А знаете ли вы, что Агата Кристи была не только королевой детектива, но и настоящим археологом?
Впрочем, если бы в 35 день рождения кто-нибудь ей сказал что её ждёт, она бы сама не поверила. К этому времени жизнь Агаты Кристи складывалось, казалось, крайне удачно. Первые детективные романы сделали её знаменитой. В счастливом браке с успешным бизнесменом Арчибальдом Кристи она воспитывала единственную дочь Розалинду. Однако в 1926 году счастливая жизнь рухнула. Вначале умирает мать, с которой Агата была очень близка, и это повергает её в тяжёлую депрессию. А ещё через несколько месяцев муж признался, что у него роман с женщиной на 10 лет моложе и попросил развода. Всё это довело Агату до нервного срыва, однажды она ушла из дома и исчезла на 11 дней.
Пережив тяжёлый развод в 1928 году (а в те времена в Англии развод был делом непростым, как мы знаем из её романов, супруга проще было убить) Агата Кристи в поисках утешения отправилась в большое путешествие на Восток. В Ираке она подружилась с известным археологом Леонардом Вулли и его женой, которые пригласили писательницу приехать в археологическую экспедицию. Когда она приехала в феврале 1930 году, на раскопках в Уре её и других туристов встретил и повёл на экскурсию молодой, двадцатичетырёхлетний археолог Макс Маллован. 11 сентября того же года Агата Кристи и Маллован поженились.
Многие близкие неодобрительно отнеслись браку, ведь Маллован был на 13 лет младше Агаты, а она в разводе. Кроме того, Кристи была набирающей популярность писательницей, а он никому не известным начинающим специалистом по древней Передней Азии, проводящим в раскопах чуть не половину года. Им предрекали тяжёлую жизнь.
Медовый месяц молодожёны провели в путешествии по Средиземноморью. В его конце в Афинах Кристи получила сильное пищевое отравление. Ещё не полностью оправившись, она настояла на том, чтобы муж отправился в Багдад продолжать запланированные археологические раскопки, не дожидаясь её. Весной 1931 года она снова отправилась в Ур к мужу, где живо интересовалась археологическими изысканиями. После окончания работ они вернулись в Англию.
Макс Маллован, Агата Кристи и Леонард Вулли, на раскопках в Уре. Ирак. 1931 год -
Осенью 1931 года Агата
присоединилась к археологической экспедиции Реджинальда Кемпбелла Томпсона в Ниневии, рядом с городом Мосул, где теперь работал её муж. На раскопках в Ниневии Макс и Агата побывали в районе кургана в Нимруде, где муж сказал ей, что больше всего на свете он хотел бы провести здесь самостоятельные раскопки.
Агата Кристи и Макс Маллован в экспедиции -
Это желание осуществилось. Начиная с 1933 года Маллован стал руководителем самостоятельных раскопок в иракской долине Салих, а позднее в Сириина поселении Чагар-Базар. Кристи помогла с финансированием раскопок и участвовала в рутинной работе - вела дневники, занималась документацией, фотографировала, чистила и сортировала находки. Она очень гордилась той ролью, которую играла в проведении экспедиций. Так Агата с мужем провели нескольких археологических сезонов, пока в 1939 году надвигающаяся война не прервала исследования. Макс ушёл на службу в Королевские ВВС в Северной Африке, а Агата вернулась в Англию.
Агата Кристи с рабочими на раскопе. Чагар-Базар, 1935-1937 гг. -
Агата Кристи стоит у стены раскопанной в Чагар Базар, 1935-1937 гг. -
После войны демобилизовавшийся Маллован и Кристи решили вернуться к археологии. Местом их работ в 1949-1957 гг. на следующие десять лет снова стал Нимруд в Северном Ираке. Агата была активным участников работ. Ей нравилась археология и она жалела, что не занялась ею в молодости. Маллован называл её самым большим знатоком доисторической керамики среди европейских женщин, а позднее писал: «В экспедиции она занималась реставрацией изделий из слоновой кости и вела каталог, а в первые годы заодно выполняла обязанности фотографа…». В первый сезон Агата с мужем жили в доме шейха, а потом построили дом, одна из комнат которого стала кабинетом писательницы и местом, где появилось несколько её романов. Впрочем, в этот период жизни она больше времени посвящала археологии.
Статуя найденная во время раскопок в Нимруде. Ирак. Фотография сделана Агатой Кристи в 1949 г. -
Агата Кристи и Макс Маллован рассматривают фотографии археологических находок в своём доме в Англии. 1950 г. -
Нимруд является уникальным памятником. В 612 году до н. э. город был разрушен и разграблен захватчиками, которые выбросили множество ненужных им вещей (в том числе многие предметы из слоновой кости, которыми славилась Ассирия) в глубокие колодцы, вода которых позволила сохраниться органике. В 1952 году экспедиция Малоована вела исследования в трёх таких колодцах находящихся на территории «дворца Ашшурнасирпала». Они изучались ещё в середине 19 века, но тогда исследователи дошли только до слоя воды. Маллован же пошёл глубже, несмотря на риск, и продолжил раскопки, используя разработанные им методы откачки воды и освещения. В двух колодцах из-за угрозы обрушения работы пришлось прервать, но изыскания в третьем дали свои плоды. Из-под слоёв ила показались находки - бытовые предметы, конская сбруя, скульптуры из слоновой кости. Вещи, пролежавшие под водой две с половиной тысячи лет, требовали особого подхода - их хранили в мокрых полотенцах, а Агата Кристи, по сути руководившая камеральной лабораторией, придумала протирать артефакты губкой, пропитанной косметическим кремом который замедлял их разрушение.
Агата Кристи в полевом лагере фотографирует фигурку из слоновой кости обнаруженную в Нимруде. Ирак. 1957 г. -
Главной сенсацией этих работ Маллована стала находка «Нимрудской Моны Лизы» - женской голова из слоновой кости высотой 16 см, изготовленной около 700 г. до н. э.
Позднее Кристи в своей «Автобиографии» писала что момент, когда радостные рабочие принесли в дом на куске грубой ткани какой-то «кусок грязи» и сообщили, что нашли в колодце «женщину» стал самым волнующим событием в её жизни:
«Я с удовольствием осторожно смывала грязь в большой лохани, и понемногу показывалась голова, пролежавшая в земле около двух с половиной тысяч лет. Это была самая большая из когда-либо найденных, голова из слоновой кости - одна из дев Акрополя с мягким, бледно-коричневатым цветом лица, чёрными волосами, слегка подкрашенными губами и загадочной улыбкой. Дева Колодца, или Мона Лиза, как хотел назвать её директор Иракского департамента древностей».
Позднее, в 60-х, зрение и здоровье Агаты Кристи ухудшились и она отошла от активной работы в археологической экспедиции, но продолжала в них ездить.
Агата Кристи наблюдает как Максом Маллован с коллегами расчищает найденный в раскопе артефакт. Нимруд. Ирак. 1956 г. -
Агата Кристи и Макс Маллован прожили вместе до смерти писательницы в 1976 году.
Маллован, ставший известнейшим исследователем Древнего Востока, пережил жену на два года и был похоронен рядом с ней.
Считается, что именно второй брак и поддержка мужа сумели укрепить силы Агаты Кристи и помогли ей стать профессиональным писателем, а поддержка и помощь жены помогли Малловану достичь успеха. Кристи даже приписывается выражение «Археолог - лучший муж для любой женщины; чем старше она становится, тем больше он ею интересуется». Впрочем, она отрицала авторство афоризма, а известен он только со слов её мужа.