Булак-Булахович в Красной Армии и на Псковщине по материалам РГВА

Oct 08, 2014 10:29

Оригинал взят у nicodim_from в Булак-Балахович в Красной Армии по материалам РГВА

Копал в РГВА по переходу полка Балаховича в Псков. Время было ограничено, плюс как и в прошлый раз возникли проблемы с работой архива. Вопросов снова больше, чем ответов. По фонду 862 "Штаб Петроградского района обороны и Северного участка отрядов завесы" методом слепого заказа дел удалось лишь найти ориентировочный срок появления Партизанского отряда им. атамана Пунина в составе Гатчинского военного округа - на 17.04.2018 в составе Гдовского отряда пограничной стражи значится отряд им. атамана Пинина (так в тексте) в 38 штыков, на 08.05.1918 в отряде 33 штыка, место базирования - Раскопель, в дальнейшем в качестве места расположения указан г.Гдов. Кроме того, в приказе по штабу Северного участка и Петроградского района №136 от 09.08.1918 среди прочих значатся выплаты в размере 23,5 тысяч рублей на агентурную разведку В.Видякину.

Больше информации по теме, но, к сожалению, также фрагментарной, нашлось в фонде 1171 "Управление 6 Орловской стрелковой дивизии (бывш. Гатчинская, 3 Петроградская пд, 6 сд)". Если по приказам дивизии проходит разноплановая информация по пехотным частям - расписание занятий, назначения, испытания командного состава, комиссионные проверки, сведения о командированных, больных, отлучившихся, то Особый конный полк (3-й Петроградский кавалерийский полк) Балаховича фигурирует лишь в нескольких. Кроме того, присутствуют отдельные сведения о партизанском отряде имени атамана Пунина, которым Балахович фактически командовал к концу 1917 года.


Приказом №1 по Гатчинской дивизии от 25.05.1918 (в дальнейшем - 3 Петроградская, 6 СД), предписывавший объединение всех отрядов Гатчинского военного округа в 6 полков Гатчинской дивизии, партизанский отряд имени атамана Пунина включался в состав 6 Гдовского полка в качестве конно-разведческой команды имени атамана Пунина. Однако приказом №8 от 01.06.1918 , Конный партизанский отряд имени атамана Пунина согласно телеграммы №678 Военного совета Петроградской коммуны (Военсовпета) отряд остается самостоятельной частью и не включается в состав полков Гатчинской дивизии, при этом находится в подчинении военрука Новогородского. Приказом по 3 Петроградской дивизии от 18.06.1918 Партизанский отряд им. атамана Пунина входил в состав Особого конного дивизиона. При этом, найденные документы, не позволяют уточнить каким из двух указанных подразделений на тот момент командовал Балахович.

Следующее упоминание Балаховича в приказах по дивизии относится к 26.08.1918. В приказе №96 сообщается о прибытии Особого конного дивизиона т.Балаховича 25 августа в состав дивизии и его переименовании в Кавалерийский полк 3 Петроградской дивизии (с 06.09 переименован в 3 Петроградский кавалерийский полк). Временно командующему полком т.Балаховичу предписывается немедленно приступить к формированию штатного 4-х эскадронного полка, «обратив на сформирование эскадронов: 1-го и 2-го Особый конный дивизион, 3-го Гатчинский Краснокавалерийский эскадрон (Страхов), для 4 эскадрона выделить кадры распоряжением командира полка..»

Распространенные в историографии с подачи мемуарной литературы сведения об особом статусе полка Балаховича, вследствие поддержки Троцкого, что выразилось, среди прочего, в не назначении в полк военного комиссара не соответствуют действительности. Телеграммой Военсовпета №847, объявленной приказом по дивизии №117 от 13.09.1918 в должности военного комиссара 3 Петроградского кавалерийского полка утверждался т.Липняк. Приказом по дивизии №150 от 15.10.1918 комиссаром вместо т.Липняка, «вернувшегося к исполнению обязанностей комиссара Ямбургского уездного Комиссариата, назначен т.Кузьмичев.

