Много хороших фотографий красивых вещей.
Оригинал взят у
vladimirdar в
Выставка "Золото Сарматов" или Искусство, что пронзает тысячелетия. Часть 1.
Всего 36 фото
В Москве проходит замечательная камерная выставка «Золото сарматов» в Музее Декоративно-прикладного и Народного искусства, что на Делегатской,3. О выставке я узнал совершенно случайно, неожиданно увидев появившееся в рейтинге ключевых слов в Метрике «Золото сарматов» и ссылку почему-то на мой пост в ЖЖ годовой давности
«Золото-сарматов - Золото степей", так что сейчас, благодаря этой выставке и поисковым запросам он оказался на первой странице Яндекса) Зайдя по этой ссылке на страницу Яндекса я и увидел впервые анонс этой новой выставки приуроченной к Дню Города. Меня несказанно воодушевило, что такое мероприятие проходит в Москве и, быстро собравшись, я тут же отправился на эту интригующую выставку. А быстро - вот почему…
Культура древних кочевников-сарматов, сарматов-воинов меня всегда чрезвычайно и живо интересовала. Золотые украшения, предметы культа, древнее оружие и, вообще все, что связано с самим определением сарматов (савроматов) мощно возбуждали во мне какие-то смутные неосознанные воспоминания и будили архетипную память о былом. Я не могу спокойно и бесстрастно смотреть на эти проникновенные облеченные в золото послания из нашего прошлого, прошлого нашей Родины, возможно прошлого моих предков или прошлых жизней - это не важно, но важно другое - сейчас передо мной откроется и станет явью еще одна малая часть истории этого древнего и таинственного народа, что населял с IV в. до н.э до IV в. н.э. степные пространства от реки Тобол на Востоке до водораздела Тисы и Дуная на западе.
Вот уж чего не хочется - так это подробно углубляться кто такие сарматы и чего нам о них не известно) Однако, я понимаю, что необходима хотя бы минимальная объективно-субъективная информация о них для погружения в тот исторический контекст, что поможет легче и глубже принять то, что мы с вами сейчас увидим.
Об этой культуре существует совсем мало исторических сведений и часто одни противоречат другим. Оно и понятно - ведь сарматы - это обобщенное название кочевых скотоводческих ираноязычных племен, что не приняли в давние времена зорооастризм и, покидая территории нынешнего Ирана, расселяясь, неуклонно двигались на запад из-за необходимости все новых пастбищ, ресурсов, стремясь приблизиться к большим городам с целью грабежа и торговли.
Со слов Геродота «савроматы» (это первое упоминание этих племен как савроматы в исторических источниках) произошли от союза скифов с амазонками. Очевидно, эта легенда обосновывается тем, что женщины в сарматской среде занимали почетное положение, участвовали как в общественной, религиозной племенной жизни, так и в постоянных войнах. Гай Плиний Старший сообщает, что переселенцами из Ассирии (современный Ирак) и Мидии (государство ариев на западе Ирана по Геродоту) как раз и были сарматы, обосновавшиеся у реки Танаис (современный Дон).
02.
Уже в IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские союзы, включившие также значительную часть сако-массагетских племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов-кочевников на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии).
03.
Крупнейшие сарматские союзы племен - языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные сарматы - языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи. Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки, подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и первыми из сарматов создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин - 200 тысяч, а верхние аорсы - еще больше.
В отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы (или уже сарматы) славились своей конницей. Как и все иранские народы, они использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней. Основным типом доспехов у сарматов, напоминающих змеиную кожу, также был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Кроме того, античные авторы часто упоминают доспехи из рога или копыт. Кстати, определение «савроматы» на греческом, и несет примерную смысловую нагрузку как «ящероподобные» - из-за этих чешуйчатых доспехов.
Сарматские катафракты (греч. закованные в панцирь) в полном защитном вооружении показаны на барельефах колонны Траяна (113 г.). Они сами и их кони как раз и покрыты этой чешуйчатой броней, защищающей лошадь целиком вплоть до ее копыт.
04.
Скульптор, конечно же с перебором, описывает сарматов как ящероподобных антропоморфных существ), но мы уже можем по этому изображению составить свое представление о доспехах тяжелой конницы сарматских катафрактов.
05.
Графическая прорисовска этого же барельефа.
Традиционный пластинчато-нашивной доспех скифских времен дополняется чешуйчатым и кольчужным, что делало возможным более маневренный бой с применением метательного или иного оружия. Доспехи находят все более широкое применение в дружинах сарматских катафрактов, явившихся прообразом тяжеловооруженной конницы Византии, Рима и рыцарской конницы Европы…
Поздний период в развитии сарматской культуры приходится на II-IV в. н.э. Он представлен крупным племенным союзом во главе с аланами. Территория их расселения - от Дуная на западе до Волги на востоке.
