Жизненный путь железнодорожного вокзала в Симферополе

Sep 28, 2016 12:36

Оригинал взят у trainfanat в Вокзал Симферополя: жизненный путь на каблуках Сталина
Нынешняя железнодорожная станция Симферополь-Пассажирский своим вокзалом известна очень многим. Сейчас вокзал, по известным обстоятельствам, временно пустует, радуя некоторых неадекватных персонажей. Так сказать: отдыхает перед будущими хлопотами. За всю свою историю вокзал Симферополя такое пережил, что какая-то нынешняя временная железнодорожная блокада Крыма украинскими нацистами - просто детский лепет от обосравшихся грудничков.

Первый поезд прибыл в Симферополь 1 июня 1874 года. Он был товарным. Позже пошли и пассажирские составы. Первый пассажирский пришёл осенью - 14 октября 1874 года.

До начала ХХ века вокзал выглядел так -


Лозово-Севастопольская магистраль вдохнула в Крым железнодорожную жизнь и открыла путь поездам на юг России. Как пишут: "Существует версия, что в 1912 году именно на перроне симферопольского вокзала впервые был исполнен знаменитый марш Василия Агапкина "Прощание славянки"...
Поначалу в Симферополь приходило всего 6 поездов в сутки - 2 пассажирских и 4 товарных. Составы были невелики: паровозы тех времен могли тянуть не более семи вагонов и при этом развивать скорость до 25 км/ч. Пассажиров поначалу тоже было немного..."

Всё шло тихо и мирно, пока в России не грянули революции и не разразилась Гражданская война. В Симферополе чередовались красные и белые, а железная дорога продолжала работать.
Красные мочили белых, белые мочили красных. Это наша трагедия, это наша беда, и те и те были нашими людьми, и всем им были нужны наши поезда.
Вы думаете, что "поезд дружбы" от украинских нацистов, который прибыл в Симферополь в марте 2014 года, это что-то новое в истории симферопольского вокзала? Майданутые дегенераты спокойно себе свалили в ночную запорожскую степь, и были таковы. Поезд прибыл пустым. Но, в былые времена приезжали составы полные сюрпризов: "В конце 1919 г., когда в Крыму хозяйничали деникинцы, на станцию Симферополь прибыл «поезд смерти». Отступая из Харькова под напором Красной Армии, белогвардейцы отправили на юг политических заключенных, в основном коммунистов. За малейшее нарушение сурового режима охранники стреляли без предупреждения.
Из 1300 заключенных в Симферополь прибыло не более 350 человек. Белогвардейские власти «забыли» о теплушках, и они стояли забитыми наглухо в тупике... Услышав стоны больных и раненых, рабочие-железнодорожники добились того, чтобы двери вагонов были открыты. Картина потрясла даже видавших виды. Заключенные не могли стоять на ногах, не могли есть, только жадно пили воду. Живые лежали вперемешку с мертвыми. Мертвых было больше, живых оставалось человек 60..."


Не будем развивать тему взаимного красного и белого террора. Землячки в кожанках давно покинули сей бренный мир, как и их оппоненты. Лишь музеи да чавканье Никитой французской булкой, напоминают об этом.

В те годы здание вокзала было небольшим. Но нынешняя планировка квартала уже вырисовывалась.
Привокзальная площадь -


Перрон и посадочные платформы -


Через реку Салгир, у горловины станции уже был проложен мост -


Наверняка и в те времена, как и в нынешние, мост служил ориентиром прибывающим пассажирам: проехали мост, пора выходить.

Далее пошли годы становления молодого советского государства, индустриализации страны и развития сферы отдыха советских людей. Крым стал всесоюзным курортом, вокзал Симферополя Сталинской железной дороги - его главными воротами.

Аэропорт в Симферополе начали строить лишь в 1936 году. Объёмы пассажирских авиаперевозок были мизерными. Это сейчас его годовой пассажиропоток более 5 миллионов человек. В то время почти всю пассажирскую нагрузку, по доставке курортников, выполняли только поезда.

