Недалеко от Боровичей у деревни Волгино находятся две новгородские сопки. Они стоят в поле на берегу Мсты.
Одна насыпь большая (почти пять метров в высоту), стоит посреди поля и хорошо видна издалека.
Вот она -
Поближе и с пятиметровой рейкой для масштаба -
Вторая, стоящая почти на самом берегу Мсты, поменьше и сильнее заросла деревьями.
Вот она сразу с двух сторон.
Сопки - это большие погребальные насыпи (самые крупные их них превышают в высоту 10 м). Об этом говорит само название, происходящее от слова "сыпать". Они сооружались славянами, жившими на новгородских землях в IX-X вв. Вероятнее всего, сопки являлись местами захоронений вождей, старейшин и наиболее выдающихся членов общины.
Люди, насыпавшие их, были язычниками и погребения, как правило, совершали по обряду трупосожжения. То есть, покойника сжигали вместе со всеми вещами, которые должны были пригодиться ему в загробной жизни (Так как сжигали хорошо, мы не знаем достоверно, что и сколько безутешные родичи и друзья отправлялось в другой мир с покойным).
Такие насыпи, располагались в то время на окраинах поселений и, вероятно были не только местом погребения, но и несли некую сакральную нагрузку, являясь своего рода святилищами для членов общины.
Сопки стоят здесь неспроста. Река Мста в Средневековье важным торговым и путём ходили по ней в халифаты за арабским золотом и, позднее в Византию и Западную Европу, поэтому берега были довольно густо населены.
Вид с малой сопки на большую -
В какой-то момент сопки получили такое широкое распространение, что стояли у каждого более-менее значительного поселения. В некоторых случаях, сопки образуют группы численностью до нескольких десятков насыпей.
Со временем этот обычай был вытеснен христианскими похоронными обрядами. А слово "сопка" получило вторую жизнь. Новгородцы, осваивая территории на севере и в Сибири, стали называть знакомым словом небольшие округлые горы, дав ему новое значение, которое закрепилось в русском языке. А старое помнят только немногое коренные жители и археологи.
Берег Мсты -