Оригинал взят у
swordfish_77 в
Одесса. Мемориал "411-я батарея"Много раз бывал в Одессе, но все не было времени доехать до этого мемориала. И вот, выкроив день
из своего отдыха в Коблево (вода была прохладная, так что ничего не потерял), наконец-то реализовал свою давнюю мечту.
Так как материала отснято очень много, будет несколько частей. Вперед!
У входа на мемориал - стилизованная композиция в виде направляющих гвардейского миномета БМ-13.
Схема осмотра. Мы начнем с левой части, где выставлены сухопутная техника и подводная лодка. Далее осмотрим морское вооружение и артиллерийские позиции самой батареи.
Восстановленные проволочные заграждения и остатки окопов, прикрывавшие подступы к батарее.
Стенды с фотографиями военных лет.
На мемориале очень любят бывать одесские дети, для них построен вот такой веревочный парк.
Мы на центральной площадке мемориала. Здесь нас встречают пьедестал с макетом истребителя И-16 и пара пусковых установок комплексов ПВО.
«Ишачок» установлен в августе 1991 года авиаторами Одесского военного округа при содействии двух фирм-спонсоров. Слева от самолета - пусковая установка ЗРК С-125 с четырьмя направляющими.
Справа - ПУ комплекса С-75.
Рядом с С-75 - зенитная пушка 52-К калибра 85 мм. Ствол остановился в крайнем заднем положении.
Также на центральной площадке - старенький трамвай с прицепленной к нему платформой, на котором установлено 45-мм орудие (кажется, это 21-КМ).
Переходим на левую площадку парка. Здесь на кильблоках установлен самый крупный его экспонат - подводная лодка послевоенного проекта А615.
В реальной жизни корабль носил имя «М-296» и был спущен на воду в 1956 году на ленинградском заводе «Судомех». В 1965-м лодка была законсервирована и поставлена на отстой в Балаклавской бухте. В 1971-м лодка была расконсервирована и прослужила до 1977-го, после чего переклассифицирована в опытовую подлодку. Через два года выведена из состава флота.
Почему музейщики переименовали ее в «М-305», неизвестно - такой лодки в советском флоте даже не существовало.
Крышки носовых торпедных аппаратов.
Одесские голуби в торпедном аппарате и на якоре системы Матросова.
Антенна гидроакустической станции.
Ходовая рубка крупным планом.
Главное оружие подлодки - торпеда калибра 533 мм.
На табличке с ТТХ лодки почему-то указано, что вооружена она была аппаратами калибра 450 мм, хотя это не так.
Винторулевая группа.
Проект А615 отличался от всех прочих тем, что подводный ход вместо привычных электромоторов обеспечивала дизельная установка замкнутого цикла (главный двигатель 900 л.с. и два высокооборотных по 700 л.с. для форсированных режимов). Для ее работы под водой лодка имела две цистерны с жидким кислородом и больше 14 тонн известкового поглотителя. Такая схема была очень пожароопасной, поэтому к лодкам приклеилось имя «зажигалки». В 1956-57 гг. произошло две аварии с человеческими жертвами, в обоих случаях - объемный взрыв в выгородке среднего дизеля.
На двух стендах перечислены корабли КЧФ и Черноморского морского пароходства, принимавшие участие в обороне Одессы в 1941-м году.
На площадке перед подводной лодкой в несколько рядов установлена наземная техника (бронемашины и артиллерийские системы) и бронепоезд с паровозом типа Ов.
Начинаем с левого ряда. Амфибия БАВ-485, созданная на основе американской DUKW-353.
Полевая кухня.
А этот бронеобъект вы встретите только в Одессе. Эрзац-танк НИ-1 «На испуг».
Вид спереди. Вооружены мини-танки были двумя пулеметами либо огнеметом.
Противотанковая самоходка СУ-100. Мы уже видели такую
в Белозерке. Завершает эту группу Т-34-85.
Продолжение следует.