Ну, вот настало время поподробнее рассказать о раскопках городского кладбища в
Бычине (Польша), в которых мы участвовали.
Раскопки проводились перед костёлом св. Николая, известном с XIV в. (подробнее о нём -
Костёл Святого Николая в Бычине), а город Бычина впервые упоминается с 1228 г. Кладбище появилось здесь задолго до постройки существующего костёла. Вероятно, ещё в X в., т.к. в другой части могильника были погребения по обряду кремации, да и в "нашей" встречались переотложенные кости из трупосожжений - археологи называют их кальцинированными. Впоследствии (с середины XVI в.) костел принадлежал протестантам. Соответственно, на кладбище столетиями хоронили жителей города. Примерно в XVIII веке кладбища стали выносить за черту города и захоронения здесь прекратились.
Мы присоединились к работам в конце сентября. Археологи Опольского университета во главе с проф. Магдаленой Пшысенжна-Пизарской (Magdalena Przysiężna-Pizarska) к этому времени работали уже не первый месяц и вели спасательные раскопки. Связано это с тем, что в Бычине ведутся активные строительные и реставрационные работы, которым должны предшествовать превентивные исследования.
Эта поездка состоялась в рамках программы сотрудничества
Новгородского государственного университета с
Опольским университетом. Летом к нам в Руссу на раскопки приезжала группа археологов Института истории Опольского университета, а осенью мы нанесли им ответный визит.
До этого только двое из нас неоднократно участвовали в изучении некрополей в Великом Новгороде, Старой Руссе и других пунктах Новгородчины, остальные делали это впервые.
В принципе методика исследования не очень сложна. Перед тем как перейти к рассказу о некрополе, попробую в двух словах описать методику (в принципе я уже писал об этом -
Первый день на раскопе в Бычине, но повторюсь).
Вначале тонкими слоями снимают землю, пока не покажется погребение.
Потом тщательно расчищают скелет с помощью совочков, мастерков, ножей, ложек, зубочисток и прочего инструмента. Стараются при этом выявить контуры ямы и остатки погребальных конструкций.
Работать приходится в тесноте, тщательно выбирая место где можно сесть или поставить ногу -
После этого погребение отрисовывается и фотографируется -
В солнечный день для фотографии,приходится создавать тень подручными средствами -
Один раз пришлось отвлечься от работы, чтобы дать интервью местным журналистам -
Костяк разбирается и упаковывается в коробку. Весь грунт просматривается и перебирается. Кроме того, по просьбе коллег мы поработали с металлодетектором, проверяя отвал. Как оказалось, они совсем не использовали имеющийся у них прибор, а мы работаем с ним постоянно.
Грунт здесь песчаный и сухой, поэтому сохранность органических материалов довольно плохая. Нередко от костей оставалась лишь труха (польские коллеги объясняли специфическую сохранность нескольких костяков, разложившихся до стадии муки, тем, что погребенный при жизни страдал туберкулезом костей).
Кладбище может немало рассказать о городе и его жителях.
Первым делом следует отметить, что это городское прицерковное кладбище, поэтому многочисленные погребения шли слоями. Связано это с тем, чего территория невелика и новые могилы копали на месте старых, разрушая их. Соответственно, бОльшая часть погребений дошла до нас не полностью.
Инвентарь в погребениях практически отсутствовал. Связано это с верой в то, что христианин ничего не берёт с собой в загробный мир, поэтому ему кроме савана и гроба ничего ненужно.
Очень редко в погребениях встречались монеты, вероятно, выполнявшие роль "обола мёртвых" -
Чаще всего сохранность была плачевной. Хотя были и читаемые монеты -
Одной из самых любопытных находок была фальшивая монета, сделанная из покрытого бронзой железа.
Изредка встречались бусины. Вот это, например, костяная бусина, от чёток -
А это стеклянная -
Найдены и многочисленные металлические детали гробов - гвозди (почти в каждом погребении) или вот такая ручка -
Довольно часто встречались бронзовые булавки, скреплявшие саван. Очень много было небольших (до 3 х 3 мм) бесформенных бронзовых фрагментов, очень сильно окислившихся в слое.
Несмотря на отсутствие предметов, человеческие останки могут довольно много рассказать о жизни и смерти в древности.
Вот, например, одно из погребений -
Совсем младенец. От гроба остались полосы тлена, кости тоже практически истлели. Если увеличить фотографию то можно разглядеть монету, лежащую в изножье и тонкие бронзовые булавки, скреплявшие пелёнки.
