Великая Казачья война 1591-1775 гг.

Jul 28, 2017 19:18

Оригинал взят у oleggg888 в Великая Казачья война 1591-1775 гг.


Речь, разумется не о войне, а о вооруженном движении (сериии движений) на территории Польского короелвства, Великого княжества Литовского и Русского государства Можно рассмотерть как некую общность следующие восстания и движения:  казачьи войны в Польском королевстве (1591-96, 1625, 1630, 1637-38, 1648-53 гг.), затрагивающие и белорусские земли (в 1595 и 1648-53 гг.); события Русской Смуты (разбойники  "великого глада" 1601-03 гг., казачьи движения в поддержку самозванцев - от Лжедмитрия I в 1604-05 г. до Заруцкого с "воренком" в 1613-14 гг.; движение шишей против польских войск - от начала осады Смоленска в 1609 до попыток освобдить Смоленск в 1613-17 гг.; казачье набеги на оккупированной шведами территории; походы "черкас"; движение "воровских казаков" в центральных уездах в 1614-15 гг. и пр.); двжиние "вольных казаков" в период Смоленской войны (вначале организованные набеги на земли Речи Посполитой, а затем и разбои в Русском государстве), движение шишей в Белоруссии в 1654-67 гг. (вначале в поддержку царских войск, а затем - уже против них), события Руины 1657-87 гг., Разинское востание 1666-71 гг., казачье восстание Палия 1702-1704 гг. на Правобережье, движение гайдамаков в Польском королевстве в 18 в., Булавинское восстание 1707-11 гг., Пугачевщина 1772-75 гг, а также множество других событий. Это же период был "золототым" веком самодеятельных казачьих набегов "за зипунами".

В историографии эти события  назвались и националь-носоободительном борьбой ("украинцев и белоруссов  против польского гнета"), и классовой борьбой, и "партизанским движением против оккупантов" (против "москалей" или "ляхов" и шведов), и религиозными конфликтами (православных против католиков, старобрядцев против никониан), и "самозванчеством". В чем же общность их? Политические фон событий был принципиально различным. Релизозные мотивы в ряде случаев присутствовали, но они лишь обстряли конфликт, а не придавали ему существовавшую форму. Классические классовый подход (крестьянские войны) не подходит - "показаченные" повстанцы уже отстаивали не "крестьянские", а "казачьи интересы".
Основой или "видимым образцом"  этих движений были вольные казачьи общины. К концу 16 в. они как раз собственно и образовались. На Киевщине "вольные казаки" с конца 15 в. находились под местными магнатами ,которые организовывали все крупные и средние походы (собственно один из распространенённых значений термина "казак" в 16 в. в Польско-Литовском государстве было: "участник вольного набега", вне зависимости от социального положения). Вольные казачьи общины на Днепре стали "самостоятельным игроком" фактически только во 2-й пол. 1570-х гг. (не без активной поддержки Грозного царя).  Образование восточного о"лыцарство" (на Дону Волге, Яике и Тереке) также не обошлось без дейтельности Грозного (можно сказать, что началось все с казачьего  похода из Путивля в 1548 г., давшем начало первых донских казачьих городков -  в итоге царских завоеваний и царской поодержки русские казаки заменили татарских на данных террториях).
Сама схема казачьего движение не уникальна - люди разного происхождения ("старые казаки", шляхта, дети боярские, челядь, крестьяне и пр.) собирались в разбойного типа ватаги, возглавшяемые выборными атаманами.  Однако (что уже  не так уникально) эти "разбойные движения" приобретали огромный масштаб, объединяясь общими декларированными  целями, приобретая значение ключевой или одной из ключевых политических сил. Те, кто возглавлял "казачьи движения" , могли иметь разные цели (кто стать царем, кто "царевым главным воеводой", кто всевластным магнатом и пр.) "Неизменными целями" "показаченных" можно назвать : возможность "похода за зипунами" и поступление своим "войском" на службу (желательно вольную - без присяги) к "правильному государю" (будь то король, хан, султан, действующий или самозванный царь - лишь бы вывполнял определнные требования) - получать жалованье, снаряжение, вооружение, в целом иметь государтвенную поддержку (самостоятельно только мелким разбоем заниматься выходит).  Т. е. это с одной стороны антигосударственные движения (уже сам факт масштабного разбоя; стремление поломать (привести с идеалам справедливости) существующую систему), но при этом отрицающее изчезновение государства или сепаратное образование своего независимого государства.
Разумееся, в коротком посте не получиться не утрировать, но вот вопрос "народного казачьего мировозрения" движений 16-18 вв. представляется актуальным, позволяющим понять многие сложности и противоречия указанных событий.

Как-то так... Такие мыслишки

История, Казаки

Previous post Next post
Up