В годы Великой Отечественной войны на территории станции действовала подпольная группа Ефремова.
Цитата: "Всего на станции было совершено 17 диверсий, в результате которых оказалось взорвано 9 эшелонов с боеприпасами, два - с горючим, уничтожено 295 вагонов с боеприпасами, 72-ва с продовольствием, 17 - с другими грузами. Однако успешная деятельность подпольной группы была прервана арестами среди подпольщиков. И 24 марта 1944 года они были расстреляны. Сегодня на здании вокзала установлена мемориальная доска в честь героев-железнодорожников..."

*Виктор Кириллович Ефремов (1916-1944) работал заместителем начальника железнодорожной станции Симферополь.

Мемориальная табличка находится на здании, у выхода в город.



В месте её установки 30 марта 2014 года прошёл торжественный митинг с концертом, приуроченный к возвращению Крыма в родной часовой пояс Москвы.



Многие просто проходят мимо, даже не задумываясь о том, кому она (табличка) посвящена. Это сейчас вокзал красив, чист и ухожен. В годы войны он был полностью разрушен.





Глядя на эти снимки, понимаешь: насколько нынешнее временное неприятное положение пустующего вокзала - мелочь и незначительная веха в его истории, по сравнению с тем, что было раньше.



В наши дни лишь историческая реконструкция - Поезд Победы напоминает о тех днях фронтовых паровозов и теплушек -




После разгрома немецко-фашистских войск и освобождения Крыма начались работы по восстановлению разрушенного хозяйства станции. Существует фотография, на которой видны остатки старого симферопольского вокзала после бомбежек. Кроме того, здание было взорвано гитлеровцами перед отступлением из Крыма в апреле 1944 года: в небо торчат только несколько неполных стен и дымовая труба. В 1946 году в Симферополе началось строительство нового вокзала. Оно велось по проекту Александра Николаевича Душкина. В энциклопедических словарях о нем сказано, что по его проекту построены также станция метрополитена в Москве "Кропоткинская" (1933-35) "Маяковская" (1938-39), высотное здание на Лермонтовской площади (1953 год, вместе с Б. Мезенцевым), а также то, что он руководил проектированием ряда вокзалов в стране. В 1941, 1946, и 1949 годах Александр Душкин удостоен Сталинских премий СССР.

Было построено ныне всем известное здание -


Интересный факт:
"Небольшой бронзовый Сталин в фуражке встречал приезжающих на перроне, а огромный бетонный провожал уезжавших - с клумбы на площади, ныне здесь автостоянка. У бронзового на невысоком постаменте была особая функция - "дарить удачу". Чтобы приманить её, надо было прикоснуться к каблукам генералиссимуса. Валентина Свиридова вспоминает рассказ отца, что сначала прикасались к мыскам сапог, но милиция за этим следила: негоже, чтобы блеск бросался в глаза приезжающим. Хотя сами приезжие, как и многие горожане, с удовольствием потирали бронзовые сапоги - для успеха в важном деле. А уезжающие считали это залогом спокойной дороги..."

Людям было виднее, чьи сапоги тереть на счастье и удачу. Вот бы восстановить бронзового Сталина у вокзала.



Время шло, на Привокзальной площади появились троллейбусы -


Не отставали в освоении приезжающих-отъезжающих и такси -


Расширялись посадочные платформы, появлялись новые цельнометаллические пассажирские вагоны, эпоха паровозов подходила к концу -


1951 год -


Новые локомотивы пришли в Крым, Сталинская железная дорога стала Приднепровской -


Пассажирские тепловозы ТЭП60 выглядели солидно, были передовой техникой тех лет -


Трудились добросовестно, пережили СССР.

Печальной судьбе ТЭП60 в условиях "незалежной" Украины посвящена тема - "ТЭП60 на Одесской, Приднепровской и Южной железных дорогах".

Грузовое движение во всю осваивали ТЭ3 -


Эти грузовые тепловозы иногда были заняты и пассажирскими перевозками.

В маневровой работе появились чехословацкие ЧМЭ2 -


Пассажирские составы подавались ими к платформам -


Кроме перрона была всего лишь одна посадочная платформа -


В 1975 году была закончена электрификация участка Мелитополь - Севастополь. У симферопольского вокзала появились электровозы и электрички.

