Из прошлогодних находок. В шурфе одного из зданий на Воскресенской улице в Старой Руссе среди прочего мусора 20 века нашли такие накладки с надписью «Быв. Калинкин "Стенька Разин". П.Е.П.О. Петроград».
В этой короткой надписи скрыта длинная история пивоваренного завода, которая началась в 1790 г. - тогда англичанин Ной Казалет основал пивоваренный завод в Нарвской части Петербурга на берегу реки Екатерингофки.
Пиво он делал хорошее, дела шли в гору и в 1848 году сын основателя Пётр Казалет и ещё один успешный потомственный пивозаводчик Федор Абрамович Крон (бывший в это время поставщиком императорского двора), объединили производства. Фирма стала называться «Казалет, Крон и Ко», а завод ¬- Калинкинский Пивоваренный завод (от названия финской деревни Кальюла, (Каллина) существовавшей в низовьях Фонтанки ещё до основания Петербурга.
Причиной объединения соперников стала холеры. Во время эпидемии продажи резко упали, и целые партии пива просто пропали на складах. Под угрозой разорения конкурентам пришлось, объединится, производство пива сосредоточили на Калинкинском заводе, завод Крона сдали в аренду, а потом продали. У нового предприятия дела пошли успешнее, объёмы производства выросли, а соперники стали друзьями.
В 1862 г., после смерти одного Казалета и эмиграции Крона, на базе завода «Казалет, Крон и Кo» было образовано «Калинкинское пивоваренное и медоваренное товарищество». Учредителями товарищества были указаны великобританский подданный Вильям Миллер, потомственный почетный гражданин Эдуард Казалет и прусский подданный Юлий Шотлендер. Завод был полностью реконструирован, и в очень короткое время приобрел репутацию лучшего в России. Пиво Калинкинского завода отличалось высоким качеством, поставлялось к императорскому, пользовалось популярностью у потребителей и было эталоном качества. К 1914 г. завод стал крупнейшим в Российской империи и производил до 5,5 млн. вёдер пива в год. Первая Мировая война сильно отразилась на пивоварении. После введения «сухого закона» были закрыты пивные ларьки а крепость пива была ограничена 3,7%. Для нужд военного времени были реквизированы принадлежавшие товариществу, лошади грузовики, вагоны, уголь, значительная часть сырья, оборудования и многое другое. Но, тем не менее, производство действовало и даже приносило прибыль.
После революции, 30 июня 1918 года, завод был национализирован. В период военного коммунизма производство практически остановилось. Собственно, экономическая политика военного коммунизма и госмонополия на торговлю показали свою несостоятельность, и советское правительство перешло к НЭПу и начало постепенное возвращение элементов рыночной экономики. Однако свобода торговли вводилась своеобразно. В апреле 1921 года был принят декрет о «Потребительской кооперации» по которому: - «Все граждане Р.С.Ф.С.Р. объединяются в потребительские общества. Все граждане данной местности включаются в единое потребительское общество. Каждый гражданин приписывается к одному из распределительных пунктов потребительского общества». При этом «В городах, фабрично-заводских и сельских населенных пунктах, независимо от их размеров, не может быть более одного потребительского общества».
Так появилось П.Е.П.О. - «Петроградское единое потребительское общество». В 1922 г. П.Е.П.О. берёт в аренду уже совершенно остановившийся Калинкинский завод и почти сразу - к пятой годовщине Октябрьской революции его переименовывают во 2-й Петроградский пивоваренный завод «Стенька Разин». Новое название было вполне в революционном духе, но совершенно непонятно и неизвестно потребителям. Поэтому на производимой продукции, обращаясь к памяти любителей пива, указывали «быв. Калинкин» (это была распространенная практика во времена НЭПа - указывать бывшее название производителя). Производство начало постепенно восстанавливается.
В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград и общество стало, соответственно, Ленинградским. Так что можно предположить, что эти накладки были изготовлены в период с 1923 по 1925 год.
В подвале дома на Воскресенской улице Руссы они оказались не случайно. Этот район с 18 века носил название Гостиные дворы, и здесь располагались гостиницы и трактиры. Вероятно, в подвале одного из них и стояли бочки с пивом. Можно даже предположить, что после возобновления производства пива, его почти сразу же начали поставлять в Руссу. Например, в газете «Вологодская жизнь» сообщается о продаже пива уже в сентябре 1922 года.
Впрочем полезную в хозяйстве бочку могли использовать очень долго. P.S. После этого завод действовал ещё почти сотню лет. Варка пива на заводе им. Степана Разина прекратилась в сентябре 2009 г.