ПРОШУ ВНИМАНИЯ! Над археологическим наследием нависла новая очень серьёзная угроза и нужна помощь всех, кто считает важным его сохранение.
Щербинское городище в Московской области разрушенное застройщиком
Дело в том, что сейчас существует важный механизм защиты археологических памятников - историко-культурная экспертиза земель, подвергаемых разрушающему воздействию (то есть территорий, отводимых под застройку, добычу полезных ископаемых и т. д.). В ходе такой экспертизы проводятся археологические исследования, позволяющие обнаружить неизвестные археологические памятники. По всей России ежегодно в ходе экспертиз находят сотни неизвестных ранее памятников - стоянок эпохи каменного века, средневековых поселений, селищ, могильников, которые потом ставятся на охрану. Но не все довольны таким порядком - некоторым гораздо удобнее объявить, что на данной территории памятники отсутствуют и после этого строить и рыть карьеры, не заботясь о культурном наследии.
Сейчас в Госдуму, без каких либо обсуждений, внесён проект закона, который предполагает передать региональным властям полномочия разделения всех земель на три категории: территории, где есть известные памятники археологии, где они могут быть и где их точно нет.
Казалось бы, идея здравая, но беда в том, что механизм разделения категорий земель не прописан, а его финансирование не предусмотрено. Поэтому появляется серьёзный риск того, что региональные власти, вынужденные выбирать между сохранностью археологического наследия и реализацией инвестиционного проекта, будут более лояльны к инвесторам - сроки горят, смета составлена, проект важный, а тут ещё какая-то экспертиза, после которой придётся корректировать проект или выделять средства на охранные раскопки и ждать пока археологи всё раскопают.
Региональные органы охраны культурного наследия, в свою очередь, прямо зависимы от региональных властей. Поэтому очень высок риск того что в случае необходимости земельные участки будут просто объявлять свободными от археологических памятников, без всякой экспертизы. Просто для удобства и экономии. В результате мы потеряем множество археологических памятников и огромный пласт информации о прошлом.
Я прошу попытаться остановить принятие закона в такой форме. Рассмотрение его (причём сразу в двух чтениях) запланировано на 13 декабря. До этого момента нужно оставить как можно больше отрицательных отзывов на странице законопроекта.
Прошу всех неравнодушных к судьбе археологического наследия перейти по ссылке и оставить свои комментарии в разделе «Ваши предложения»
https://regulation.gov.ru/projects?fbclid=IwAR2Fm5pSI6JiOoywG9r-f3ZENjdfLM7MPRFPWsTh8WNHxgP7vngvwB7UvKs#search=122967&npa=122967 Потребуется войти в систему через «Госуслуги» или зарегистрироваться, указав имя и email и подтвердив регистрацию перейдя по ссылке в электронном письме.
В комментариях важно указать, что закон фактически отменяет обязательную историко-культурную экспертизу, что приведёт к уничтожению неизвестных на данный момент памятников археологии и предоставляет огромную возможность для коррупции.
В 2019 году уже была попытка провести подобный закон. Но благодаря общественному возмущению и сопротивлению профессионального сообщества его удалось отклонить. Так что шанс есть.
Подробный комментарий от моего коллеги Кирилла Самойлова к которому я присоединяюсь
КАК БЫЛО РАНЬШЕ?
Чтобы избежать такого разрушения, федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» (№ 73-ФЗ) предусматривает предшествующую строительству государственную историко-культурную экспертизу земельного участка с целью установить наличие или отсутствие там памятника археологии. В случае обнаружения такого объекта, необходима либо корректировка проекта, либо спасательные археологические исследования. Такое положение давно вызывало возражения «строительного лобби» - ведь предварительные археологические исследования требуют дополнительного вложения средств и мешают быстрому получению прибыли.
КАК ДЕЛО ОБСТОИТ СЕЙЧАС?
В 2018 г. в закон были внесены изменения. Экспертиза теперь должна проводиться только на участках, в пределах территорий «в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия».
Сама эта новация была очень спорной и вызывала возражения специалистов-археологов. Ведь получается, что заранее определяются территории «неперспективные» для поисков памятников археологии, на которых можно строить без предварительной экспертизы. Кто будет определять такие территории? Будут ли в этом участвовать специалисты, или все решит волюнтаризм чиновников в угоду инвестору?
Эти вопросы до сих пор не ясны, но поправки 2018 г. определяли, что установление "критериев определения указанных территорий и порядок утверждения их границ" относится на федеральный уровень и будет установлен Правительством РФ. В настоящий момент, пока эти границы не определены, сохраняется переходный порядок, по которому экспертиза проводится на всех участках.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СЕЙЧАС НЕ ВМЕШАТЬСЯ?
Сейчас на стадии публичного обсуждения находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Его авторы в пояснительной записке прямо пишут, что их целью является «сокращение «переходного» периода, в течение которого историко-культурная экспертиза земель должна проводиться повсеместно», что им кажется безосновательным.
Что предлагается? Предлагается передать установление порядка утверждения границ территорий «в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия» от федеральных органов - региональным. Иными словами, региональные органы охраны культурного наследия теперь будут решать, нужно ли проводить на этой территории государственную историко-культурную экспертизу, или нет.
