Две стройки, два века

Feb 04, 2017 00:17

Презентую первый пост нового журнала Крепость Керчь. Ведет его комендант Керченской крепости.
Подписывайтесь. Будет интересно
******************************
Оригинал взят у krepost_kerch в Две стройки, два века

Следя осенью прошлого года за подготовкой к строительству моста через Керченский пролив, я с недоумением прочитал, что в Керчи, в районе бывшей "бочарки," строится цементный завод. Не цементный это завод, а просто бетонный узел строится! Впрочем, я быстро успокоился - что требовать от девчёнок-корреспондентов, совершенно не разбирающихся в технологиях производства цемента. В их защиту надо сказать, что у них был повод подумать о цементном заводе, ведь улочка, на которой сейчас развертывается грандиозная стройка, носит вполне официальное название "улица Цементная слободка". Как тут не ошибиться? И название своё это местечко получило не случайно. Здесь в девятнадцатом веке действительно был построен и успешно работал цементный завод.



Если внимательно посмотреть на здания, сохранившиеся возле конечной остановки шестой маршрутки, то по качественной кладке из ракушечника "семерика" можно догадаться, что это здания постройки конца позапрошлого века. Они в то время принадлежали цементному заводу, построенному военным инженером, капитаном М.И.Черкасовым. С гордостью за Керчь, отмечу, что это был один из первых в России цементных заводов. И выпускался на нём отличный цемент, который был даже выставлен на первой всемирной выставке в Париже в 1874 г. и удостоился там медали за качество. Сырьём для цемента служили известняки и глины, которых в наших местах достаток.

К сожалению, пока не известно какими были  печи для обжига , где конкретно добывали сырьё и топливо, как измельчалось и обжигалось сырьё... Это предстоящая работа для краеведов. Но, хорошо известно, что необходимость строительства в Керчи цементного завода в девятнадцатом веке возникла в связи  с возведением укреплений на берегу Керченского пролива. После поражения в Крымской войне Россиии грозила потеря   территорий Кубани и Крыма, оставшихся без защиты от неприятельских десантов. Строящиеся укрепления, получившие в последствии название "Крепость Керчь", призваны были закрыть вход неприятельскому флоту  в Азовское море, прибрежные города которого беспрепятственно обстреливались противником во время Крымской войны.

Невольно напрашивается аналогия с современностью. Строительство Россией моста через Керченский пролив в XXI веке не менее важно для укрепления связи с Крымом, вернувшимся в состав государства по воле жителей полуострова. И снова, как и сто шестьдесят лет назад, государство российское тратит огромные средства на строительство нового укрепления - моста через пролив. Заглядывая в далёкое прошлое, можно узнать, что и тысячи лет назад коса Тузла, сужающая водную преграду, была местом переправы через пролив.  Крепость, с её мощными береговыми батареями, построили напротив косы, вблизи судоходной части пролива, чтобы контролировать проход по фарватеру. Строящийся мост, который через пару лет понесёт на себе поток транспорта через  судоходный участок,  тоже использует косу Тузлу как  естественную опору.

Масштаб работ и затраты на строительство Крепости и моста сопоставимы. И работы ведутся практически на одном участке пролива. Более того, логично было бы вывести мост как раз на территорию Крепости - путь короче и затрат меньше. Но восторжествовал цивилизованный подход - памятник истории решили сохранить. Нынешнему "коменданту" Крепости - к.и.н. Юрию Белику была поручена консультация проектировщиков моста, чтобы при строительстве избежать разрушения исторических памятников. Трасса моста была перенесена в обход территории Крепости, став длиннее на два километра.

Керчане с интересом наблюдают за ходом работ. Излюбленной смотровой площадкой стал высокий берег вблизи стройки.  По воскресным дням сюда подьезжают семьями и внимательно рассматривают растущий мост.  Отсюда хорошо видно, как тяжёлые самосвалы высыпают камень в воду, готовя основание моста.

И никто не знает, не замечает, что рядом можно увидеть следы ещё одной большой стройки, которая велась на этом берегу полтора века назад. Внимательно взглянув на береговую черту, можно увидеть, что берег тоже укреплен - кладкой из  каменных глыб, похожих на те, что сыплют самосвалы. Укреплён давно. Когда-то эти камни привезли сюда на телегах, запряженных быками. Эта кладка  была сделана в конце девятнадцатого века. Она предохраняла берег от размыва - по этому берегу в 1900 году была проложена ветка железной дороги, ведущая в Крепость. Современный железнодорожный путь, который пролетит над морем и сократит путь в Россию, строится в полукилометре от берега.



Взглянув вдоль берега, увидим выступающий в море крепостной причал, почти смыкающийся с рабочим мостом новостройки. Причал строился в семидесятых годах девятнадцатого века, и для него тоже были нужны большие объёмы камня. Этот камень подвозили ещё по одной железной дороге. Она была сооружена как временная, специально для строительства причала, и  проложена была от курганов Юз-Обинской гряды до места строительства. Это была одна из первых железных дорог в Крыму.

О существовании этой временной железной дороги, использовавшейся при строительстве Крепости, стало известно из архивных документов. На местности удалось найти её следы, изучив схемы, оставленные инженерами-строителями Крепости. Она пролегала в полукилометре от нашей смотровой площадки, и неподготовленный взгляд не заметит сейчас её трассу. А дорога была проложена очень удачно и, надо заметить, даже смело. Она плавно снижалась с вершины гряды, пересекала по деревянным мостам глубокие балки и спускалась с высокого обрыва на уровень моря. Земляные насыпи-опоры мостов сохранились до наших дней. По окончании строительства пирса временная железная дорога была разобрана. Напрашивается аналогия с временным рабочим мостом, возводимым строителями.

