46, а не 1942 года. Почему тогда они делали фигурные? А фигурные у них не штамповкой ли сделаны? Уж больно они изящны.

Т.е. мне как бы понятно почему литье появляется в 1942 году, но не понятно почему реинкарнирует через 10 лет и литье ли это?

Reply

riaslov February 7 2019, 02:10:39 UTC
Вроде как сталинградская продукция, как мне написал коллега
Танк, возможно и вышел из ворот сталинградского завода, но корпус использован как раз уральский с характерной кормой (либо в Сталинграде использовали ремонтный корпус, либо новый поставленный с Урала, но это не важно).

Да, но чехам передавали док-цию и технологии уже на Т-34-85 образца 1945-46, а не 1942 года. Почему тогда они делали фигурные? А фигурные у них не штамповкой ли сделаны? Уж больно они изящны.
в том и дело, что в документации продолжали рисовать фигурные бронировки и после 42 года, видимо, в таком виде и передали

Т.е. мне как бы понятно почему литье появляется в 1942 году, но не понятно почему реинкарнирует через 10 лет и литье ли это?
Должны быть литые, вроде. Литьевые номера фигурируют, но это к металлургам...

Причем размещены вместе с фигурными кожухами для моделек. ;-)
Вот человек, делал с нуля эти бронировки в 35-м масштабе, есть кое-какие обсуждения:
http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1296.0

Reply

riaslov February 8 2019, 07:29:51 UTC
Да, но чехам передавали док-цию и технологии уже на Т-34-85 образца 1945-46, а не 1942 года.

Добавлю парочку заводских схем из "Т-34. Первая полная энциклопедия", подписаны обе 1944, но первая скорее, из 1943:



Так что в документации до передачи чехам вполне задержалось

Reply

starcom68 February 8 2019, 15:03:57 UTC
Чехам передавали через 10 лет. И док-цию на другой танк - Т-34-85. Ничего там не задержалось. Просто было принято решение делать литье.

Reply

riaslov February 8 2019, 17:33:46 UTC
Погодите, на второй схеме именно Т-34-85, 1944 год. Налицо переход литых бронировок в документацию Т-34-85. Чехи "послушно" исполнили чертежи.
Но повторюсь, на военных машинах советского производства после начала 43-го фигурных литых бронировок нет. Я полностью на той же стороне, что и вы: никаких исконно-посконных тагильских воевавших танков "с безбалочным носом"

Reply

starcom68 February 8 2019, 19:11:14 UTC
Там схема то про что? Про баки и дымари. Такие картинки шаблонно рисуются. Надо контекст этих чертежей смотреть и конкретные картинки по кожухам. Согласитесь, никто кожуха по этой схеме изготовлять не будет.

Reply

riaslov February 9 2019, 03:30:36 UTC
Да, не будут. Но на таких схемах и не рисуют то, с чего будут конкретные детали изготавливаться. На сборочном чертеже будут показаны детали с номерами (от одного до нескольких вариантов), а конкретный чертеж уже будет отдельно по номеру детали. А касательно литых фигурных бронировок: документация это все же цельная система, не будут там просто так рисовать волны по краям бронировок вместо прямой линии.

Цитата Алексея Макарова (он не будет выдумывать или додумывать): "В КД на Т-34 литая бронировка (деталь 34.29.023-2А) идет параллельно со штампованной (деталь 34.29.023-2) начиная с 42 года и до конца выпуска. Чертежи на литой вариант утверждались ежегодно." Все задержалось до конца производства.

И немного в сторону, так сказать из жизни чертежей Т-34. Сайт Алексея Макарова: https://t34inform.ru/photo/photo_ZIP_T-34.html
Посмотрите "Чертеж 34.28.143сб-4 "Общий вид укладки снаружи машины" (декабрь 1942 г., завод № 183)"
На нем показан очень старый для этого времени трос, но несколько номеров, производитель возьмет нужный номер и трос сделает. Траков там три варианта, два из которых уже несколько месяцев не используются, но даже для самого старого вариант крепления все еще рисуют.
Такая же картина будет и на схемах Т-34-85 45-46 гг. в конце производства в СССР.

Reply

starcom68 February 9 2019, 09:20:00 UTC
Ну да, а я про что. В данном случае чертеж это не датирующий элемент выпуска конкретной детали. Я бы еще далее развил тему - в док-ции давали несколько вариантов различных деталей которые были взаимозаменяемые и в зависимости от тех или иных особенностей пр-ва выпускались те или иные варианты. Вот поехал опять завод куда-нибудь на восток, приехал в чистое поле и начинает танки клепать первоначально с фигурными щитками, а затем по мере развития производства со штампованными. Наличие вариантов обеспечивает более высокую мобготовность. Чехам действительно скорее всего уехали и тот и другой вариант и они выпускали то что... могли по техпричинам. И здесь не стоит искать какую-то ошибку или слепое копирование с не тех чертежей глупыми чехами. Выбор, что выпускать у них был и было принято решение в пользу фигурных. А уж как они их делали (штамповкой или литьем) - надо разбираться.

Reply

riaslov February 9 2019, 17:14:23 UTC
И здесь не стоит искать какую-то ошибку или слепое копирование с не тех чертежей глупыми чехами
Чехов глупыми не считаю и подобного не пытался выразить, наверно, слишком просто выразился. Прошу у них виртуального прощения, если создалось такое впечатление.

А уж как они их делали (штамповкой или литьем) - надо разбираться.
Думаю в итоге, все же это литье, присутствуют литьевые номера на доступных в сети фото. На штампованных деталях их не должно быть.

В остальном вы полностью выразили, что и меня на уме

Reply

starcom68 February 10 2019, 07:25:22 UTC
;-) Я не увидел литьевых номеров на кожухах

Reply

riaslov February 10 2019, 07:38:15 UTC
вот навскидку - http://legion-afv.narod.ru/T-34-85_Zizkov.html
конкретно http://legion-afv.narod.ru/USSR/T-34-85/T-34-85_Zizkov/T-34-85_Zizkov_027.jpg
Повторюсь, не металлург, но не наваривали же на готовую деталь эту маркировку?! Штамповка вообще такое допускает?

Reply

starcom68 February 10 2019, 10:29:09 UTC
Я про эшелон писал. Ну да, чех, с литыми фигурными кожухами и еще с клеймами. Тут в пору сейчас двигаться в направлении отличия чешских отливок от польских. разбираться почему на некоторых есть клейма, а на некоторых нет.
При литье проще. На готовую наварить все что угодно можно. Но зачем? Штамповка да, но там еще сложнее.

Reply


Leave a comment

Up