И вот это ГИБЕЛЬНО для памятников археологии, особенно для той их части, которая пока не известна ученым (а ежегодно в стране обнаруживаются сотни, если не тысячи, таких памятников). Есть риск, что в условиях давления инвесторов и застройщиков региональным органам охраны памятников будет «проще» ограничить узкими рамками те территории, где нужна предварительная экспертиза, а остальное отдать под бесконтрольное хозяйственное освоение. Особенно, если речь идет о наиболее «вкусных», перспективных для застройки участках.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Поучаствовать в общественном обсуждении законопроекта, выразить своё отрицательное к нему отношение. Это реальный способ приостановить данную «инициативу». В 2019 г. подобное «предложение» удалось остановить! Сейчас мы тоже сможем это сделать!
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пройти на сайт «Нормативные правовые акты»
https://regulation.gov.ru и зарегистрироваться там (можно войти через Госуслуги). Дальше ищем законопроект. Либо через поиск по его номеру 122967. Либо вот по этой ссылке Вас выкинет прямо на страничку обсуждаемого законопроекта
https://regulation.gov.ru/projects?fbclid=IwAR2Fm5pSI6JiOoywG9r-f3ZENjdfLM7MPRFPWsTh8WNHxgP7vngvwB7UvKs#search=122967&npa=122967Здесь можно самому с ним ознакомиться (хотя в тексте сам чёрт ногу сломит).
Теперь главное - СТАВИМ «ДИЗЛАЙК» ЗАКОНОПРОЕКТУ - красная рука на верхней панели. Это - программа минимум, Ваш голос уже учтен как «против».
Если есть еще и желание ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ, то нажимаем на гиперссылку «Ваши предложения» и попадаем на форму общественного обсуждения.
Там нам предстоит ответить на семь вопросов. Здесь каждый формулирует сам.
Ниже предлагаю свои варианты, которые написал я:
1) КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ?
Отрицательное. Вопреки уверениям авторов законопроекта, его реализация не приведет к «повышению оперативности принятия решений». Предлагаемые нормы с неизбежностью приведут к угрозе сохранности объектов археологического наследия и особенно объектов обладающих признаками объектов археологического наследия. Их повреждение/гибель, в свою очередь, нанесет невосполнимый урон культурному наследию каждого из регионов, являющемуся уникальным ресурсом, как в плане сохранения национальной идентичности, так и в сфере туристического потенциала.
2) ПОВЛИЯЕТ ЛИ ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА НПА НА РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
Да, повлияет. В финансово-экономическом обосновании законопроекта сказано, что его принятие «не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета». Это означает, что все расходы на определение границ территорий, где «имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия», возлагаются на региональные бюджеты (раз этим занимаются региональные органы охраны культурного наследия). Ввиду ограниченности региональных бюджетов есть все основания предполагать, что деньги на это выделяться не будут. В этих условиях, самым «простым» для регионального органа охраны культурного наследия решением будет определение этих границ без специальных исследований. В свою очередь, это приведет к тому, что значительная часть территорий (где потенциально располагаются памятники археологии) будет подвергаться хозяйственному освоению без проведения предварительной государственной историко-культурной экспертизы.
3) ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫМ СПОСОБОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?
Нет, не является. Получается, что установление порядка утверждения границ территорий, где нужна/не нужна государственная историко-культурная экспертиза, будет происходить отдельно в каждом регионе. В результате, в масштабах страны это приведет к разнобою, когда в каждом регионе будет свой собственный порядок утверждения границ. Это открывает широкие перспективы для разного рода коррупционных злоупотреблений.
4) КАКИЕ РИСКИ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ?
1) Возникает угроза, что региональные органы охраны культурного наследия будут формулировать порядок утверждения границ исходя не из презумпции сохранности объектов культурного наследия, а из интересов потенциального инвестора.
2) Существует риск, что порядок утверждения границ на региональном уровне будет определен формально, не будет учитывать мнение и опыт специалистов-археологов. В этой связи реализация проекта противоречит Европейской конвенции об охране археологического наследия (ратифицирована Федеральным законом
от 27.06.2011 N 163-ФЗ).
3) В разных регионах будет существовать свой порядок утверждения границ, что противоречит единству археологической методики, определяемой существующим законодательством и подзаконными актами.
4) Региональные органы охраны культурного наследия не обладают финансовыми и кадровыми ресурсами для организации работ по определению границ территорий, где нужна/не нужна государственная историко-культурная экспертиза.
4) В совокупности все это приведет к массовому разрушению/повреждению памятников археологии, как известных и уже стоящих на охране, так и еще не выявленных. Таким образом, будет нанесен невосполнимый ущерб культурному наследию народов Российской Федерации.
5) КАКИЕ ВЫГОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ?
Выгод и преимуществ не возникнет.
6) СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (МЕНЕЕ ЗАТРАТНЫЕ И (ИЛИ) БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ) СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?
Да, существует. Презумпция сохранности объектов культурного наследия требует, чтобы государственная историко-культурная экспертиза земельного участка с целью определения наличия/отсутствия объектов археологического наследия, проводилась на всех территориях, подлежащих хозяйственному освоению.
7) ВАШЕ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ ПО ПРЕДЛАГАЕМОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ?
На мой взгляд, принятие законопроекта крайне отрицательно скажется на сохранности объектов археологического наследия. Передача полномочий установления порядка утверждения границ территорий, на которых должна или не должна проводиться государственная историко-культурная экспертиза, региональным органам культурного наследия с неизбежностью приведет к уничтожению еще не выявленных памятников археологии и нанесет значительный ущерб историко-культурному наследию народов Российской Федерации.
На мой взгляд, данное предложение носит выраженный коррупциогенный характер.
/>