Поблизости от площадки обзора можно увидеть один из источников водоснабжения Крепости.  Здесь в девятнадцатом веке была сооружена плотина, перегородившая естественную балку для сбора дождевой воды.



В теле земляной плотины построено здание, в котором располагались песчаные фильтры и водоразборные краны. Полуразрушенный "финтер", как его называли местные жители, можно осмотреть на берегу. Отсюда когда-то водовозы в деревянных бочках везли воду в Крепость.



Современные строители моста получат воду из городского водопровода. И временный городок для них подготовлен с удобствами.  Количество строителей Крепости и моста примерно одинаково. Невольно сравниваешь условия жизни и быта этих разделённых во времени коллег.  Строители Крепости готовили свои землянки сами, используя подручный материал. Их городок размещался на берегу, недалеко от площадки осмотра. Правда, следов от него почти не осталось. Видны лишь фрагменты развалин под слоем земли.



Чтобы увидеть больше, нужно проехать в Крепость, расположенную в полутора километрах к югу от места строительства моста. Под разбитым асфальтом дороги, ведущей туда - каменное мощение крепостной дороги девятнадцатого века. Она проложена по крепостной эспланаде и ведёт к главным крепостным воротам.



На экскурсии в Крепости можно услышать и увидеть много интересного из истории её строительства. Можно посмотреть десятки интересных фортификационных сооружений, построенных на основе тяжёлого, кровопролитного опыта обороны Севастополя в Крымской войне. Но даже если вы уже прошли экскурсионным маршрутом, стоит взглянуть на динамично прирастающий мост с одной из смотровых площадок внутри Крепости.



С земляного вала Ак-Бурунских укреплений открывается широкая панорама пролива. В четырёх-пяти километрах от крепостного берега видна коса Тузла. Заметно скопление плавкранов, плавучих платформ, чётко виден достраивающийся рабочий мост. В проливе идёт напряжённая работа. Но прежде чем началась эта интенсивная работа, почти год велись изыскательские работы и менялся проект моста. Звучали аргументы в пользу его возведения  в районе действующей паромной переправы, но тузлинский путь сочли предпочтительным.

То же происходило и в девятнадцатом веке при строительстве Крепости. Александр II принял решение о строительстве укреплений в Керчи сразу по окончанию войны. Сразу по уходу из Керчи вражеских войск началось исследование местности.  Специально присланная из Петербурга инженерная команда с деревянных платформ, построенных в море, бурила дно, исследуя грунт. Изыскивались строительные материалы, испытывались местные камни... Вначале звучали предложения укрепления крепости Еникале. Но после изучения местности и изысканиях в проливе,  было решено строить Крепость напротив косы Тузлы, на месте Павловской береговой батареи, поставленной ещё во времена Екатерины Великой. Проект Крепости, составленный под руководством героя обороны Севастополя генерала Э. И. Тотлебена, кроме мощных береговых укреплений, предусматривал перегораживание пролива каменной наброской, которая должна была прижать неприятельские корабли к береговым батареям.

Задача для тех времён сложная. Нужно было, располагая скудными техническими средствами, перекрыть около трех километров пролива.  Работа по перегораживанию пролива началась в 1857 году. Камень-дикарь заготавливали в ближайших карьерах и доставляли гужевым транспортом на берег, где его перегружали на баржу. Маленький пароходик по названию "Предприятие" тащил баржу к месту выгрузки, где камень выбрасывали за борт. Плотину шириною до десяти метров выкладывали выше уровня моря, камень со временем проваливался в донный ил, его разбрасывало зимними штормами, и наброску вновь восстанавливали... Через пятнадцать лет  работа по  заграждению пролива была закончена. Судоходный фарватер в проливе, прижатый к крымскому берегу, углубили землечерпалками в восьмидесятые годы позапрошлого века. Морской путь, по которому проходят суда в проливе сейчас, проложен был в те далёкие года.

Мы, любуясь морским простором и рассматривая панораму огромной стройки, отметили похожесть задач и работ в проливе при строительстве современного моста и оборонительных укреплений в проливе. Стоит напомнить, что полтора века назад ещё больший труд был положен и на строительство самой Крепости. Её защитные валы и рвы, казармы, капониры и пороховые погреба, контрминные галереи и подземные тоннели-потерны потребовали при строительстве переместить около миллиона кубометров грунта. Тысячи солдат и вольных рабочих около двадцати лет вручную, с помощью лопат и тачек, пил и ломов, добывая на месте строительные материалы, возводили эту Крепость, одну из пяти самых сильных крепостей России во второй половине девятнадцатого века.



Строительство Крепости  стало значительным толчком к развитию промышленности и экономики Керчи, увеличило городское население. Оно повлияло на развитие промыслов и на Таманском берегу пролива. Там, в районе бывшей Фанагорийской крепости, для нужд Крепости был построен кирпичный завод, который за шесть лет изготовил сорок миллионов кирпичей, необходимых для стройки. И начало строительства моста через пролив уже сейчас заметно взбодрило экономику Керчи. Оживает промышленность, порты, транспорт, строятся дороги, восстанавливается энергетика - город теряет своё островное положение.

Восстанавливая экономику города, надо сохранять и развивать Керчь с её уникальными историческими памятниками как культурную столицу восточного Крыма. Надо ли сохранять исторические памятники, тратиться на них? Политические события последних лет не оставляют сомнения, что забывать прошлое нельзя.  Взгляд с высоты крепостного вала на морскую гладь пролива - это и взгляд с высоты времени. Он заставляет задуматься о событиях ныне происходящих и давно прошедших, их причинах и последствиях.

В. М. Стародубцев

Крым, Керчь, Керченский мост, Крепость Керчь, Фортификация

Previous post Next post
Up