Рояль фирмы Я.Беккеръ в музее Н.Г.Славянова

Jun 21, 2017 15:25

Сегодня третий день Музейной недели 2017 #MuseumWeek в социальных сетях и он посвящен музыкальным экспонатам. Пора и нам написать что-то музыкальное про Дом-музей изобретателя электросварки Н.Г.Славянова.
Как известно, в гостиной нашего музея уютно расположился рояль фирмы "Я.Беккеръ" из Санкт-Петербурга. Такой же рояль был в семье у Н.Г.Славянова.
По воспоминаниям современников еще в детстве Николай Славянов научился играть на рояле, что было обычной практикой в дворянских семьях. Не бросил он этого занятия и в студенческие годы. Но своего инструмента не было. Пришлось брать пианино напрокат, платя за это вдвое дороже, чем за комнату, которую он снимал во время обучения в Горном институте. Любовь к музыке сохранилась на всю жизнь. С большим мастерством Славянов исполнял многие музыкальные произведения. Особенно любил он «Аппассионату» Бетховена, «Реквием» Моцарта и Шестую симфонию Чайковского.


В 1988 году, когда создавался наш музей, необходимо было для воссоздания интерьеров гостиной найти похожий инструмент.
В архиве музея сохранились вырезки из газет того периода с объявлениями о продаже роялей. Сейчас трудно восстановить историю, какое из объявлений сработало, но сохранились воспоминания очевидцев о том, что рояль находился в квартире на пятом этаже "хрущевки".
Музею в помощь были даны солдаты из Красных казарм и с их помощью, с трудом, инструмент был спущен по узкой лестнице вниз, погружен в грузовик и перевезен в музей.
По легенде рояль не только той самой фирмы Якова Беккера из Санкт-Петербурга, но и того же года изготовления, что и был в семье у Н.Г.Славянова. Попытаемся проверить эту легенду разобрав и внимательно осмотрев музыкальный инструмент.



В этом нам поможет мастер по настройке, ремонту и реставрации фортепиано с 50-летним стажем Владимир Викторович Семикин.


Вместе с ним открываем крышку рояля и выдвигаем клавишно-молоточковый механизм и внимательно его осматриваем


Сразу бросается в глаза три момента. Во-первых, клавиши выполнены не с накладками из слоновой кости, как делали в то время, а с покрытием из пластика. Такой ремонт вызывает визуальный диссонанс у тех, кто что-то понимает в старинных инструментах. Во-вторых, сам корпус рояля покрыт полиэфирным лаком, чего не могло быть в XIX веке.


В-третьих, молоточки, являющиеся для рояля расходным материалом, также когда-то подверглись грубому ремонту и обклеены дермантином, а не войлоком.
Все это позволяет говорить, что рояль за свою долгую жизнь неоднократно подвергался ремонтам разной степени качества.


Обычно молоточки меняют целиком, когда износ носит необратимый характер.


Теперь обратим внимание на раму инструмента, изготовленную из ковкого чугуна.


Другой материал здесь не подходит, так как только ковкий чугун обладает достаточной статичностью и прочностью, меньше всего поддается деформации несмотря на хрупкость. Ведь суммарное усилие натяжения струн у рояля доходит до 20 тонн.


Резонансная дека оригинальная и носит клеймо фабрики Я.Беккера в Санкт-Петербурге. Именно она после революции превратилась в завод "Красный Октябрь". К сожалению, через деку проходит две обширные трещины, что не позволяет использовать рояль в этом виде в качестве музыкального инструмента.


Специальные окна в раме, украшенные шипами, позволяют звуковым волнам свободно выходить вверх, отражаясь от деки. здесь мы обращаем внимание на грубое покрытие чугунной рамы бронзовой краской, потемневшей от времени


Вирбели - на них натягиваютс струны. Они имеют мелкую резьбу и забиваются молотком в специальные отверстия в в основе - вирбельбанке. Затем к ним цепляются струны и путем поворота струны натягиваются. С течением времени отверстия под вирбели размозоливаются, вирбели начинают в них самопроизвольно проворачиваться в обратном направлении, рояль быстро расстраивается и система требует комплексного ремонта.
Рядом с вирбельбанком обнаруживаем номер рояля на раме. Номер красивый 11110! может быть когда-нибудь по нему удастся точно установить год выпуска инструмента.


Несмотря на то, что мы не нашли год изготовления рояля, но по его механике. номеру и еще ряду признаком можно говорить, что инструмент произведен в конце XIX века.


Сейчас рояль находится в состоянии непригодном для его использования в качестве музыкального инструмента.
Для того чтобы он заиграл требуется дорогостоящий ремонт стоимостью около 250-400 руб.
Есть конечно еще один вариант: устранить последствия поздних ремонтов и максимально вернуть внешний вид инструмента к оригиналу, вот только будет ли он после этого играть большой вопрос.

#MuseumWeek #musicMW

#musicmw, Музеи, #museumweek, Пермь, Артефакты, Сварка, Музыка

Previous post Next post
Up