Вообще следует отметить, что в средневековье (да и в прочем в Новое время) детская смертность была очень высокой, поэтому на кладбищах этого времени много детских, а особенно младенческих погребений. Часто их гораздо больше, чем взрослых. И не мудрено при детской смертности, превышающей 50 %. Так что если кто-то говорит, что раньше все питались только натуральной пищей, дышали чистым воздухом, много двигались и поэтому были здоровыми и жили долго - плюньте ему в глаза не верьте. Просто этот человек никогда не раскапывал средневекового кладбища.
Высокой была и смертность среди женщин во время беременности и родов. Поэтому нередки двойные погребения. Младенца при этом чаще всего клали в ноги матери.
Как вот здесь, например -
В принципе эта картина практически не отличается от средневековых кладбищ Новгорода и Старой Руссы.
Но мы встретили и много непривычного.
Например, положение тел. Практически все христиане захораниваются лёжа на спине, головой на запад. За всю нашу практику мы только один раз встретили погребение ориентированное иначе - головой на восток. Да и то, это, скорее всего, связано с тем, что покойника хоронили в закрытом гробу и перепутали изголовье с изножьем.
На кладбище в Бычине часть погребений ориентирована иначе.
Были костяки ориентированные по линии север-юг. Часть была погребена лицом вниз.
Как, например, здесь -
Погребения расположены крест-накрест, а один из покойников лежит лицом в низ, да ещё и руки за спиной.
А тут тела, похоже, были сброшены в общую могилу лицами вниз. Рука одного лежит на спине другого
Необычно и это групповое погребение -
На двух костяках можно увидеть камни, которые были положены на горло покойникам при захоронении -
Это не случайность.
Такие камни есть и в других погребениях (но не во всех). Что это обозначает неясно, но можно догадаться, что жители боялись того, что покойник может встать из могилы (в славянской мифологии они назывались -
заложные покойники и пытались ему помешать. Самое удивительное, что такие камни есть даже в детских погребениях.
Этот обычай был довольно широко распространён в прошлом в Польше, да и вообще в Европе
Вот погребение XVI в. с вложенным в рот кирпичом, раскопанное в Пизе (Италия) -
А вот совсем необычное погребение обнаруженное в Польше на кладбище XVII-XVIII в. - женщина, похороненная с серпом у горла -
Чем вызван этот обычай? Единого мнения пока нет, но авторы статей (изображения из которых приведены выше) считают, что камнями придавливали покойников умерших от инфекционных заболеваний (чумы или холеры, например). Очевидно те, кто поступал так, считали таких умерших жертвами "вампиров", "ходячих мертвецов" (или какой другой нечисти, см. например -
Стржига) и боялись, что они восстанут из могил. Подробнее можно узнать вот в этих статьях:
Кого хоронили в «могилах вампиров»Анализ эмали зубов объяснил происхождение «вампиров» XVII века Apotropaic Practices and the Undead: A Biogeochemical Assessment of Deviant Burials in Post-Medieval Poland'Vampire' Plague Victim Spurs Gruesome Debate Кстати, по словам Магдалены Пшысенжна-Пизарской, часть обнаруженных индивидов, судя по состоянию костей, умерли от туберкулёза.
Вообще поражают особенности мировоззрения горожан того времени. Кладбище практически в центре города, жилые дома стоят рядом, а в нескольких метрах от них хоронят мертвецов, которые могут встать и напасть.
В общем, нелегка была жизнь (да и смерть тоже) в прошлом.
Когда настало время отъезда, до конца работы было ещё далеко, оставались ещё самые древние нижние погребения. Да и не вся площадь раскопа была исследована.
В последнюю рабочую пятницу мы с сожалением покидали раскоп. Но нас ещё предстояла поездка в Краков и прощальная вечеринка (ну о ней я рассказывать не буду, а про Краков напишу).
Польский дневник:
1.
Новгород-Питер-Мюнхен-Вроцлав-Ополье-Бычина 2.
Первый день на раскопе в Бычине 3.
Костёл Святого Николая в Бычине 4.
Кондитерская в Бычине 5.
Прогулка по Бычине 6.
Вроцлав 7.
Археологический музей во Вроцлаве. Эпоха камня и ранний металл 8.
Археологический музей во Вроцлаве. От эпохи бронзы до великого переселения народов. 9.
Средневековая Силезия. Археологический музей во Вроцлаве 10.
Национальный музей во Вроцлаве