Купало 2014. В гостях у неоязычников. Часть II

Jul 04, 2014 11:58



После первой части репортажа о праздновании Купало в Пермском крае у меня завязался интересный диалог с участниками мероприятия по поводу того, неоязычество это или просто язычество. Не хочу никого обидеть, но когда Б.А.Рыбаков писал о язычестве древних славян, то он писал именно о язычестве, а не о современных вариациях на тему. Здесь же, при всем моем уважении к участникам мероприятия и его организаторам, создавшим в лесном уголке удивительную атмосферу старинного русского праздника, все-таки мы имеем нечто другое. Реконструкция с той или иной степенью тщательности славянских языческих обрядов и мировоззрения в наше время и на территории где изначально в чистом виде их быть не могло подсказывает, что это всего лишь одна из форм неоязычества. Ну как если бы я стал, например, приверженцем культа Карго и выкладывал из еловых веток самолет на поле, где-нибудь под Ныробом, с целью возобновления местных авиаперевозок. Но бог с этой формальной классификацией. Главное, что собрались в лесу красивые люди и славно провели время с семьями без пьянства и табачного дыма, в обстановке доброжелательности и миролюбия. Это можно только приветствовать.
Вернемся же на поляну. После обеда там все увлеченно плетут венки для продолжения обрядов.



С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают













Колесо с берестой ждет своего часа












Лада, ей посвящена большая часть сегодняшних обрядов, хотя существование этого божества в славянской мифологии подвергается сомнению








Род - еще дно божество из славянского языческого пантеона молчаливо смотрит за происходящим












Наступила очередь таинственного обряда оборотничества


Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его...
Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Теперь до следующего года. Обряд можно проводить только два раза в году.


Потные и разгоряченные все вернулись на главную поляну, обсуждая впечатления от обряда оборотничества












Подготовка к обряду Огненного Коловрата










Зажжение колеса. Отгадайте: какую песню поют участники обряда?




Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло






Каждый думает о чем-то своем пока колесо прогорает. Постепенно сгустились тучи, погромыхивает гром, в небе зарницы. Погода подыгрывает участникам






Кульминация праздника - прыжки через костер




Гроза все ближе, уже упали первые капли






А вот и купания, хотя от начавшегося дождя все были мокрые на сквозь. Жалкая попытка сделать несколько кадров в темноте и под дождем не увенчалась успехом. Купались в специально оборудованной на ручье купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась.
Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал


Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю - наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы










Спустя какое-то время мужчины направились посмотреть, что там происходит на женской поляне. Вперед выслали лазутчиков


А происходило там вот что. Женщины украсили березку ленточками, виднеется справа сквозь ветки, и действительно водили хоровод вокруг костра


И тут вероломно налетели мужчины, задача которых была заломать березку


Те кто не решился броситься в схватку


Похороны березки, ее несут на главную поляну под народные песни


На поляне продолжаются молодетские забавы. В этом соревновании надо увернутся от меча. Специально для остроты ощущений взяли железный. Некоторым не особо проворным доставалось










Потом кто не напрыгался через костер прыгали, кто не накупался - купались, но я этого уже не видел - ушел сворачивать палатку. Надо ехать домой. В сухом остатке полторы тысячи фотографий, знакомство с новыми духовными практиками и почему-то стойкое решение бросить курить.

Для наиболее терпеливых моих читателей небольшое видео с праздника с сюжетами: Праща, Хоровод, Костер, Коловрат, Прыжки через костер

image Click to view



Специально для Properm.ru. Сводный репортаж можно посмотреть здесь: Properm.ru

Фестивали, Праздники, Неоязычество, Религия, Пермский край

Previous post Next post
Up