Сейчас сидя в карантине приятно вспомнить прошлые поездки и помечтать о новых.
Одно из самых сильных впечатление прошлого года это Немецкий морской музей в Бремерхафене, где находится один интереснейших для археологов и любителей истории мореплавания объектов - Бременский когг.
Сам Морской музей Бремерхафена - это довольно крупная исследовательская организация, занимающая несколько корпусов, но в прошлом году в выставочном комплексе шла масштабная реконструкция и для посещения был доступен только зал с коггом. Нас, впрочем, это не огорчило, потому что ради него мы, собственно и пришли.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1560872/1560872_900.jpg)
История появления этого, фактически, чуда света довольно длинная. Первые фрагменты деревянного корабля были обнаружены 8 октября 1962 года во время дноуглубительных работ на реке Везер. Позднейшие исследования показали, что это когг - средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, построенное около 1380 года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1562196/1562196_900.jpg)
Поиск и сбор обломков продолжался до июля 1965 года и в результате было найдено более 2000 отдельных частей корабля, которые были переданы Немецкому музею судоходства для сохранения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1561923/1561923_900.jpg)
Но это было только начало. Пропитанное водой дереве нельзя простоя выставить. На воздухе оно высохнет и превратится в бесформенные обломки. Долгое время корпус корабля и детали хранились в большом резервуаре с водой. Только в 1982 году смогли приступить к процессу реставрации. В качестве метода выбрали, признанный сейчас самым эффективным, метод - пропитка в полиэтиленгликоле с последующей сушкой. Полиэтиленгликоль замещает молекулы воды и при сушке не меняет объём (точнее меняет но незначительно) в результате после высыхания деревянные предметы и детали сохраняют свою форму и не разрушаются при пребывании на воздухе. Консервация - пропитка в растворе полиэтиленгликоля и постепенная сушка, и реконструкция корабля продолжались 18 лет - до 2000 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1561706/1561706_900.jpg)
Бременский когг не такой впечатляющий, как стоящий в Стокгольме корабль «Ваза», затонувший в полной боевой готовности и практически идеально сохранившийся. Когг разрушен сильнее, но создатели музея использовали все возможности для того чтобы эффектно его представить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1561562/1561562_900.jpg)
Стоящий в центре большого зала собранный корпус корабля поддерживается сложной конструкцией.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1561134/1561134_900.jpg)
Вокруг поднимаются три яруса «балконов», позволяющие рассмотреть корабль практически с любой точки.
На балконах располагаются витрины с экспозицией рассказывающей о кораблестроении мореходстве и торговле в Средние века
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1570902/1570902_900.jpg)
Чтобы разглядеть детали корпуса поближе есть несколько театральных биноклей, вмонтированных в специальные стойки. Честно говоря, довольно неудобные.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1564311/1564311_900.jpg)
Длина корпуса - 24 метра, ширина - 8 метров, высота бортов - чуть более 4 метров. Водоизмещения оценивается в 130 тонн.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1560799/1560799_900.jpg)
Судя по выставленным вокруг деталям с рабочей маркировкой, монтаж продолжается и сейчас.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1564446/1564446_900.jpg)
Отсутствие некоторых элементов конструкции, груза и малое количество находок позволили исследователям предположить, что этот корабль был недостроен и затонул после того как был смыт со стапелей наводнением. Но когг был уже в довольно высокой степени готовности. Даже гальюн уже установили.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1559865/1559865_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1559666/1559666_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1560285/1560285_900.jpg)
Предметов на корабле найдено немного. Среди них - одна бочка (зато со знаком на крышке), набор инструментов, кожаная туфля, игральные фишки, кости и всякие мелочи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1563627/1563627_900.jpg)
Бочка со знаком на крышке -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1563170/1563170_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1562948/1562948_900.jpg)
Инструменты и детали - топоры, тесло, железные гвозди и скобы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1562879/1562879_900.jpg)
Кожаная туфля -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1562451/1562451_900.jpg)
В экспозиции музея про корабль рассказано практически всё. В видеоролике на экране детально показано как строился когг. Отдельно выставлен фрагмент борта, собранный в соответствии с технологией.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1564806/1564806_900.jpg)
Мы и в Старой руссе часто находим скобы вот такой формы. Они крепят планку удерживающую уплотнитель, котрый в свою очередь удерживает пеньку которой законопачивают щели между досками борта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1565032/1565032_900.jpg)
Целый раздел выставки подробно рассказывает о методах изучения, консервации и реставрации. Нашлось место для стендов и экранов, посвящённых дендрохронологии, фотограммометрии, тахеометрии и прочему…
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1565281/1565281_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1565652/1565652_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1565739/1565739_900.jpg)
Образцы материалов -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1565958/1565958_900.jpg)
Наглядное объяснение принципа
дендрохронологии. Именно блягодаря ей удалось датировать время постройки корабля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1566392/1566392_900.jpg)
Ни один морской музей не обойдётся без многочисленных макетов кораблей. Самый крупный это масштабная реконструкции судна.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1566505/1566505_900.jpg)
Особенно радуют макеты, которые можно пощупать. Делались они, конечно, прежде всего, для незрячих, но потрогать-то интересно всем. При этом есть и макет сохранившегося корабля и его реконструкции.
Макет корабля в том виде в котором он был найден.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1566766/1566766_900.jpg)
Реконструкция
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1567229/1567229_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1567366/1567366_900.jpg)
Отдельно нужно отметить всякие «интерактивности». Кроме макетов, которые можно потрогать, в залах можно...
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1567511/1567511_900.jpg)
Согнуть доски для обшивки бортов -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1567768/1567768_900.jpg)
Равномерно распределить груз на корабле -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1568037/1568037_900.jpg)
Повернуть парус
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1568301/1568301_900.jpg)
Покопаться в матросском сундучке -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1568738/1568738_900.jpg)
Откачать воду из трюма -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1568782/1568782_900.jpg)
Попробовать себя в роли исследователя (требуется владение немецким языком) -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1569081/1569081_900.jpg)
Свить канат -
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1569297/1569297_900.jpg)
Люблю я такие вещи, а уж сын был в восторге!
Кое-что, правда, поистрепалось, но видно потому и реконструкция идёт…
Кроме того экспозиция довольно подробно рассказывает о ганзейской торговле и всем что ей сопутствовало. Даже про эпидемии чумы, распространяемой корабельными крысами не забыли.
Ловчие птицы - дорогой товар.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1569686/1569686_900.jpg)
Кстати птицы привозились в Европу в том числе и из Новгородских земель
Рыба и баночка с запахом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1569890/1569890_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1570056/1570056_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1570322/1570322_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1570618/1570618_900.jpg)
Отдельно нужно отметить то, как представлен средневековый Бремен. Город показан в виде макета, который тоже можно щупать. При этом нажав на какое-нибудь важное здание - собор, ратушу, портовый склад - вы запускаете ролик, рассказывающий о нём.
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1571323/1571323_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/starcheolog/63421933/1571406/1571406_900.jpg)
В общем, прекрасный музей. Жаль остальные залы были закрыты. Но, полагаю мы сюда ещё вернёмся.