Легкий крейсер "Belfast". На борту

Oct 27, 2017 21:32

Музеефикация крейсера и экспозиция "Жизнь корабля".
После осмотра крейсера "Белфаст" снаружи, с обоих берегов Темзы, взойдем на его борт по мостику в кормовой части.
Отсюда открывается великолепный вид на Тауэр и Тауэрский мост.



24 августа 1963 года крейсер Белфаст вернулся в Девонпорт из своего последнего дальнего похода в Средиземное море и после небольшой реконструкции был поставлен в резерв. В январе 1966 года механизмы корабля и энергосистемы были вновь расконсервированы и с мая 1966 года по 1970 год он служил пришвартованным в Fareham Creek в Портсмуте в резервной дивизии. Пока Белфаст находился Fareham Creek, Имперский военный музей заинтересовался сохранением трехорудийной 6-дюймовой башни (175-ton Mk XXIII triple turret). Башня могла представлять ряд исчезающих британских артиллерийских крейсеров и органично дополнять пару 15-дюймовых морских пушек перед входом в музей.

14 апреля 1967 года сотрудники музея посетили крейсер Гамбия, также пришвартованный в Fareham Creek. После визита появилась идея сохранения всего корабля. Но крейсер Гамбия находился в плохом состоянии, поэтому обратили внимание на возможность спасти Белфаст. Имперский военный музей, Национальный морской музей и Министерство обороны создали совместный комитет, который в июне 1968 года сообщил, что схема сохранения крейсера является практичной и экономической. Однако в начале 1971 г. правительство в лице Paymaster General (должностного лица Казначейства) отказалось от сохранения. 4 мая 1971 года крейсер Белфаст был отправлен на утилизацию и стал дожидаться разделки на металл.

Палуба в кормовой части покрыта деревом, а над ней натянут парус, предохраняющий от осадков. Прямо перед нами вход в помещение офицеров, ответственных за управление судном и подачу сигналов. Справа виден серебряный судовой колокол, подаренный кораблю в 1948 году жителями Белфаста.



После отказа правительства в сохранении корабля, был учрежден частный целевой фонд HMS Belfast Trust. Возглавил его председатель контр-адмирал сэр Морган Морган-Джайлс, капитан Белфаста с января 1961 года по июль 1962 года. 8 марта 1971 года Морган-Джайлз выступил перед Палатой общин и описал Белфаст как «имеющий замечательное состояние для последующего сохранения» и что спасение его для нации представляет собой «последнюю возможность». Среди депутатов, которые выступали в поддержку Моргана-Джайлса, был Гордон Багьер , депутат от Южного Сандерленда, который служил в качестве Королевского морского оруженосца на борту Белфаста и присутствовал на борту как при потоплении Шарнхорста, так и при высадке в Нормандии. Выступая за правительство, заместитель секретаря ВМФ Питер Майкл Кирк сказал, что Белфаст был «одним из самых исторических кораблей, который имел флот за последние 20 лет», но это не смогло предотвратить демонтаж оборудования корабля, поскольку дело зашло уже слишком далеко чтобы остановить его. Тем не менее он согласился отложить решение о дальнейшем демонтаже, с тем чтобы Траст мог составить официальное предложение.
После усилий многочисленных усилий в июле 1971 года правительство согласилось передать Белфаст в доверительное управление Трасту во главе с вице-адмиралом сэром Дональдом Гибсоном в качестве ее первого директора. На пресс-конференции в августе 1971 года Траст объявил операцию «Морской конек » по переводу крейсера в Лондон. Корабль отбуксировали из Портсмута в Лондон через Тилбери, где он был переоборудована в музей. 15 октября 1971 года крейсер отбуксировали до места последней стоянки выше Тауэрского моста.
Обратите внимание на то, как всего за два с небольшим месяца были проведены основные работы по превращению крейсера в музей.

Рядом со входом в кормовую надстройку закреплена деревянная памятная доска с гербом Белфаста, его девизом «PRO TANTO QUID RETRIBUAMUS» (лат. «Что должны мы дать в обмен на большее». Этот же девиз выбит на монете 1 фунт стерлингов чеканки 2010 года) и наиболее значимыми военными кампаниями в истории крейсера.
- арктические конвои 1943 года в Советский Союз;
- сражение у Норд Капа 26 декабря 1943 года в результате которого был потоплен германский линкор Шарнхост;
- высадка в Нормандии в июне 1944 года;
- участие в Корейской войне в 1950-52 годы.



Крейсер Белфаст был открыт для публики как музей 21 октября 1971 года в день Трафальгарской битвы. Белфаст стал первым военно-морским судном, которое было спасено для нации после победы в битве при Трафальгаре. Хотя он больше не был частью Королевского флота, HMS Belfast получил специальное разрешение на подъем военно-морского флага.
Поддержка восстановления судна была получена от физических лиц, от Королевского флота и от коммерческих предприятий. К 1974 году были восстановлены и оборудованы адмиральский мостик, передние котельные и машинные отделения. В этом же году была проведена реконструкция оперативного зала корабля командой из HMS Vernon и возвращено шесть турелей с Bofors. К декабрю 1975 года Белфаст посетило 1 500 000 гостей.
Тем не менее к 1977 году финансовое положение HMS Belfast Trust значительно ухудшилось и Имперский военный музей попросил разрешения объединить Траст и музей. 19 января 1978 года госсекретарь по вопросам образования и науки Ширли Уильямс принял предложение о том, что HMS Belfast «является уникальной демонстрацией важного этапа нашей истории и технологий». Корабль был передан в музей 1 марта 1978 года и стал третьим филиалом Имперского военного музея. В октябре 1998 года была создана Ассоциация HMS Belfast для воссоединения бывших членов судовая компания.

Сейчас пространство корабля разбито на несколько тематических зон. Для начала мы, чуть пройдя по левому борту, углубимся в недра крейсера и осмотрим экспозицию под названием "Жизнь на борту корабля".
Первое помещение в которое мы попадаем по правому борту это прачечная. Музей начинается с вешалки, а корабль-музей с прачечной.
Здесь есть все необходимое, чтобы содержать в чистоте одежду экипажа. Обратите внимание на гладильные прессы слева.



Машины для стирки и отжима. Спиной к нам стоит обслуживающий их матрос



После того, как Белфаст установили у Тауэрского моста, он дважды подвергался сухому докованию в целях повышения долговечности корпуса. В 1982 году работы проводились в Тилбери, а в июне 1999 года крейсер был отбуксирован в Портсмут. Это был первый случай его выхода в море за 28 лет. Для этого потребовалось получить Сертификат мореходности от Морского и Берегового Агентства. При последнем доковании корпус был очищен и перекрашен, проверена гальваническая защита и проведено ультразвуковое обследование. Ожидается, что до 2020 года корабль не потребует дополнительного докования.
Во время работ по техническому обслуживанию крейсера его корпус и надстройки были перекрашены по специфической камуфляжной схеме официально известной как Адмиралтейский Разрушительный Камуфляж Тип 25, который Белфаст носил с ноября 1942 по июль 1944 г. Это встретило возражения некоторых специалистов, из-за противоречия между маскировкой, отражающей большую часть активной службы во время Второй мировой войны, и нынешней конфигурацией корабля, ставшей результатом длительного ремонта судна с января 1956 года по май 1959 года.
С созданием Консультативного комитета Департамента по культуре, СМИ и спорту (DCMS) по национальным историческим кораблям в 2006 году Белфаст был включен в состав Национального исторического флота.
9 мая 2010 года на борту Белфаста состоялась церемония, посвященная 65-й годовщине окончания Второй мировой войны в Европе. Ветераны арктических конвоев присутствовали на церемонии вручения медалей послом России Юрия Федотова.
В 2017 году было объявлено, что третий фрегат Королевского флота типа 26 будет назван Белфастом . В то же время IWM заявил, что музей будет переименован в «HMS Belfast (1938)» как средство избежать путаницы.

Столярная мастерская не смотря на то, что крейсер не просто железный, а еще и имеет броневую защиту, неотъемлемый атрибут любого корабля. Столяр как и положено представет в образе папы Карло.



Когда крейсер Белфаст был впервые открыт для публики, посетители могли осомтреть только верхние палубы и переднюю надстройку. По состоянию на 2011 год для публики было открыто девять палуб. Руководство Имперского военного музея разделило внутреннее пространство HMS Belfast на три обширные части экспозиции. Первая из них - «Жизнь на борту корабля», рассказывает об особенностях организации морской службы. В этой части восстановлены интерьеры отсеков, дополненные манекенами, иллюстрирующими условия службы экипажа. В числе доступных к осмотру: госпиталь, камбуз, прачечная, часовня, кают-компания, кубрики и прочее. С 2002 года школьные и молодежные группы могут остаться на борту Белфаста на ночь, спать на койках на восстановленной палубе 1950-х годов.

