Оригинал взят у
vikond65 в
Однодвухтрубный "Манассас"12 октября 1861 у Хэд-оф-Пасса в устье Миссисипи состоялась битва флотов, в которой впервые принял участие броненосец. Этот корабль, названный "Манассас" и построенный в штате Луизиана по проекту Джеймса Кертисса, считается самым загадочным из всех броненосцев времен гражданской войны в США. Известно, что он был переделан из деревянного ледокольного буксира "Енох трэйн", имел длину 43 метра, ширину - 9 метров, водоизмещение - 387 тонн и экипаж из 34 человек. Паровая машина, работавшая на два винта, сообщала ему скорость до четырех узлов. Надводная часть корабля имела округлую форму черепашьего панциря и была обшита железными листами толщиной в один дюйм, уложенными на толстую деревянную подложку. Основным вооружением "Манассаса" был укрепленный на носу чугунный таран, а вспомогательным - гладкоствольное орудие калибра 64 фунта, которое могло стрелять только прямо по курсу.
Все вышерперечисленные технические данные зафиксированы в документах, однако не сохранилось ни фотографий этого корабля, ни его чертежей, нет даже рисунков с натуры, а все изображения "Манассаса" сделаны по словесным описаниям и очень сильно отличаются друг от друга. Американские историки до сих пор спорят о внешнем облике броненосца, причем среди них нет единодушия даже в вопросе о количестве его дымовых труб.
Битву у Хэд-оф-Пасса можно назвать одним из самых бескровных сражений в мировой истории, поскольку в ней с обеих сторон не было ни одного убитого или раненого. В этом сражении конфедераты пытались уничтожить или, хотя бы, отогнать флот юнионистов, который блокировал их кораблям выход из Миссисипи в Мексиканский залив. Основные надежды возлагались на считавшийся неуязвимым "Манассас", но он их не оправдал.
Броненосцу удалось таранить флагманский корабль северян - винтовой шлюп "Ричмонд" и проломить борт, однако удар не привел к гибели судна, так как он пришелся на заполненный угольный бункер. Уголь воспрепятствовал проникновению воды в трюм, корабль остался на плаву и даже не потерял боеспособности. А второго удара не последовало, поскольку при первом у "Манассаса" отвалился таран. После этого броненосец сделал по противнику несколько выстрелов из пушки, ни разу не попав, а в конце концов из-за неудачного маневрирования - налетел на отмель и застрял, повредив винты.
Тем временем, канонерки южан столь же безрезультатно вели перестрелку на больших дистанциях с кораблями северян, пока у обеих сторон не иссякли боеприпасы. На этом битва закончилась. "Манассас" стащили с грунта и увели на буксире в Нью-Орлеан, где он простоял в ремонте до весны. Следующая битва 24 апреля 1862 года у форта Джексон оказалась для него последней. 25-миллиметровая броня не выдержала попаданий снарядов из тяжелых 68-фунтовых и 70-фунтовых орудий северян. "Мансассас" получил несколько сквозных пробоин, на нем начался сильный пожар, и капитан, видя, что корабль обречен, приказал рулевому посадить его на мель, а команде - прыгать за борт. Так закончилась короткая боевая биография первого броненосца Западного полушария.
Довольно фантастичное изображение "Манассаса" в газете "Нью-Йоркский курьер" от 8 апреля 1862 года.
Рисунок 1866 года, изображающий "Манассас" в битве у форта Джексон. На обеих картинках хорошо видно, что у броненосца две трубы.
Рисунок 1904 года, автор которого почему-то решил изобразить "Манассас" однотрубным. Непонятно, на чем он основывался, однако в дальнейшем именно эта картинка стала "каноничным" изображением "Манассаса", которое присутствует во многих военно-исторических книгах и справочниках. а заодно и в "Википедии".
Современная акварель, повторяющая сюжет рисунка 1866 года, но на ней "Манассас" атакует корабли северян у форта Джексон с одной трубой.
Компьютерная модель "Манассаса", автор которой решил восстановить историческую справедливость и вернуть броненосцу вторую трубу. Внизу - еще три ракурса этой модели.
Шлюп "Ричмонд", которого безуспешно таранил "Манассас".
68-фунтовое морское орудие северян. Огонь таких орудий 24 апреля 1862 года сокрушил слишком тонкую броню "Манассаса".