Судьба Эски-Юрта

May 15, 2014 23:13

За свою жизнь я более десятка раз был в Крыму и последние двадцать лет пристально наблюдаю за различными ситуациями на этой территории. Многие из них поучительны для людей не склонных к анализу и любителей выхватывать факты из контекста, особенно в свете последних крымских событий. Расскажу одну историю, свидетелем которой оказался 12 августа 2006 года, а последствия наблюдал через семь лет в июле 2013 года.


Первая часть истории 2006 года такова.
В Бахчисарае, недалеко от железнодорожного вокзала расположена местность под названием Эски-Юрт или Азиз. Это место первого золотоордынского поселения в Крыму и территория огромного некрополя (около 16 га) с наиболее ранними захоронениями татарской знати, как в грунтовых могилах с надгробиями (около тысячи) так и в четырех мавзолеях (дюрбе) XIV-XVII веков. Два татарских поселения с означенными топонимами в 1950-е годы вошли в городскую черту Бахчисарая. Не застроенным остался только небольшой участок по улице Буденого около дюрбе и остатков фундамента мечети.  Являясь памятниками архитектуры и находясь на государственной охране мавзолеи влачили свое существование в окружении послевоенной частной застройки и живописного пустыря, выполняющего функцию охранной зоны. Некрополь начал приходить в упадок почти сразу после присоединения Крыма к Российской империи в XVIII веке. Причем разграбление святынь началось местным татарским населением. Мавзолеи относительно сносно пережили годы советской власти и годы войны (оставившие на их стенах выбоины от пуль и осколков), чего не скажешь о полностью утраченной мечети и надгробных памятниках. Из ощутимых утрат последнего столетия стал только обвалившийся купол дюрбе Бей-Юде-Султана, ныне восстановленный. Такая ситуация сохранявшая "статус кво" этих уникальных памятников архитектуры продолжалось примерно до средины 1990-х гг., когда охранные таблички были сданы в металлолом, а на пустыре раскинулся рынок , принадлежавший по слухам одному из местных авторитетов со славянской фамилией. Кто подписывал земельный отвод и согласовывал размещение рынка со стороны госорганов охраны памятников, как обычно, осталось за кадром. Но место судя по всему было хлебное.




1 - Мавзолей Бей-Юде-Султан XV в. (остался за кадром), 2 - мавзолей Ахмед-Бея н. XVI в.) 3 - мавзолей Мухаммед-бея 1577 г., 4 - мавзолей Мухаммед-Гирея II  к. XVI - п.п. XVII вв., 5 - кафедра проповедника (мимбер) XVI-XVII вв.

О самих мавзолеях как объектах культурного наследия я расскажу в отдельном посте, материалов у меня много. Здесь же меня больше интересуют события последних двадцати лет. В 2006 году рынок в местечке Эски-Юрт (Азиз) в районе перекрестка улиц Буденного и Фрунзе стал яблоком раздора между татарской и русскоговорящей общинами города.
До этого времени на рынке торговали и братья-славяне и татары и всем было одинаково наплевать на сиротливо торчащие между прилавками со свининой мавзолеи, зачастую превращенные в свалку мусора как дюрбе Ахмед-Бея. Но в связи с ростом национального самосознания крымско-татарского народа и "растущими земельными аппетитами" ситуация изменилась. По заказу инициативной группы "Укрпроектреставрация" разработала проект превращения урочища с дюрбе в историко-культурный комплекс "Святыни Азиза" с ликвидацией рынка.





В 2007 году я еще не вел свой ЖЖ, но на страницах одно из форумов написал свою оценку событий по горячим следам:
"Дело безусловно благое, но настораживает то, что за этим скорее всего стоит не только любовь к древностям но и, как говорят противники проекта, желание получить лакомый кусочек земли. Никто не даст гарантию того, что как только у рынка сменится хозяин, все останется по прежнему. Впрочем время покажет, а пока мавзолеи отчасти подновлены, мусор из них убран а вокруг идут нешуточные баталии, которые периодически и докатываются до "голубых экранов" в столице (т.е. Москве). И уже объекты наследия это только предлог для выяснения отношений между татарской диаспорой и малочисленной прослойкой рускоязычных жителей Бахчисарая, лишившихся своих рабочих мест за прилавком."
Писал я под впечатлением событий, свидетелем которых стал. Я знал что в Бахчисарае не спокойно, тем не менее после осмотра Старосельской пещеры отправился в урочище Эски-Юрт. К моему удивлению улица Буденого была перекрыта митингующими за превращение территории рынка в крымско-татарский историко-культурный центр. Несколько кадров робкой съемки у меня осталось.


Вот такие смешные баррикады тогда строили.
На планшетах размещены исторические фотографии святынь и фрагменты проекта создания крымско-татарского историко-культурного центра.


Представители крымско-татарской диаспоры собирались в тенечке у импровизированного молельного места. Они как бы сами по себе сидят, а баррикада сама по себе.


Тактика крымско-татарских протестувальников в течении длительного времени выражалась в мирном перекрытии доступа к рынку для посетителей. На 12 августа в городе был назначен митинг славянского населения против перекрытия прохода к рынку, что в последствии вылилось в попытку снести заграждения и драку между противоборствующими сторонами. Соответственно протестувальники были на чеку и никого, кроме жителей окрестных домов через заграждения не пропускали.
Но мне то туда нужно было попасть. Я нашел старшего, объяснил, что приехал из далека ради этих самых святынь и не могу уехать из Бахчисарая не увидев их. После непродолжительного совещания меня решили проводить на территорию рынка мужчина и женщина.
Еще ко мне был приставлен рослый омоновец, в то время как его коллеги из симферопольского ОМОНа скрывались от палящего солнца в чайхане, сложив свои щиты и жилеты на улице. Интересно, это уже был "Беркут"?


Осмотрев дюрбе и даже побывав в одном из них, я не торопился уходить. Все что было связано с событиями меня попросили не снимать. Только архитектуру.
Дюрбе Ахмед-Бея




Вид на кладку купола изнутри


Дюрбе Муххамед-Гирея


Дюрбе Мухаммед-Бея с побитыми пулями и осколками стенами и мусорным контейнером перед фасадом, прикрывающим единственную стелу с уцелевшей надписью "Памятник археологии. Охраняется государством"




Кафедра проповедника (мимбер)




Постепенно разговорились. Я, на сколько было возможно, выяснял подробности проекта строительства историко-культурного центра стоя рядом с планшетами у баррикады. Мне он показался чересчур перегруженным новоделами. Вдруг к нам подошел человек и что-то сказал по-татарски. Мои друзья передали, что мне лучше уходить, сейчас начнется. Толпа с митинга рускоязычной диаспоры двинулась в сторону рынка. Да, мне было уже пора.
По пути фотографирую спрятавшееся в капусте дюрбе Бей-Юде-Султан - самое старое здание комплекса, с восстановленным в последние десятилетия куполом.



Дошел до вокзала, сел на проходящий московский поезд, чтобы встретиться с женой, ехавшей в результате случайного совпадения в одном купе с семьей Широкорада. И тут звонок от севастопольских коллег - в Бахчисарай вводят БТРы симферопольского ОМОНА. Легко отделался.
Потом в Севастополе, коллеги несколько охладили мой пыл в поддержке крымско-татарской инициативы, буднично заявив, что ничего хорошего их этого не выйдет и стоит за этим только экономический и земельный интерес. Ну, это их видение ситуации.
Когда я уже был в Москве, в ситуацию вмешался Ющенко. Было принято решение рынок закрыть, а землю передать под историко-культурный центр.

Вторая часть истории.
Теперь посмотрим, что произошло за истекшие семь лет. В июле 2013 года я с опаской подъезжал к Эски-Юрту, ожидая увидеть мегастройку или действующий рынок. К счастью ни того, ни другого не произошло. Но тем не менее увиденное заставляет задуматься.
Часть рынка, где были легкие торговые палатки, а еще раньше был живописный пустырь с дурманящим запахом крымских трав ныне представляет собой асфальтовый плац в трещинах которого проросли сорняки.


За забором второй части рынка возвышается дюрбе Ахмед-Бея


Найдя дыру в бетонном заборе я проник на территорию


Везде мерзость запустения


Вход в дюрбе наглухо заложен, по фасаду пущены новые надписи




Когда-то в этом месте была мечеть и в траве пустыря можно было угадать ее фундамент. Сейчас здесь фундамент снесенного рыночного лабаза






Торговые ряды






Вы спросите, а где крымско-татарский культурный центр? А вот он. В урочище Салачик.
И хотя победил не только бизнес, но и здравый смысл, мавзолеям Эски-Юрта в этой истории опять не повезло.
Крымско-татарский культурный центр при поддержке турецких грантов было принято решение разместить в урочище Салачик, на месте резиденции крымских ханов до возникновения Бахчисарая. Это место насыщенно архитектурными и археологическими памятниками истории Крымского ханства и расположено на туристическом потоке от ханского дворца к Чуфут-Кале. То что сделано - сделано не плохо, работы еще идут.


А что до древностей Эски-Юрта, то после закрытия рынка они в очередной раз пребывают в забвении, на этот раз в окружении руин двухтысячных. Разменяв мавзолеи в политической игре у крымско-татарской диаспоры не хватило ресурсов и желания воплощать в жизнь благие намерения по ревитализации национального наследия. Может оно и к лучшему? Целее будет.
Тем не менее общая заброшенность участка по всей видимости свидетельствует о неопределенности его статуса и в любой момент весы могут качнутся как в сторону нового рынка, так и в сторону сохранения наследия.

UPD: По состоянию на 2016 год крымско-татарский культурный центр в урочище Салачик вместе с турецкими грантами лишился гостиницы и ресторана - своей главной экономической составляющей. Здания переданы Бахчисарайскому музею.

Другие мои репортажи о поездке в Крым в 2013 году: http://starcom68.livejournal.com/1182274.html

Крым, Архитектура, Бахчисарай, Политика

Previous post Next post
Up