Определённо точно можно сказать, что на смену тепловозам пришли пассажирские электровозы ЧС2 и грузовые - ВЛ8 и ВЛ22. Никакими другими электровозами Приднепровская железная дорога в те далёкие годы не располагала. Впрочем, как и сейчас, в наши дни.

Такую же картину можно было наблюдать по всей Приднепровской железной дороге, как ВЛ22 в Пятихатках -


Вполне можно проиллюстрировать и тему о вокзале Симферополя.

Какими были первые электрички - пока не знаю. ЭР1 начали передавать с Московской железной дороги на Приднепровскую только в начале 80-тых.

Возможно изначально в Симферополе были какие-то Ср3 (См3), как в Омске -


С этим ещё предстоит разобраться. На Приднепровской железной дороге электропоезда серии Ср3 были точно. А были ли они в Крыму? Действительно интересно: какой была первая крымская электричка? Может изначально пригородные поезда состояли из ЦМВ и их возили электровозы.

1984 год -


Превосходное открытое пространство перед вокзалом. Никакого вонючего Макдональдса (хорошо, что он два года как слинял), никаких убогих магазинчиков, которые позже возникли у остановки общественного транспорта, между автостанцией и улицей Гагарина. Снести бы и их к чертям, в нынешнюю компанию по сносу.

Перрон -


Навесов ещё нет.

В конце восьмидесятых появились чехословацкие пассажирские электровозы ЧС7 -


Это уже постсоветский снимок - ЧС7-170 с поездом заходит на станцию Симферополь, Придн.жд, 22.08.2007.
По цветовому решению подходит для иллюстрации подвижного состава МПС СССР.

Оставались в ходу и ЧС2 -


В 1991 году не стало СССР. Первые годы зелёный окрас подвижного состав не менялся, всё оставалось зелёным с жёлтыми полосками.
Со средины девяностых начали появляться синие вагончики УЗ. Сначала их было мало, встречались редко, но постепенно вытеснили всё советское -


Хотя, если быть точным, то всё советское осталось: электрички, вагоны и локомотивы из СССР умудрились пережить "незалежный" период истории Крыма. Просто синяя незалежноукраиснкая краска вытеснила зелёную - советскую.
Весь подвижной состав остался прежним.

Некоторые локомотивы упорно продолжали не вымазывать в жёлто-голубое -


Станция Симферополь, АР Крым, 10.04.2011.

Последние дни Украины в Симферополе -


Станция Симферополь. Приднепровская ж.д. 19.01.2014.
Где-то бесновались придурки на Мудане, а Крым замер в ожидании.

При "незалежной" Украине соорудили навесы над платформами -


В 2010 году, началось строительство Пригородного вокзала и небольшого конкорса между ним, и основным вокзалом.
На simfion.ru помпезно описано сие событие.

Особо позабавила подпись под снимком со старым мелким колёсным экскаватором: "Задействована мощная строительная техника..." -


Эта скромная стройка стала лебединой песней Приднепровской железной дороги в Крыму.

Весной и летом 2014 года вокзал Симферополя, впервые за всю свою историю, узрел демиховский электропоезд ЭД4М и электровозы ЧС2Т -


Источник.



В конце декабря 2014 года украинские поезда покинули полуостров, вокзал Симферополя временно опустел. Тема - "Хватит кататься! И нечего саночки возить!"

Сейчас об Украине напоминают лишь синие вагоны Крымской железной дороги. Нет уже синеньких электричек ЭР1. Серо-бордовые корпоративные цвета РЖД постепенно начинают доминировать, предвещая их будущее полномасштабное возвращение -

image Click to view



Почему возвращение? Да потому, что в Крыму поезда РЖД и до 2014 года были основными в летний сезон. Просто тогда приезжали как иностранные, и несколько оттенялись поездами УЗ, теперь приедут - как свои, без всяких оттенков.

Крым, История, Архитектура, Ж/д, РЖД

Previous post Next post
Up