Посмотрел
"Офицер и шпион". Хорошая экранизация эпической истории.
В 1894 году французский капитан Альфред Дрейфус был приговорён к пожизненному заключению за шпионаж в пользу Германской империи. Казалось бы, обычное дело - выходец из Эльзаса (который Франция уступила Германии после франко-прусской войны), служит в генеральном штабе, еврей, довольно дисциплинированный, но не имеющий друзей. Идеальное прикрытие для шпиона. Да и главная улика была очень серьёзная. Агент в немецком посольстве предоставил письмо написанное почерком Дрейфуса, в котором шпион предлагал передать различные секретные документы немецкому военному атташе. Судьи единогласно признали его виновным. Сам Дрейфус вины не признал. Что впрочем, неудивительно. Зачем шпиону сознаваться?
Через некоторое время главой французской разведки становится Жорж Пикар, который обнаруживает что записка, из-за которой осудили Дрейфуса, написана почерком другого человека, ряд улик подделаны, а шпион во французской армии продолжает действовать. Когда он пытается поднять вопрос о пересмотре дела и освобождении невиновного, то из прекрасного офицера с блестящими перспективами моментально превращается в опасного смутьяна грозящего опозорить честь мундира.
«Дело Дрейфуса» это одна из самых позорных страниц истории французской армии и французского правосудия. Но с другой стороны это одна из самых доблестных страниц истории французского общества.
Классическая дилемма актуальная для всех обществ и времён. Кто враг общества? Тот, кто старается скрыть все, что может поколебать авторитет государства и нанести ущерб чести мундира? Или тот, кто добивается справедливости - освобождения невиновных и наказания преступников не смотря на то, что его действия вызовут скандал и раскол в обществе? Что важнее человек или государство? Что делать если люди от которых зависит твоя судьба и жизнь приказывают закрыть глаза, а суды игнорируют улики и доказательства?
Случай не уникален. Мало ли людей в разные времена было осуждено за то, что не делало? Но потрясает борьба, развернувшаяся вокруг этого дела. Собственно говоря, всё французское общество тогда раскололось тогда на две партии. Кто-то требовал справедливости, кто-то требовал прекратить оправдывать шпиона, ну а кто-то говорил, что всё не так однозначно и дыма без огня не бывает.
Карикатура«Семейный ужин» опубликованная 14 февраля 1898 года.
Вверху: «И главное, давайте не говорить о деле Дрейфуса!»
Внизу: «Они о нём поговорили…»
Жорж Пикар, Эмиль Золя, Жорж Клемансо и множество других людей вступили в борьбу за освобождение незнакомого им человека. При этом отстаивая свою позицию, шли под суд и даже в тюрьму. Сейчас-то мы знаем, что эта борьба окончилась победой и привела их к власти (Клемансо в итоге стал главой правительства и Пикар военным министром), но тогда исход схватки был не ясен.
Открытое письмо Эмиля Золя «Я обвиняю». За него его приговорили к году тюрьмы и штрафу
Покушение на адвоката Фернана Лабори защищавшего Золя в процессе об открытом письмо по деду Дрейфуса
Фильм отличный, интересный и я бы даже сказал злободневный. И снят, кстати, очень качественно. Всё показано качественно, и костюмы, и интерьеры, балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки…