Счастливая "чертова дюжина"

Sep 20, 2017 00:34

Оригинал взят у vikond65 в Счастливая "чертова дюжина"


Ровно 105 лет тому назад, 19 сентября 1912 года, стартовал первый в истории международный пассажирский авиарейс. Комфортабельный лайнер авиакомпании DELAG (Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft) вылетел из Гамбурга в Стокгольм с промежуточной посадкой в Копенгагене, имея на борту 24 пассажира и шесть членов экипажа.

Правда, этот авиалайнер был не самолетом, а дирижаблем марки "Цеппелин" с серийным номером LZ-13 и собственным наименованием "Ганза". Он имел длину 148 метров, диаметр - 14 метров и объем баллона - 20 тысяч кубометров. Воздушного гиганта приводили в движение три бензиновых двигателя "Майбах" мощностью по 145 л.с.

В передней открытой гондоле размещался командный пост и один двигатель, работавший через конические передачи и длинные валы на два двухлопастных алюминиевых винта, укрепленные на кронштейнах по бокам баллона. В задней гондоле стояли два мотора, каждый из которых вращал один винт. При работе всех двигателей на максимальной мощности дирижабль в штилевую погоду развивал скорость до 76 км/ч.

Между гондолами был укреплен закрытый пассажирский салон с застекленными окнами, в котором стояли кресла и столики. Все помещения соединялись между собой галереей, проходившей под днищем баллона, правда, перемещаться по ней можно было только на четвереньках, а подниматься и спускаться - по вертикальным трапам.

Первый испытательный полет LZ-13 совершил 30 июня 1912 года. Несмотря на "несчастливый" номер, судьба была к нему на редкость благосклонной. До начала Мировой войны он успел совершить без каких-либо происшествий 399 коммерческих авиарейсов, перевезя в общем счете 6217 пассажиров. Создателям тогдашних самолетов о подобных цифрах приходилось только мечтать.

"Ганза" побывала во многих странах Европы, в том числе и в России. В 1913 году этот дирижабль совершил вояж из Лейпцига в Москву. Но из-за отсутствия спроса подобные рейсы не стали регулярными, в отличие от полетов в Голландию и Скандинавские страны.

После начала войны LZ-13, как и все остальные германские дирижабли, был мобилизлван и переоборудован в бомбардировщик. Пассажирский салон переделали в бомбовый отсек, а для защиты от вражеских аэропланов на его бортах укрепили два пулемета. В этом качестве "Ганза" успела повоевать как на Западном, так и на Восточном фронте. LZ-13 бомбил города и военные объекты во Франции и в Российской Империи, в частности - Либаву, удачно избежав снарядов вражеских зениток.

В середине 1915 года дирижабль из-за ветхости и морального устаревания переклассифицировали в учебную машину, а в сентябре 16-го - отправили на слом. Таким образом, LZ-13 стал одним из немногих тогдашних дирижаблей, прослуживших более четырех лет и не ставших жертвами стихии или вражеского огня, а "умерших естественной смертью", от старости.

На заставке - "Ганза", приземлившаяся в поле на окраине Москвы.



LZ-13 над берлинским "дирижаблепортом", откуда в 1912-14 годах совершались рейсы пассажирских воздушных кораблей.



Если в городе, куда летали дирижабли, отсутствовал эллинг, посадка и высадка пассажиров производилась прямо на летном поле.



А при наличии ангара это происходило в более комфортных условиях.



Передняя гондола LZ-13.



И его пассажирский салон.

Воздухоплавание, Германия

Previous post Next post
Up