Сейчас в Думе хотят принять совершенно параноидальный и безумный закон, касающийся просветительской деятельности (он уже прошёл первое чтение - значит, в основном одобрен).
Этот закон невозможно исправить - его надо просто отклонить.
Почему? Просто прочитайте формулировку, которую он вводит:
«просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»
Вы представляете себе разговор между двумя людьми, в ходе которого не будет происходит распространения знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций? Можно ли ответить на чей-либо вопрос не имея цели повлиять на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развития человека?
Как ответить на вопрос «Папа почему трава зелёная?", «Мама кто такой Иисус?», «Тётя Вера, а как вы выращиваете такие красивые цветы?» или "А кто всё это закопал так глубоко?" и не попасть под действие этого закона?
Под закон подпадает не просто просветительские лекции, кружки, экскурсии или мероприятия, а вообще всё, по сути, любой разговор, любой пост в интернете длиннее одного предложения. Собственно, все, что я делаю вне занятий в университетской аудитории (там я веду образовательную деятельность), попадёт под определение этого закона. в том числе этот журнал и мои записи в остальных соцсетях.
А решать правильно ли вы говорите, будет Правительство Российской Федерации которое определяет порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности и контроля за ней. Точнее, определит в виде новых законов. А что будет в этих законах совершенно неведомо. Но можно быть уверенными что они будут применяться одновременно широко и избирательно. Потому что нарушать будут все, а карать будут тех кто чем то не угодил.
Чтобы понять, что это за закон ознакомьтесь с ним непосредственно -
Текст законопроекта на сайте Госдумы Посмотрите запись совершенно паранодального обсуждения законопроекта в Госдуме -
https://video.duma.gov.ru/watch/?id=322073Прочитайте интервью с одним из авторов законопроекта
«ИГИЛ тоже считает, что они просветительской деятельностью занимаются» И составьте своё мнение.
А вот моё.
Я много занимаюсь просвещением и присоединяюсь к мнению множества коллег, которые считают:
1. Предлагаемый законопроект не решит вопросов, связанных с развитием просветительской деятельности в России, а создаст лишь дополнительные преграды для осуществления этой деятельности. Он носит преимущественно ограничительный характер.
Формулировка одного из выступивших: «сам закон создан и продвигается носителями геополитических фобий».
2. Просветительская деятельность в законе трактуется максимально широко и подразумевает любой обмен знаниями любых лиц, что невозможно проконтролировать никакими законодательными актами.
3. Бюрократизация сделает немыслимым участие в просвещении для людей, которые делают это "в свободное от работы время". А таких волонтёров, энтузиастов - большинство, и это, возможно, наиболее яркие, талантливые представители научпопа.
4. Бюрократизация убьёт мелкие научпоп проекты (существующие «в довесок» к основным). Бюджеты у них скромные, административный персонал минимальный.
5. Пугает возможность введения системы литовки, которая разрушит хрупкий механизм современного интернет-просвещения. По сути это может стать реальной цензурой - кто и как будет проверять все материалы, которые какие-нибудь просветительские каналы выпускают по нескольку в день?
6. Скорее всего будет иметь место выборочное использование закона - пострадают самые яркие и заметные, скорее всего самые качественные и ответственные. А огромное количестве мелких и безответственных просто никто не заметит и они-то свою деятельность продолжат без проблем в сером поле.
7. Охватить контролем всё информационное поле невозможно в принципе, поэтому регулирование будет применяться выборочно и может стать репрессивным инструментом. Боятся блокировки проектов, не прошедших согласование.
8. Невозможность выработки адекватных критериев "достоверных сведений" в сфере передовой науки. В первую очередь это, конечно, коснётся гуманитарной сферы. Кто и как станет определять, какие исторические факты достоверные, а какие нет?
Если вы согласны с ним и против закона, то подпишите петицию - П
ротив поправок о просветительской деятельности Да. Она мало на что повлияет, но так мы хотя бы выразим своё недовольство. И чем громче оно будет, тем больше шансов что оно кого-то заставит ещё задуматся.
Так же я присоединяюсь к заявлению коллег.
Руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей нам свободу слова и отсутствие цензуры, мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что в случае принятия Законопроекта № 1057895-7:
- Мы продолжим заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона.
- Мы не будем обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами.
- Мы не будем предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами.
Если вы занимаетесь хоть какой-то просветительской деятельность то можете присоединится к этому заявлению оставив под ним подпись здесь -
Декларация ученых и популяризаторов науки