В проходе представлена одна из 533-мм торпед, составляющих минно-торпедное вооружение корабля



Второй раздел экспозиции «Внутренние механизмы» расположен ниже ватерлинии и защищен бронированным поясом корабля. Этот раздел рассказывает об основных силовых, электрических и коммуникационных системах. Помимо машинного отделения и котельной,  различные отсеки корабля представляют вниманию посетителей Адмиральский пост управления огнем, носовое отделение управления кораблем, погреба одной из башен главного калибра.

Рядом с ней люк с многочисленными задрайками. Люк явно не простой, но про его назначение ничего сказать не могу.



Третий раздел экспозиции «Боевые посты» включает верхнюю палубу и переднюю надстройку с вооружением корабля, командным пунктом и пунктом управления огнем. Для публики открыты боевая рубка, адмиральская рубка и артиллерийская башня главного калибра. В течение 2011 года два помещения были переинтерпретированы. Боевая рубка была восстановлена ​​по внешнему виду на период крупного британско-австралийско-американского совместного учения Pony Express, проведенного в Северном Борнео в 1961 году. Реинтерпретация включала интерактивный аудиовизуальный экран радара. В июле 2011 года интерьер Y Turret, самой последней 6-дюймовой башни, был переделан с использованием аудиовизуальных и атмосферных эффектов, в попытке отразить ощущения артиллериста в битве при North Cape.
Чтобы подчеркнуть восприятие вооружения крейсера, его 6" орудия из носовых башен были перенацелены в район станции обслуживания лондонских шлюзов на автомагистрали M1, примерно в 12,5 милях от центра Лондона, что вызвало различные пересуды в обществе.
Одно 4-дюймовое орудие и подъемник боеприпасов находятся в рабочем состоянии и используются во время военно-исторических реконструкции для демонстрации холостой стрельбы. В дополнение к различным площадям корабля, открытым для посетителей, некоторые отсеки были оборудованы как отдельная выставочная площадь. Постоянными выставками являются «HMS Belfast in War and Peace» и «Life at Sea».

Аутентичный гальюн c сантехникой с говорящим названием Shanks, что в переводе означает черенки, стволы, стержни...



Mail office. Здесь экипаж мог получить и отправить родным письма. Только исходящая корреспонденция может лежать здесь достаточно долго, до захода в порт или оказии.



Корабельная церковь. В ней хранятся памятные знамена и венки



Радиоузел, транслирующий внутрикорабельные передачи и музыку



Стойка с оборудованием "Rediton" укрупненно



Постепенно продвигаемся по коридорам крейсера в его носовую часть. Справа открытая дверь с задрайками. Дверной проем перекрыт рекламным щитом фирмы занимающейся работами с асбестом. Слева за обрез кадра уходят щиты со схемами крейсера



Информационные щиты с попалубным показом помещений крейсера. На переднем плане очередной люк с задрайками и что-то похожее на небольшую кран-балку



Попалубная схема помещений крейсера Belfast



Получив общее представление об устройстве крейсера пройдем на камбуз.
Практически сразу мы попадаем в помещения где хранятся припасы. В данном случае это холодильная камера с тушами мяса и уже готовой к приготовлению вырезкой.



Курятина и филейная часть на алюминиевых судках в холодильнике



А в этом помещении мясник разделыет туши на отбивные



Здесь чистят картошку. Никак не могу понять как работает эта картофелечистка. Или она вечно сломана как было у нас в армии?
По идее картошка должна засыпаться в верхний люк, вращаться в барабане цинтрифуги обильно поливаемая водой из шланга, а потом, не дожидаясь остановки механизмов длинной ручкой открывается смотрящая на нас дверка и картошка вылетает в обширный лоток (у нас прямо на пол, если не подставить огромный бак с ручками). Здесь в лотке почему-то нечищенная картошка посереди которой на постаменте возвышается полусковорода-полукастрюля с результатами труда.






