В грековском зале, в грековском зале...

Jun 10, 2015 21:45

Оригинал взят у vikond65 в В грековском зале, в грековском зале...
Проблема, которую я затронул в предыдущей заметке, на самом деле гораздо глубже и касается не только приснопамятного Рыженко, а практически всех членов студии военных художников имени М.Б. Грекова при Министерстве обороны Российской Федерации. И заключается она в том, что эти живописцы с удивительным безразличием и даже каким-то демонстративным пренебрежением относятся к достоверности изображения военной, да и любой другой техники на своих картинах. Казалось бы, кому, как не им - профессиональным баталистам надо быть эталоном в этом деле, но нет. Качественные и реалистичные изображения танков, самолетов, артиллерийских орудий и т.д. можно увидеть у кого угодно, но только не у них. Художники-оформители военно-исторических книжек и даже многие любители работают гораздо тщательнее и щепетильнее, чем осыпанные государственными наградами и премиями "мэтры" грековской студии.
И проблема эта возникла не вчера, она существует с момента основания казенного питомника военных рисовальщиков. О чем говорить, если даже сам классик и основоположник советской батальной живописи Митрофан Греков, чьим именем названа студия, рисовал вот так:




По-моему, за столь убогое и несуразное изображение танка должен краснеть от стыда даже выпускник детской изостудии, однако Греков до революции успел закончить Санкт-Петербургскую академию художеств!. Как же такое могло быть? Мне представляется только один ответ: и сам Греков, и его последователи, несмотря на постоянно декларируемый ими принцип реализма, на деле никакие не реалисты, да и вообще, художниками их можно назвать с большой натяжкой. По сути это плакатчики, для которых главное - не достоверность, а идеологический и пропагандистский посыл.
Именно этого от них требовали и за это им платили деньги. А насколько верно нарисован танк, самолет, корабль или пушка - было абсолютно не важно ни для них самих, ни для их заказчиков. Едва ли не все сюжетные картины студии Грекова это исполненные в живописной или графической манере плакаты, предназначенные для визуальной пропаганды. И художественные приемы применялись соответствующие, несмотря на то, что они не имели ничего общего с реализмом. Например, если надо показать растущую мощь Красной армии, то можно нарисовать танк МС-1 в два раза крупнее его настоящего размера.



А если нужно продемонстрировать ничтожество и обреченность белогвардейсев, рисуем белый танк Mk.V размером с платяной шкаф и с пушечным спонсоном, в котором может поместиться только кошка или енот. А вот еще один типичный образчик подобного приема. Прикиньте, какого размера корпус у танка БТ в сравнении башней и фигуркой танкиста, торчащей из башенного люка. И плевать на пропорции, главное - чтобы было внушительно! Тем более, что в 30-е годы никому бы не пришло в голову вслух смеяться над такими шедеврами.



К сожалению, несмотря на смену вех и эпох, в грековской студии ничего не менялось, кроме персонажей на парадных портретах. И в послевоенные годы "социалистические реалисты" относились к реализму так же наплевательски, что вполне логично, поскольку подлинного реализма от них по-прежнему никто не требовал. Вот известная и многократно тиражированная картина 1984 года, изображающая героическое спасение советскими вертолетчиками экипажа тонущего судна.



В вертолете угадывается Ми-8, но скажите, господа-товарищи, вы где-нибудь видели Ми-8 с таким остеклением кабины, с такими винтами, да и вообще с такими формами?! А ведь в 1984 году эта машина уже была известна, пожалуй, не меньше, чем "Жигули", были опубликованы тысячи ее фотографий с любых ракурсов, не говоря уж о телесюжетах и киносъемках. В общем, ничего не мешало автору полотна, товарищу Семенову (заслуженному художнику РСФСР), нарисовать вертолет правильно, однако зачем?! Ведь для плаката и так сойдет, драматизм ситуации и героизм спасателей отображены, а больше ничего и не надо. За аутентичность изображения машины автору никто не стал бы доплачивать, а ему самому глубоко пофигу.
Самое забавное и одновременно печальное - то, что и сейчас бывшие товарищи, а ныне господа грековцы работают так же халтурно и пофигистично. Идеологию сменили, но суть осталась прежней. По поводу Рыженко уже всё сказано, но ведь и другие не лучше. Вот картина 2008 года "Атака вертолетов Ка-50", вывешенная на студийном сайте, автор Андрей Сибирский.



Думаю, фраза "найдите 10 ошибок" тут неуместна, поскольку вся картина - одна сплошная ошибка. Особенно умиляет стрельба файрболами, которые, очевидно, должны изображать НАР С-8, а также то, что винты вретолетов спокойно перехлестывают друг через друга. Зато какой драйв, какая экспрессия!
В общем, похоже, что "родовая травма" студии Грекова, увы, неизлечима. И жаль, что Сердюков в бытность министром обороны так и не успел прикрыть эту богадельню.

Танки, Живопись, МО РФ, МС-1

Previous post Next post
Up