Информацию по одному из ключевых эпизодов - участию полка в подавлении крестьянских восстаний найти не удалось. Судя по тому, что приказание Комиссии по Военным делам Петроградской трудовой коммуны от 24.05.1918 в связи с участившимися жалобами местного населения запрещало реквизирование посевного материала, к лету недовольство местного населения действиями новых властей достигло критической точки. И позднейшие обвинения советской историографии в адрес подразделения Балаховича в усугублении ситуации не более чем попытка переложить ответственность.

В приказах по дивизии фигурирует лишь мятеж в районе Ямбург-Волосово. В приказе №1 Военсовета 3 Петроградской дивизии от 17.08.1918 упоминается широкий мятеж и вооруженное восстание т.н. «Крестьянского союза» в районе, занимаемом дивизией. Приказом №4 от 22.08.1918 предписывается все мероприятия по ликвидации мятежа проводить «энергично, решительно и справедливо, но беспощадно», предавая главарей расстрелу на месте, а в отношении остальных участников применять расстрел, арест, штраф. Спустя восемь дней в приказе Военсовет 3 Петроградской дивизии упоминаются лица, особо отличившиеся в подавлении мятежа, при этом в их числе представители дивизиона Балаховича не названы.

Несколько документов относятся к периоду перехода на сторону белых Пермикина. Приказом Военно-революционного Полевого Штаба (ВРПШ) Псковского района №1 от 27.10.1918 Гдовский, Псковский и Лужский уезды объявлены на осадном положении. «…Боевая подготовка всех частей, остающихся в Луге и установление порядка в Лужском уезде возлагается на военную коллегию в составе командира 3 Петроградского конного полка т.Балаховича, вр.командующего 16-м Гдовским полком тов. Тампофальского и уездного военного комиссара тов. Булина». На следующий день в приказе ВРПШ Псковского района №2 сообщается, что «..26 октября немецкими агентами, организующими в оккупированных местностях нейтральной зоне белую (северную) армию были подпоены красноармейцы 1-го эскадрона 3-го коннаго полка. Купленному белогвардейцами командиру эскадрона Пермыкину удалось увлечь пьяных солдат на преступление и увести в Псков к белогвардейцам. Объявляя об этом позорном случае ВРПШ предлагает считать вне закона всех, давших себя подкупить за Иудовы гроши, а напившихся и хотя временно изменивших долгу членов Красной Армии и ея революционной товарищеской дисциплине, предать суду. Полевой штаб рад засвидетельствовать, что вся оставшаяся верной долгу большая часть Конного полка единодушно осудила предателей и заявила, что она будет их уничтожать безпощаднее, чем открытых врагов…» Для расследования обстоятельств перехода эскадрона Пермикина была сформирована особая комиссия, куда среди прочих вошел и представитель полкового комитета полка Балаховича тов. Лев Рабинович. Комиссии предписывалось немедленно выехать в Елизарьевский монастырь и предоставить материалы расследования в Полевой штаб к 01.11.1918.

В тот же день - 28.10.1918 приказом №157 по 3 Петроградской дивизии Балаховичу объявлен выговор за неисполнение приказа о переименовании Особого конного полка в 3 Петроградский кавалерийский полк, указано на недопустимость дальнейшего именования себя командиром Особого конного полка в официальных бумагах.

Особого внимания заслуживает назначение Балаховича членом военной коллегии по Луге и Лужскому уезду, что ставит под сомнение сведения о том, что на протяжении лета-осени 1918 года над Балаховичем сгущались тучи, в связи с чем и был осуществлен переход на сторону белых.

Как не удивительно, но в дальнейшем в приказах по дивизии о еще более серьезном ЧП, чем уход Пермикина - переходе комполка Балаховича вместе с подразделениями полка на сторону белых нет ни слова. Приказом №12 от 17.11.1918 формируется Конный полк 6 стрелковой дивизии в состав которого помимо прочих подразделений должен войти полуэскадрон Страхова бывшего 3 Петроградского кавалерийского полка в составе 92 человек и 38 лошадей.

Псковская область, История, Псков, Гражданская война, РГВА

Previous post Next post
Up