Не такие уж загадочные знаки…

Oct 08, 2019 23:04

Существует такая категория археологических памятников как петроглифы - выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе. Они могут относиться к различным эпохам и культурам и нередко ставят перед исследователями сложные задачи по их датировке, интерпретации и толкованию.

Несколько таких знаков находятся недалеко от Пскова. На Труворовом городище близь Изборска находятся каменные плиты, на которых изображены три сложные геометрические фигуры. Плиты лежат на кладбище со средневековыми крестами.



Большой каменный крест, вырубленный из известняка с высеченной надписью "ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА" (Царь славы Иисус Христос Ника), исследователи датируют XIV - XV в. Но это мало помогает датировке изображений, потому что они могли быть нанесены и до появления здесь креста, и позже. Да и плиты со знаками могли быть принесены на кладбище из другого места.

Сами знаки до настоящего времени не получили однозначной интерпретации и об из назначении высказывается много версий разной степени правдоподобности. Однако, если посмотреть пристально то можно найти им неожиданное объяснение.

Всего знаков, как уже говорилось выше, три. Первое изображение представляет собой три вписанных друг в друга квадрата (самый большой квадрат имеет стороны примерно по 35 см), середины которых соединены прямыми линиями.



Это изображение имеет самое простое объяснение. Перед нами поле для «Мельницы» - настольной шашечной игры известной с Античности.

По правилам она напоминает «Крестики-нолики», предком которых возможно и является. Игра делится на три фазы. В первой два игрока по очереди выставляют фишки на углы квадратов и пересечения линий. Во второй передвигают их по линиям в соседние ячейки. В третьей игрок у которого осталось три фишки получает право переставлять их на любое место. Задача игроков построить в ходе партии свои шашки по три в ряд ¬- «мельницу». Тот, у кого это получилось, забирает с поля фишку противника. Когда у игрока останутся только две фишки или он не может сделать ход (будучи «заперт» шашками противника), то он проигрывает.

«Мельница» имеет несколько разновидностей отличающихся количеством фишек, формой полей и деталями правил. Данное поле используется в варианте игры, в котором у соперников по 9 шашек.

Такие поля, вырезанные на камне и дереве, находят практически по всей Европе, Северной Африке и Западной Азии. Описание игры содержится в средневековых трактатах, а в некоторых странах в «Мельницу» играют до настоящего времени.


Игра в «мельницу». Иллюстрация из «Книги игр» короля Альфонсо X (Испания, 1283 г. )

Игральные доски с полями аналогичными изборскому найдены во многих других древнерусских городах, в том числе Новгороде, Старой Руссе и Старой Ладоге.


Доска для игры в мельницу из раскопок в Старой руссе. Дерево, XII в.



Камень с высеченной доской для мельницы в кладке, Сицилия

Но именно с этим знаком связано распространённое заблуждение. Существует мнение о том, что данное изображение представляет собой схематический чертёж для архитектурных расчётов, использовавшийся древнерусскими зодчими - «вавилон». Однако рассмотрение этой версии показало, что и интерпретация и сам термин придуманы в 1950-е годы академиком Б. А. Рыбаковым. В статьях посвящённых этой теме он полностью игнорировал то, что эти знаки многие века известны как поле для настольной игры, и не привёл никаких доказательств и источников, свидетельствовавших об использовании их для строительных расчётов.



Изображения игровых полей на кирпичах из Саркела (Белой Вежи) и прорись с камня у с. Кузнецово интерпретированные в 1949 г. Б. А. Рыбаковым как «вавилоны»

Так что эта версия основывается только на его рассуждениях. Однако она понравилась советской общественности, прижилась и даже сейчас её приводят как вероятную на сайтах Изборского музея и Комитета культуры Псковской области.

Второй знак имеет вид треугольника пересечённого крестом.


Прямых аналогов ему нет, но вполне вероятно, что он представляет собой поле для простейшей игры, по правилам соответствующим трёхшашечной «мельнице».




Изображения поля для неё, правда в виде квадратов или окружностей с вписанным крестом распространены в Европе. Игра довольно проста но, тем не менее, предоставляет немало вариантов развития партии и может увлечь игроков надолго.

Третий знак самый загадочный - он представляет собой сильно стёртый прямоугольник размером 50х30 см, разделённый на 12 полос.



В нём иногда видят лестницу, иногда схематическое изображение пахотного поля.


Сильно затёртый знак в виде прямоугольника высечен справа от основания обломанного креста

Однако если предположить, что это разметка для ещё одной настольной игры, то во что на нём можно играть?

Вероятнее всего, изображение представляет собой поле для широко распространённой с раннего средневековья игры - нард. Нарды в целом соответствующие современным правилам известны с античности под названием «табула» (гр. τάβλη).




Игра в нарды. Иллюстрация из «Книги игр» короля Альфонсо X (Испания, 1283 г. )
Наиболее известное свидетельство их существования это описанная в эпиграмме Агафия Миринейского партия в табула, сыгранная византийским императором Зеноном в 480 году, привлекшая внимание поэта и историка из-за неудачного броска Зенона, приведшего к поражению в почти выигранной партии.


Доска для игры в трик-трак (нарды) (Фрайбург, XIII-XV вв.)

Вероятно «табула» попала на Русь из Византии уже в раннем средневековье, и стала известна так «тавлеи», упоминаемые в письменных источниках.

Если принять эти версии, то загадочные знаки оказываются полями для настольных игр, за которыми коротали время жители средневекового Изборска. Это лишает их тайны, но позволяет чуть больше узнать о прошлом.

Изборск, история, археология

Previous post Next post
Up