Очередной интереснейший материал о боях за мосты через Западную Двину в Риге предоставил для моего блога псковский историк Михаил Тух. Материал основан на немецких фотографиях полученных из различных источников. Как всегда наиболее интересные из них происходят с аукционов e-bay. Публикуется впервые.
********************************
Зенитная самоходная установка на базе колесно-гусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 на въезде на Земгальский мост, который начинался от улицы Прагас и поднимался параллельно улице 13 Января. В кадре слева видны сгоревшие дома №№ 13 и 15 по этой улице (снесены после войны) и часть уцелевшего № 17 (снесен уже в наши дни). Предположительно, это одна из трех машин из Fla-Btl.604, прорвавшихся через мост и уничтоженных советскими войсками.
27 июня 1941 года из Шауляя в сторону Риги выдвинулась сформированная в 18-й армии оперативная группа I армейского корпуса по командованием полковника Лаша. Группе Лаша была поставлена задача захватить переправы через Западную Двину у Риги. Надо заметить, что мосты в Риге были жизненно важны для РККА. Через них отходили части 8-й армии. Захват мостов «на плечах» у отходящих частей мог привести к тому, что не успевшие переправиться части оказались бы отрезанными, что неминуемо привело бы к их разгрому.
На немецкой аэрофотосъемке видны все три моста у которых в последствии разворачивались события. Выше всех по течению расположен железнодорожный мост. Практически вплотную к нему так называемый Земгальский мост и ниже по течению понтонный мост.
Танков в распоряжении командующего 18-ой армии Кюхлера не было, поэтому боевая группа была сколочена из того, что было под рукой: разведбатов пехотных дивизий, самоходчиков и батальона велосипедистов. В 13-40 28 июня 1941 года советское командование было предупреждено о приближающемся противнике нетипичным способом - через вымпел от авиаразведчика. Собственно атака самой Риги группой Лаша началась в 03-10 29 июня 1941 года. Авангард группы - пять «ШТУГов», три самоходных зенитки, «колотушка» и два отделения 43-го пехотного полка успели проскочить по мосту через Двину, но на другом берегу, что не характерно для лета 1941-го, получили дружный отпор от танкистов, мотострелков оперативных войск НКВД, артиллеристов бригады противотанковой обороны и отрядов рижских рабочих. По советским данным три самоходки были подбиты, а две уехали обратно в Задвинье.
Предположительное место указано на спутниковой карте
https://goo.gl/maps/J7wQ4PmNcWo Немцы попали в достаточно затруднительное положение. С одной стороны захватить плацдарм на правом берегу и мосты у них не получилось, а с другой - по левому берегу к мостам постоянно рвались отрезанные от своих советские части и передовому отряду пришлось сражаться на два фронта.
Разбитая 76-мм дивизионная пушка Ф-22 и погибший красноармеец, скорее всего из 9-ой отдельной артиллерийской бригады противотанковой обороны у Земгальского моста
40-мм автоматическое зенитное орудие Bofors L60 латвийской армии у железнодорожного моста.
Сгоревший артиллерийский тягач "Коминтерн" с 76-мм дивизионной пушкой Ф-22 у Земгальского моста. За ними просматривается разбитый грузовик ГАЗ-АА.
После того как первая атака была отбита мосты взорвали. И если понтонный и шоссейный мост были разрушены, железнодорожный только прогнулся, а пешеходная часть вообще осталась цела. По нему на другой берег при поддержке артиллерии и устремилась немецкая пехота. Но вновь была встречена огнем и была вынуждена отступить.
Немецкая пехота у железнодорожного моста.
Немецкая пехота у железнодорожного моста. Вполне возможно, что это готовится первая атака через мост. На фото видна зенитная самоходная установка на базе колесно-гусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 и 37-мм противотанковая пушка.
В течение дня у моста продолжались артиллерийские дуэли. Советская сторона вела огонь с целью воспрепятствовать переправе, немцы вели огонь с целью не допустить подрыва моста. В конечном итоге советской корпусной артиллерии удалось «обработать» район, прилегающий к мосту (кстати, именно действия корпусного артполка стали причиной, по которой сгорела церковь Святого Петра, на ней находился арткорректировщик и немцы огнем артиллерии подожгли ее, свалив вину за уничтожение памятника на советскую сторону), и в 2 часа ночи мост был окончательно взорван. Немцам события у моста обошлись в 9 офицеров и 82 рядовых и унтера. У рижских мостов погибли и диверсанты из полка «Бранденбург».
