Первый раз сходил в театр в Беларуси.
Театр не простой, да и спектакль вышел актуальный на фоне российской истории с Надеждой Толоконниковой.
Главные темы «Процесса» - чувство вины, власть и бессильный герой. Кафка с удивительной точностью описал, как у ни в чем не повинного человека под влиянием обвинения разрастается чувство вины - от возмущения до полного признания и готовности понести наказание смертью.
Изображение весов рубежа XIX и XX веков в месте содержания арестованных в Западном редуте Брестской крепости. Фото Олег Полищук.
Главное в творчестве Кафки - реакция на неограниченную власть. Эта власть - начиная от абсолютной власти отца над бессильным сыном и до бесконечной власти системы над маленьким обывателем, пожирает ту жизнь, над которой тяготеет.
Пространство Кафки поражено виной, виновностью каждого, вне зависимости от того, кто и как ощущает собственную вину. Непризнание вины - самое тяжкое из преступлений, ведь оно ставит под сомнение действие Закона.
Здесь и далее цит. по
http://www.teatrkh.com/?p=131&lang=ruПриехал я на спектакль в бывший Дом офицеров Южного городка по новому мосту через Мухавец. Ехал весело, рядом со степенной 21-ой "Волгой" за рулем которой была симпатичная девушка. Я на эту Волгу еще как-то летом обратил внимание. Ехали мы одной дорогой и цель у нас, как оказалось, тоже была одна - театр. Жалко упустил шанс познакомиться.
Зрителей собралось немного - человек пятьдесят в тесном фойе ждали начала. Спектакль не премьерный, ему уже около четырех лет.
Началось все прямо тут же под аккордеон
Чтобы хоть что-то снять и занять место под солнцем мне пришлось довольно-таки по хамски протиснутся в зал вслед за лицедеями. Действо продолжалось уже в зале пока все степенно занимали свои места.
Потом оно переместилось на сцену
Авторы спектакля взяли из немецкого экспрессионизма монохромность и сверхэмоциональность актерской игры. Балаганный театр и клоунада помогли создать образы обвинителей -полуклоунов-полупалачей. Неповседневную, выразительную телесность персонажи унаследовали из традиции восточного театра. Дадаистский, магриттовский юморпоявился, потому что с самого начала мы решили «разбираться с Кафкой» с помощью смеха. А любовь к Брехтовскому театру определила появление в «Процессе» зонгов о несчастной судьбе Йозефа К. и «выходы» актеров из тела персонажей в самих себя.
Йозефа К. играла Оксана, знакомая мне по одному из семинаров в Брестской крепости. Да и других актеров уже где-то видел. Брест город маленький
Театр «Крылыхалопа» в течение 5 лет занимался исследованием в русле театральной антропологии. Эта работа началась после нашего участия в Международной школе антропологии театра (International School of Theatre Anthropology - ISTA) во Вроцлаве в 2005г. и учебы в Odin teatret (Дания) в 2007г.
На примере многовековых восточных театральных традиций (балийский театр, театр кабуки), традиционных боевых искусств (индийского Kalaripayattu, японской самурайской техники), европейских театральных традиций (пантомима, клоунада), голосовых техник (обертональное пение, народное пение) мы исследовали процесс создания актером «внеповседневного тела», телесного воплощения иного способа мышления, ухода от повседневного поведения и телесности на сцене, культивирования иного уровня актерской энергии.
Результат этой работы - несколько уличных спектаклей («Малефициум», «Звонитьлететь»). Но наиболее ярким и совершенным воплощением наших исследований стал «Процесс», участвовавший в международных театральных фестивалях “Crossroads” в Лодзи, “Wioska teatralna” (Wegajty, Polska), «Wejrzeniana Wschod” (Машево, Польша), фестивале современного искусства «Дах-9» (Минск) , и завоевавший звание лучшего спектакля на Международном театральном фестивале «Драбина» во Львове в 2010г.
В процессе работы над спектаклем мы пришли к особому методу построения тела персонажа. Мы нашли способ физического, телесного воплощения отрывков текстов, дневников Кафки. В результате появились персонажи с необычным и очень выразительным способом движения, часто читаемые как иероглифы зрителем (отсылка к восточному театру).
Рядом со мной сидел беспокойный зритель который бурно на все реагировал, хлопал в знак одобрения и кричал
Внезапно один из судебных приставов полез Фемиде под юбку, а на простыне появилось изображение висельника
На фоне простыни висельником Фемида с отрешенным лицом придавалась плотским утехам со служителем закона.
Продажная девка, - подумал я, про богиню правосудия
Йозефу К. конечно крупно не повезло, но наверное он все-таки это заслужил, ведь ему не везло по жизни
Чего только стоит его папашка
Вот тут Фемида уже похожа на себя
Да, именно так я ее и представлял в торжественной обстановке вынесения приговора, а не на заднем дворе среди сохнущих простыней
В итоге Йозефа все-таки умертвили, причем не изощрено через повешение, как ожидалось, а по простому, как барана, ножичком в сердце, тык... и все.
Вот такой был спектакль. Впечатленный я поехал на ДР к коллеге, где кутила остальная часть брестского бомонда, не пришедшая на спектакль.