Посудомойка с горами грязной посуды в мойках



Собственно камбуз где идет приготовление пищи для экипажа. Перед нами стол для разделки и подготовки рыбы, справа инструкция по пользованию фритюрницей



Процесс приготовления рыбы во фритюре для Chips and Fish



Здесь готовят первые блюда и гарниры



В этот бак загрузили свежевычищенную картошку. Обратите внимание как искуссно она изготовлена, особенно мне понравилась пенка на воде и одна. успевшая потемнеть картофелина



Что-то похожее на "хлеборезку" в Советской армии. Упаковки из под заварки, сиропа и маргарина. Справа частично попали в кадр или весы или устройства для резки



Еще какое-то хозяйственное помещение



Из него мы попадаем на раздачу. Сейчас не время приема пищи и стойки только начинают наполнятся готовыми блюдами



Раздача со стороны стоящих с подносами за едой



На дальнем плане уже знакомые коки жарят рыбу



Проходим в пекарню



Надпись вверху можно перевести как "Приказ: не курить!"



Тут я услышал что где-то кто-то пищит и мяучет кошка и пошел на звуки попав в пустую кладовку где когда-то хранилась картошка.



Здесь корабельная кошка поймала большую жирную крысу



Покидаю зону камбуза и попадаю в кубрик младших офицеров. Здесь кто-то из команды только что принял душ и готовится заступить на вахту



Гардероб



Прохожу дальше в носовую часть корабля справа по борту и попадаю в корабельный лазарет.
Сначала в зубоврачебный кабинет. Здесь в воздухе витает стойкий запах лекарств, визжит бормашина, а крики пациента несутся далеко по коридорам корабля



Немного врачебных инструметов. Как сюда вставить для полноты картины мерзкий звук низкооборотистой зубной машинки кто-нибудь знает?



Аптека. Слева ящик то ли со всем необходимым в случае бактериологического заражения, то ли для хранения проб и анализов



Операционная. Сейчас здесь проходит сложнейшая операция на брюшной полости



Врач-анастезиолог и пациент



Хирург



Палата госпиталя для выздоравливающих



Кто-то пришел навестить больных



Этот моряк получил травму кисти






Носилки для транспортировки раненных и пострадавших. Благодаря им раненного можно поднимать по вертикальным трапам



Это не помню где снято. Похоже на кабинет метролога



Переходим в ту часть, где путем сноса переборок образовалось более менее единое пространство для экспозиции, рассказывающей об истории крейсера. Здесь я снимал только то, что привлекло мое внимание и связного рассказа в картинках не получится.
Чертеж орудийной башни главного калибра с тремя 6" орудиями BL Mark XXIII



Макет башни



Какая-то неведомая фигня. Или это корпус немецкой донной мины на которой подорвался крейсер в ноябре 1939 года?



Модель линкора Шарнхорст в потоплении которого крейсер участвовал 26 декабря 1943 года



280-мм снаряд главного калибра линкора Шарнхорст



14" снаряд британских линкоров, потопивших линкор Шарнхорст



Здесь по внутреннему телефону посетители могут послушать воспоминание ветеранов Белфаста и узнать о морских традициях и обычаях. Справа бочонок для грога. На нем можно сфотографироваться.



Военно-морская форма и головные уборы моряков королевского флота. Шлем водолаза наверное тоже отнесен к разряду "головные уборы"



Пойдем дальше.
Буфет N.A.A.F.I. Справа часы работы
The Navy, Army and Air Force Institutes (NAAFI) является организацией , созданной британским правительством в 1921 году для запуска рекреационных учреждений, необходимых в британских вооруженных сил, и продажи товаров военнослужащим и членам их семей. Что-то типа нашего Военторга. В NAAFI работают клубы, бары, магазины, супермаркеты, прачечные , рестораны, кафе и другие объекты на большинстве британских военных баз, а также столовые на борту кораблей Королевского флота. Обычно офицеры не пользуются клубами и барами NAAFI, поскольку это считается вторжением в частную жизнь младших рангов.
Сотрудники NAAFI, которые работают на борту судна, являются частью Морской службы питания (NCS), носят военно-морскую форму и имеют боевое рассписание, но остаются обычными гражданскими лицами. Персонал NAAFI также может присоединиться к Институтам Экспедиционных сил (EFI), который предоставляет объекты NAAFI в зонах военных действий. Персонал EFI является членом Территориальной армии, выполняющей специальные обязанности, носит ряды и носит униформу. Персонал NCS может также добровольно присоединиться к Королевскому флоту, во время активной службы. Младший офицер Джон Лике, менеджер столовой NCS на HMS Ardent, был награжден Медалью за выдающуюся службу (DSM) в 1982 году во время Фолклендской войны за проявленное мужество во время обеспечения боеприпасами пулемета.



