В Батецком районе Новгородской области между деревнями Подгорье и Заполье находится замечательный археологический памятник - сопка, высота которой достигает 14 метров.
Совсем недавно (18 сентября) заезжали на Шум-гору во время экскурсии с польскими гостями. Сопка впечатляет своими размерами и необычной (двухступенчатой) формой.
Сейчас она известна по имени Шум-гора. Как с другими подобными объектами, с ней связано множество легенд и преданий, но особенность Шум-горы в том, что она продолжает порождать новые мифы.
Вот и сейчас существуют "обряды" связанные с ней.
Камень у подножия, на который кладут монетки на счастье -
Растущая на сопке берёза, на которую вяжут ленточки (для исполнения загаданного желания) -
В принципе, эти туристические развлечения безобидны. Но случаются вещи и похуже. Буквально вчера узнал
новость о том, что какая-то группа полоумных граждан из организации "Царский дом Рюрика" вкопала на её вершине крест с посвящением "первому христианскому правителю Руси благоверному князю Рюрику-Георгию от потомков".
Оцените масштаб трагедии. Крест Рюрику. Рюрику!!! Христианскому правителю!!! Благоверному князю Рюрику-Георгию!!!
Феерический бред. Конечно, подобного бреда вокруг нас немало, но тут всё осложняется тем, что люди, несущие этот бред, не ограничились словами, а вкопали крест на вершине сопки и повредили ее (совершив, кстати, преступление).
В принципе эта "легенда" о похороненном в этой сопке Рюрике культивировалась давно, но вот настал момент, когда "лжеистория" ударила по самому памятнику.
Поэтому необходимо разобрать некоторые факты, связанные с этим памятником.
Прежде всего не стоит забывать и о том, что Шум гора не одинока, а стоит стоит в окружение других сопок, которые образуют целый комплекс.
Вот тут видна ещё одна насыпь неподалёку.
1. Название.
Название "Шум-Гора", под которым сейчас широко известна насыпь, "прикипело" к этому памятнику совсем недавно. Ещё в XIX веке местные жители её чаще называли просто сопкой или Большой сопкой. Название Шум-гора связано с зафиксированной этнографами легендой о том, что приложив ухо к земле или камню, лежащему на насыпи, можно услышать звон колоколов провалившейся под землю часовни.
2. Легенда о похороненном Рюрике.
Исследователи XIX в. и XX в. чаще записывали другие легенды. Например, о том, что сопка появилась после «литовской (или шведской) войны», как и прочие сопки: была наношена шапками или касками солдат и содержит захоронения убитых литовцев.
Часто рассказывали о церкви, которая, по одному варианту легенды, стояла здесь ещё задолго до Литовского нашествия. Потом Бог за что-то прогневался на народ, и церковь во время богослужения провалилась сквозь землю вместе с богомольцами, а на месте церкви явилась сопка. По другой версии, во время богослужения пришли какие-то неприятели (неизвестно какие), богомольцев избили, а церковь разрушили и потом засыпали землею, и таким образом произошла на свет сопка.
Кроме того, отмечались сведения о том, что сопка, по мнению окрестных жителей, служит жилищем нечистой силы: на ней и около неё по ночам часто "чудится", как говорят крестьяне. Много ходит рассказов о том, как нечистая сила пугала прохожих и проезжих; поэтому даже крестьяне и не особенно верующие в такие случаи, не без страха решаются проходить мимо сопки, особенно в ночное время.
Зафиксирована даже выдвинутая "деревенским рационалистом" в XIX в. версия о том, что насыпь - это батарея, на вершине которой стояли пушки.
И это ещё не все связанные с ней легенды и поверья. О других можно прочить здесь -
Б. С. КОРОТКЕВИЧ, Е. В. ПЛАТОНОВ КОМПЛЕКСНЫЕ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ ДРЕВНЕГО ПЕРЕДОЛЬСКОГО ПОГОСТА,
Сопка, известная сейчас как Шум-гора,
Опись пленок, полученных в районе бывшего Передольского погоста в июне 2004 г. Рассказ же о том, что здесь захоронен Рюрик, фиксируется довольно поздно. Возможно, он вообще является не местным преданием, а "легендой", сочинённой начитанным сельским жителем на волне поиска древностей. Но именно он, как самая яркая и многообещающая легенда (Рюрика-то поинтереснее искать, чем безымянных чертей) стал активно "раскручиваться" краеведами, мечтающими привлечь внимание туристов. Благодаря этому появились подробные описания смерти Рюрика, двенадцать захороненных с ним воинов, несметные сокровища и прочие подробности. А теперь, как видите, к развитию этого мифа подключились уже совсем безумные личности с не менее безумными крестами.
3. Конструкция насыпи.
Что же касается особенностей насыпи. Действительно, она отличается от окружающих не только выдающимися размерами и формой. Однако никаких скрытых в ней лабиринтов и подземных ходов не существует. Впрочем, и рассказы о том, что сопка "облицована" каменными плитами, тоже не соответствуют действительности.
Насыпь в 2002-2007 гг. довольно активно исследовалась геофизическими методами, позволившими получить некоторые данные о её конструкции, которые были обобщены в вышедшей 2009 г. статье (см.
Борисик А.Л., Кашкевич В.И., Платонова Н.И., Блохин Н.Н., Анисимов А.А., Кашкевич М.П. Комплексные геофизические исследования кургана "Шум-гора" // Археология и история Литвы и Северо-Запада России в раннем и позднем Средневековье. СПб., 2009).
Кратко их можно изложить так.
1. Насыпь имеет искусственное происхождение
2. В нижней части насыпи фиксируется скопление валунов.
3. В её подножии находится засыпанный ровик, окружающий насыпь.
4. Ближе к верхней части насыпи находится "объект", сложенный из материала низкой плотности, интерпретированный авторами, как обрушившаяся погребальная камера.
Археолого-геофизическая модель насыпи из вышеприведённой статьи
Необычное строение сопки даёт возможность выдвигать различные гипотезы. Одну из них предложили
В. Я. Конецкий и С. В. Трояновский. По мнению данных авторов, Шум-гора является остатками оборонительного сооружения, известного в западноевропейской историографии как motte. Для справедливости следует отметить, что эта гипотеза, возможно, имеет право на существования, но на современном этапе исследования совершенно недоказуема.
Окончательные ответы на все вопросы могли бы дать раскопки. Но они в ближайшее время вряд ли возможны. Этому есть целый ряд причин, и самая главная из них это то, что археология - наука разрушающая, и раскопав эту сопку (и, соответственно, полностью разрушив) мы получим информацию о её строении, но навсегда потеряем уникальный памятник прошлого.
Однако, будет гораздо обиднее, если мы потеряем этот памятник в результате действий воинствующих вандалов, желающих увековечить свои безумные фантазии.
P. S. Охрана памятников уже потребовала демонтировать крест с Шум-горы.