Бременский когг

Jun 03, 2020 12:26

Сейчас сидя в карантине приятно вспомнить прошлые поездки и помечтать о новых.
Одно из самых сильных впечатление прошлого года это Немецкий морской музей в Бремерхафене, где находится один интереснейших для археологов и любителей истории мореплавания объектов - Бременский когг.

Сам Морской музей Бремерхафена - это довольно крупная исследовательская организация, занимающая несколько корпусов, но в прошлом году в выставочном комплексе шла масштабная реконструкция и для посещения был доступен только зал с коггом. Нас, впрочем, это не огорчило, потому что ради него мы, собственно и пришли.




История появления этого, фактически, чуда света довольно длинная. Первые фрагменты деревянного корабля были обнаружены 8 октября 1962 года во время дноуглубительных работ на реке Везер. Позднейшие исследования показали, что это когг - средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, построенное около 1380 года.





Поиск и сбор обломков продолжался до июля 1965 года и в результате было найдено более 2000 отдельных частей корабля, которые были переданы Немецкому музею судоходства для сохранения.




Но это было только начало. Пропитанное водой дереве нельзя простоя выставить. На воздухе оно высохнет и превратится в бесформенные обломки. Долгое время корпус корабля и детали хранились в большом резервуаре с водой. Только в 1982 году смогли приступить к процессу реставрации. В качестве метода выбрали, признанный сейчас самым эффективным, метод - пропитка в полиэтиленгликоле с последующей сушкой. Полиэтиленгликоль замещает молекулы воды и при сушке не меняет объём (точнее меняет но незначительно) в результате после высыхания деревянные предметы и детали сохраняют свою форму и не разрушаются при пребывании на воздухе. Консервация - пропитка в растворе полиэтиленгликоля и постепенная сушка, и реконструкция корабля продолжались 18 лет - до 2000 г.



Бременский когг не такой впечатляющий, как стоящий в Стокгольме корабль «Ваза», затонувший в полной боевой готовности и практически идеально сохранившийся. Когг разрушен сильнее, но создатели музея использовали все возможности для того чтобы эффектно его представить.




Стоящий в центре большого зала собранный корпус корабля поддерживается сложной конструкцией.




Вокруг поднимаются три яруса «балконов», позволяющие рассмотреть корабль практически с любой точки.
На балконах располагаются витрины с экспозицией рассказывающей о кораблестроении мореходстве и торговле в Средние века




Чтобы разглядеть детали корпуса поближе есть несколько театральных биноклей, вмонтированных в специальные стойки. Честно говоря, довольно неудобные.




Длина корпуса - 24 метра, ширина - 8 метров, высота бортов - чуть более 4 метров. Водоизмещения оценивается в 130 тонн.




Судя по выставленным вокруг деталям с рабочей маркировкой, монтаж продолжается и сейчас.




Отсутствие некоторых элементов конструкции, груза и малое количество находок позволили исследователям предположить, что этот корабль был недостроен и затонул после того как был смыт со стапелей наводнением. Но когг был уже в довольно высокой степени готовности. Даже гальюн уже установили.










Предметов на корабле найдено немного. Среди них - одна бочка (зато со знаком на крышке), набор инструментов, кожаная туфля, игральные фишки, кости и всякие мелочи.



Бочка со знаком на крышке -






Инструменты и детали - топоры, тесло, железные гвозди и скобы.




Кожаная туфля -




В экспозиции музея про корабль рассказано практически всё. В видеоролике на экране детально показано как строился когг. Отдельно выставлен фрагмент борта, собранный в соответствии с технологией.



Мы и в Старой руссе часто находим скобы вот такой формы. Они крепят планку удерживающую уплотнитель, котрый в свою очередь удерживает пеньку которой законопачивают щели между досками борта.



Целый раздел выставки подробно рассказывает о методах изучения, консервации и реставрации. Нашлось место для стендов и экранов, посвящённых дендрохронологии, фотограммометрии, тахеометрии и прочему…










Образцы материалов -



Наглядное объяснение принципа дендрохронологии. Именно блягодаря ей удалось датировать время постройки корабля.




Ни один морской музей не обойдётся без  многочисленных макетов кораблей. Самый крупный это масштабная реконструкции судна.




Особенно радуют макеты, которые можно пощупать. Делались они, конечно, прежде всего, для незрячих, но потрогать-то интересно всем. При этом есть и макет сохранившегося корабля и его реконструкции.

Макет корабля в том виде в котором он был найден.



Реконструкция







Отдельно нужно отметить всякие «интерактивности». Кроме макетов, которые можно потрогать, в залах можно...




Согнуть доски для обшивки бортов -


Равномерно распределить груз на корабле -



Повернуть парус


Покопаться в матросском сундучке -



Откачать воду из трюма -



Попробовать себя в роли исследователя (требуется владение немецким языком) -


Свить канат -



Люблю я такие вещи, а уж сын был в восторге!

Кое-что, правда, поистрепалось, но видно потому и реконструкция идёт…

Кроме того экспозиция довольно подробно рассказывает о ганзейской торговле и всем что ей сопутствовало. Даже про эпидемии чумы, распространяемой корабельными крысами не забыли.

Ловчие птицы - дорогой товар.




Кстати птицы привозились в Европу  в том числе и из Новгородских земель

Рыба и баночка с запахом.












Отдельно нужно отметить то, как представлен средневековый Бремен. Город показан в виде макета, который тоже можно щупать. При этом нажав на какое-нибудь важное здание - собор, ратушу, портовый склад - вы запускаете ролик, рассказывающий о нём.






В общем, прекрасный музей. Жаль остальные залы были закрыты. Но, полагаю мы сюда ещё вернёмся.

средневековье, Бремерхафен, археология, Германия, когг, музей

Previous post Next post
Up