Еще один киоск где члены экипажа могут купить всякую всячину



Специальная комната где происходит изготовление грога - это давняя традиция Королевского флота.
Все дело в том, что в связи с неумением хранить пресную воду в дальних плаваниях для ее обеззараживания и для отдельного употребления брали запас рома, пива или вина. Связывать ром с британским королевским флотом стали в 1655, когда британский флот захватил остров Ямайка. Наличие рома собственного производства привело к замене им французского бренди как спиртного напитка, ежедневно присутствовавшего в рационе моряков. На смену рому пришел грог.
Название напитка происходит от прозвища британского вице-адмирала Эдварда Вернона (Edward Vernon; 1684-1757) - «Олд Грог» (Old Grog). В те времена ежедневный порция рома у моряков составляла полпинты 80%-го рома (около 280 мл). Он входил в рацион как профилактическое средство от цинги и прочих недугов до упразднения этого правила 31 июля 1740. Это периодически вызывало дисциплинарные проблемы и пьянство матросов. Чтобы уменьшить влияние алкоголя на моряков, адмирал Вернон приказал раздавать ром только разбавленным водой, холодной или горячей (в зависимости от ситуации) и лимонным соком. Объем напитка оставили прежним - полпинты,- а самого рома в нём содержалось уже вдвое меньше. Напиток стали называть «ром на трёх водах», или «грог» - по кличке Старый Грог, которую дали Вернону за его привычку прогуливаться по палубе в непогоду в старой непромокаемой накидке из фая (англ. grogram cloak).
Ром входил в ежедневный рацион моряков королевского флота до упразднения этого правила 31 июля 1970.



Прохожу дальше мимо открытых для осмотра элеваторов главного калибра



Через открытый люк можно заглянуть в погреба боезапаса



Швейная мастерская



Кубрик матросов в носовой части крейсера. Интересен дословный перевод названия этого помещения Arctic Messdeсk - арктический бардак на борту судна. Вероятно, здесь воссоздана обстановка времен арктических конвоев.
Экипаж здесь по традиции размещается в гамаках под которыми расположены столы и скамьи



Даже корабельные котик спит вечным сном в гамаке. Его грустную историю я неоднократно рассказывал.
Жил на крейсере-музее живой кот из приюта по кличке Кило, но в феврале 2008 года его выбросила за борт пьяная 16-ти летняя дурында. Котик утонул, а дурында в суде отделалась передачей под наблюдение полиции и написание письма с просьбой о прощении команде корабля, хотя могла схлопотать нехилый срок и штраф. Подробности



Еще несколько фото интерьеров матросского кубрика






Шкафчик с посудой в кубрике



Вот так убираются гамаки, когда в них никто не спит






В помещении с механизмами привода в действие устройств для поднятия якорей также расположены гамаки для команды.
Внизу не что похожее на электрические калориферы (или это лебедки ?), а справа видна переговорная труба















Здесь гамаки совсем убраны



Вернемся из носовой части корабля в в центральную



Офицерская каюта



Что символизирует эта сцена я не знаю. Похоже на "кофе в постель"



Еще одна офицерская каюта



VHF/UHF Equipment room - комната с радиооборудованием



Что-то походит на прибор целеуказания, типа трансформатора азимута и дальности. Снимал уже скупо, экономя аккумулятор



А это уже современная мастерская музея, я просто заглянул в открытую дверь



Это кажется капитанская каюта, если я не ошибся или каюта старшего офицера



Использованы материалы:
1. HMS Belfast. Guidbook. 2010
2. Британская Википедия HMS_Belfast

Продолжение следует

Опубликованные репортажи по HMS Belfast
1.
- HMS Belfast - легкий крейсер "Белфаст". Виды с берега  https://starcom68.livejournal.com/2502286.html

Другие мои материалы по поездке в Великобританию можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/236081.html

Музеи, Флот, Великобритания, Стажировка, Лондон

Previous post Next post
Up