История с помпезной доставкой из Лаоса чехословацких танков Т-34-85 уже сошла с передовиц лент новостей, однако она заставила повнимательнее относиться к ряду деталей. Все уверения патриотов о том, что в составе эшелона были "тагильские Т-34" так и не были подтверждены документально. Эшелон прошел мимо Перми и мне не удалось отснять детально все 30
(
Read more... )
Попробую вставить свои пять копеек. По большей части сказать могу про бытование бронировок по имеющимся в немалом количестве фотографий, а тут статистика делает свое дело. Фигурная (она же литая, в отличие от обычной штампованной) бронировка фигурирует на танках производства завода 183 (Нижний Тагил) с весны по лето 1942 г., ЧКЗ (Челябинск) - летом-осенью 1942 г, завода 174 (Омск) - до начала 1943 г. После этого на снимках танков выпуска 1943-1945 гг. ее нет. Причина, видимо, в попытке заменить литьем недостающие штампованные детали, кризис прошел, потребность в литье пропала. Известный исследователь Алексей Макаров приводил чертежи 1943 г. (сайт t34inform.ru), там литая фигурная бронировка (копия с чертежа завода 183); вроде, и дальше именно ее продолжали рисовать по неведомой привычке, но по факту на произведенных танках ее нет. Документацию чехословакам передал завод 183 (статья Юрия Пашолока на Warspot.ru, чье точное название тагильчанам и стоило водрузить на флаг - "Чехословак с тагильской родословной" вместо заявлений про "наши танки военного времени"), те и сделали как нарисовано ))
Reply
Да, но чехам передавали док-цию и технологии уже на Т-34-85 образца 1945-46, а не 1942 года. Почему тогда они делали фигурные? А фигурные у них не штамповкой ли сделаны? Уж больно они изящны.
Т.е. мне как бы понятно почему литье появляется в 1942 году, но не понятно почему реинкарнирует через 10 лет и литье ли это?
Reply
Танк, возможно и вышел из ворот сталинградского завода, но корпус использован как раз уральский с характерной кормой (либо в Сталинграде использовали ремонтный корпус, либо новый поставленный с Урала, но это не важно).
Да, но чехам передавали док-цию и технологии уже на Т-34-85 образца 1945-46, а не 1942 года. Почему тогда они делали фигурные? А фигурные у них не штамповкой ли сделаны? Уж больно они изящны.
в том и дело, что в документации продолжали рисовать фигурные бронировки и после 42 года, видимо, в таком виде и передали
Т.е. мне как бы понятно почему литье появляется в 1942 году, но не понятно почему реинкарнирует через 10 лет и литье ли это?
Должны быть литые, вроде. Литьевые номера фигурируют, но это к металлургам...
Причем размещены вместе с фигурными кожухами для моделек. ;-)
Вот человек, делал с нуля эти бронировки в 35-м масштабе, есть кое-какие обсуждения:
http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1296.0
Reply
Добавлю парочку заводских схем из "Т-34. Первая полная энциклопедия", подписаны обе 1944, но первая скорее, из 1943:
Так что в документации до передачи чехам вполне задержалось
Reply
Reply
Но повторюсь, на военных машинах советского производства после начала 43-го фигурных литых бронировок нет. Я полностью на той же стороне, что и вы: никаких исконно-посконных тагильских воевавших танков "с безбалочным носом"
Reply
Reply
Цитата Алексея Макарова (он не будет выдумывать или додумывать): "В КД на Т-34 литая бронировка (деталь 34.29.023-2А) идет параллельно со штампованной (деталь 34.29.023-2) начиная с 42 года и до конца выпуска. Чертежи на литой вариант утверждались ежегодно." Все задержалось до конца производства.
И немного в сторону, так сказать из жизни чертежей Т-34. Сайт Алексея Макарова: https://t34inform.ru/photo/photo_ZIP_T-34.html
Посмотрите "Чертеж 34.28.143сб-4 "Общий вид укладки снаружи машины" (декабрь 1942 г., завод № 183)"
На нем показан очень старый для этого времени трос, но несколько номеров, производитель возьмет нужный номер и трос сделает. Траков там три варианта, два из которых уже несколько месяцев не используются, но даже для самого старого вариант крепления все еще рисуют.
Такая же картина будет и на схемах Т-34-85 45-46 гг. в конце производства в СССР.
Reply
Reply
Чехов глупыми не считаю и подобного не пытался выразить, наверно, слишком просто выразился. Прошу у них виртуального прощения, если создалось такое впечатление.
А уж как они их делали (штамповкой или литьем) - надо разбираться.
Думаю в итоге, все же это литье, присутствуют литьевые номера на доступных в сети фото. На штампованных деталях их не должно быть.
В остальном вы полностью выразили, что и меня на уме
Reply
Reply
конкретно http://legion-afv.narod.ru/USSR/T-34-85/T-34-85_Zizkov/T-34-85_Zizkov_027.jpg
Повторюсь, не металлург, но не наваривали же на готовую деталь эту маркировку?! Штамповка вообще такое допускает?
Reply
При литье проще. На готовую наварить все что угодно можно. Но зачем? Штамповка да, но там еще сложнее.
Reply
Leave a comment