Об обнаружении самолета времен Великой Отечественной в море под Сочи мы узнали из СМИ. Специалисты «Кубанского плацдарма» сразу подключились к установлению обстоятельств гибели и экипажа. В этот же день, 19 января, Женя выдвинул предположение, что этот «Бостон» принадлежал 63-ему БАП...
Но предположения оставались всего лишь предположениями. Мы не имеем права на ошибки в нашей работе, уважая память о павших. К сожалению, мы не раз сталкивались с такими фактами, и очень сложно потом исправлять чьи то поспешные выводы, возвращая истинные имена и судьбы Героев.
Именно поэтому нам нужно было точно знать тип самолета, точное место его обнаружения, осмотреть один из двигателей поднятый водолазами. Связавшись с командиром ПРДК «Суворовец», на следующий день к месту событий выехал Александр Гартман из Лазаревской группы «Кубанского плацдарма». Мы выражаем огромную благодарность командиру и команде катера, за вклад в восстановление одной из забытых страниц военного прошлого.
Двигатель был осмотрен Сашей. Теперь - ни каких сомнений. Это был один из двигателей Райт (Wright R-2600) устанавливаемый на самолеты Дуглас А-20 Хэвок/ДБ-7 Бостон (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston), которые поставлялись нам по Ленд-лизу.
Такими самолеты были на вооружении 63-его бомбардировочного авиаполка 132 бомбардировочной авиадивизии, который в ноябре 1942 года имел местом базирования аэродром Адлер.
Дальнейшая документальная работа была проведена в этот же день заместителем руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгением Порфирьевым.
Итак, мы однозначно установили тип самолета А-20 "Бостон".
Такие самолеты на Адлерском аэродроме были только в составе 63 БАП 132 БАД. Полк прибыл в Адлер 22.10.1942 года и имел в своем составе 20 самолетов Бостон. В конце марта 1943 года полк перебазировался на аэродром Кореновск.
Еще в 2009 году, когда мы работали на месте падения экипажа лейтенанта Лопатеева на горе Собер-Баш, не вернувшегося с боевого задания 09.11.1942 года, то досконально изучили все потери 63 БАП. Среди них была одна, которая теперь идеально подходила под находку в районе Сочи. К слову сказать это была единственная потеря Бостона в море в районе Адлера.
В ночь с 14 на 15 ноября 1942 года в 01:50 экипаж л-та Ильина на самолете А-20 Бостон № 12705 влетел на боевое задание с аэродрома Адлер. Набрав высоту 150 метров и удалившись от аэродрома на 5 км, самолет резко пошел вниз и под углом пикирования врезался в воду. Самолет и экипаж погибли.
Теперь мы знаем их имена.
Ильин Николай Иванович, командир экипажа, лейтенант Поздняков Петр Кириллович, старший бомбардир, лейтенант Вечеров Андрей Федорович, стрелок-радист, сержант Шомин Михаил Тихонович, стрелок, младший сержант
Специалистом «Кубанского плацдарма» по розыску родных, начат поиск родственников погибшего экипажа. Теперь точно известно место, где погибли летчики.
Это был 248-й самолет, найденный на Кубани, по которому мы проводим работу. Вечная память Героям, защищавшим нашу землю.