Могилы немецких солдат у Земгальского моста
Горящая церковь Святого Петра
Рижские мосты
Земгальский (Железный) мост.
Был построен в 1872 году Рижско-Болдерайским железнодорожным обществом в связи со строительством Болдерайской железной дороги. Мост был построен про проекту братьев Струве, это была конструкция из прямоугольных в сечении ферм с одной полосой движения. Решетчатые металлические фермы моста (общим весом 360 тыс. пудов) покоились на 8 речных и 3 береговых гранитных устоях. Ширина моста - 32 фута. Мост предназначался не только для железнодорожного сообщения, которое вначале было относительно редким, но и для пешеходов. Поэтому рельсы проходили посередине моста, а по обеим сторонам от них были свободные полосы 5-футовой ширины.
Довоенное фото Земгальского моста
Во время Первой мировой войны мост был разрушен.
После войны мост был восстановлен, а в 30-е годы после капитального ремонта переоборудован в автомобильный. Как у же говорилось выше, при отступлении Красной армии был взорван один пролет Земгальского моста.
Вид на взорванный пролет Земгальского моста с железнодорожного моста
На Земгальском мосту была разбита отступающая моторизованная колонна РККА в составе танков БТ-5 и штабных машин.
Железнодорожный мост
Строительство моста продолжалось с 1909 по 1914 год. Мост был открыт 8 апреля 1914 года. Опирался на 10 опор (8 в русле и 2 береговых). Для пропуска судов поднималась правая крайняя ферма моста, для чего использовались два электромотора в 45 л. с. В зависимости от силы ветра эта операция занимала 1-3 минуты. При отступлении Красной армии был взорван один пролет моста.
На фото взорванный железнодорожный мост виден за Земгальским
Взорванные Земгальский и железнодорожный мосты через Западную Двину
Понтонный мост
Был построен в Лиепае в мастерских военного порта. После транспортировки морем в 1926 г. мост был установлен в Риге. Пришел он на смену старому понтонному мосту, стоявшему с 1896 г. При отступлении Красной армии взрывом было затоплено два понтона моста.
На понтонном мосту остался стоять сгоревший советский танк БТ-7
Интересна и личность того, кто минировал рижские мосты. Они были заминированы группой саперов из 305-го отдельного саперного батальона 24-го Латвийского территориального стрелкового корпуса под командованием лейтенанта Яниса Роберта Пельцерса, т.е саперами из «старой» латвийской армии.
Янис Роберт Пельцерс, (10.01.1913 -07.12.2003). Родился в Эргли, недалеко от Цесиса. Служил в армии ЛР в Болдерайском саперном полку- заместитель офицера, 1.09.1939 года присвоено звание лейтенант. Зачислен в том же звании в РККА, где служил в 305 отдельном саперном батальоне территориального корпуса. 25.06.1941 с командой из 20 человек,на 2-х автомобилях Форд -Вайрогс с взрывчаткой прибыл в Ригу , где оставив автомашины у Пороховой башни, где размещалось Рижское пехотное училище, произвел минирование всех 3-х мостов, с закладкой зарядов и двойным воспламенением, электрическим и огневым. Уволен из РККА в июле 1941 года по ст. 43. В 1943 году мобилизован в Вермахт, в полицейский батальон, старший лейтенант комендантской роты (охрана ж.д. мостов). В октябре 1944 года с частью своих людей дезертировал. 9.03.1945 арестован, заключен в тюрьму в Лиепае. В мае 1945 года освобожден. 1945-46 годы на свободе, в 1946 году арестован и получил 15 лет тюрьмы. Амнистирован в 1954 году. Жил в Бауске. Умер в 2003 году.
Вообще судьба Пельцерса показательна для многих «территориалов». В РФ принято бывших военнослужащих старых прибалтийских армий скопом записывать в перебежчики и «пятую колонну», а в прибалтийских странах тех, кто верно исполнял свой долг в рядах РККА, тоже за «своих» не считают (содействовали оккупантам). Так и знаем мы, дай бог, разве что Арнольда Мери.
Понравилось?
Подписывайтесь на мой канал в Дзене, все новые материалы появляются сначала там...