Вторая половина IV в. н.э стала для степей северного Прикаспия переломной. Началась эпоха «великого переселения народов", в которой значительная часть родственных сарматам восточных объединений, увлеченных племенами гуннов, начали стремительное движение на запад. Аланская конфедерация не выдержала натиска: часть ее была уничтожена, часть вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сих пор некоторые обычаи осетин несут в себе черты культуры знаменитых сарматов, оставившие в мировой истории свой яркий свет.
06.
Однако, вернемся к сарматскому золоту. Сарматы оставили после себя яркие памятники культового и декоративно-прикладного искусства, представляющие одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля" и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшенные изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполнявшиеся из золота, бронзы, кости, рога и камня составляли в сюжетах так называемую «скифскую триаду»: кочевое скотоводство, воинский быт и скифо-сибирский «звериный стиль». Золотые олени, пантеры, лошади, бараны, и даже грифоны переплетаются между собой, образуя сложные динамичные орнаменты. Изделия из драгоценных металлов - сокровище исчезнувшей культуры, сохранившихся на века и тысячелетия.
07.
Наряду с изображениями в "зверином стиле" (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых божеств, грифонов, антропоморфных существ, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства. Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу.
В III в. до н. э. появляется, и во II-IV вв. н. э. достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль: одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями; используются также зернь и филигрань.
Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. "полихромный стиль" сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе.
Роль золота у кочевников всегда была очень значительной и, не только как драгоценного металла - через него, по представлениям сарматов, осуществлялась связь с богами и духами их родов. Вот почему в захоронениях сарматских царей и аристократии обязательно присутствовал этот благородный желтый солнечный металл в виде священных сосудов, оружия, украшений, предметов сарматского быта и расшитых парадных одежд. Сарматы не оставили каких либо значительных памятников и сооружений по которым было бы возможно составить представление обо всех тонкостях их быта, традиций, социального устройства - скифо-сарматские древности открываются нам лишь в погребальных курганах.
08.
Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы. Раскопки могилы сарматской амазонки в Оренбуржье.
На огромных степных просторах нашей страны, на гладких ее равнинах возвышаются мрачные загадочные насыпи значительной величины и правильной формы. Некоторые же имеют вид земляных пирамид обложенных в основании каменными блоками. Курганов в этих степных пространствах тысячи и они всегда привлекали внимание проживающих рядом с ними людей из-за легенд о сокровищах погребенных в них. Подавляющее большинство курганов разграблено в древности, однако современным археологам частенько везет, потому, как оказалось, что ценности, дары, утварь скифо-сарматы часто прятали на значительном расстоянии от основной камеры, где был погребен умерший…
Коллекция археологических предметов из драгоценных металлов Астраханского музея-заповедника начала формироваться во второй половине XX в. как результат активных раскопок древних курганов, представляющих собой богатые захоронения сарматского времени. В фондах музея-заповедника хранятся найденные на территории Астраханской области редчайшие предметы археологии из золота и серебра, клады. Самые ранние из находок были созданы более 5 тыс. лет назад. Вот их мы и увидим с Вами.
Первое ощущение, когда входишь в этот зал - легкий трепет - экспозиция золота сарматов, оформлена необычно - по периметру устроены как бы «окна в прошлое» с зеленовато-аквамариновым свечением и фоном - для золотых изделий, а в центральной части - закрытая прозрачная витрина для серебряных сосудов. Композиционно центральная часть нисколько не мешает и обращаешь на нее внимание только тогда, когда уже заканчиваешь осмотр всех экспонатов из золота. Давайте же вместе с вами сделаем попытку увидеть, почувствовать, узнать еще немного об этом великом народе, что по определению является во многом и нашими предками.
09.
Главным предметом культа - как у сарматов, так и скифов - был меч, олицетворявший бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Акинак. IV-V в. до н.э. Железо; ковка. Астраханская область. Красноярский район. пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1988 г.
10.
Вот как он реально примерно выглядел в то время.
11.
Обкладки стенки деревянного сосуда. V в. до н.э. IV в. до н.э. Золото; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Соленое Займище. Курган 2. Раскопки В.П. Шилова. 1963 г.
12.
В IV-II в. до н.э. штампованные бляшки в виде стилизованной головы барана с двумя загнутыми рожками часто украшали костюм мужчины.
Накладка. IV в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ XVII, к.15, п.2. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1976 г.
13.
Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
14.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине - покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Зеркало и бляхи. IV-V в. до н.э. Бронза; литье. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987-1988 гг.
15.
Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине - покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.
Подвески полые в виде вытянутой усеченной пирамиды со вставками из стекла служили украшением.
II-III в. н.э. Золото; стекло, литье, филигрань, зернь, пайка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Старица. Курган 26, п.2 Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
16.
17.
Подвески серповидные гешированные (гагатовые) с золотой обкладкой. IV в. до н.э. Золото, гагат; ковка, шлифовка. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ VI, к.1, п.14. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1973 г.
18.
19.
Обращает на себя внимание обилие в погребениях золотых кастов (каст-основа и способ закрепления) с каменными и стеклянными вставками кабошонов круглой, овальной и ромбической форм, предполагающих наличие крупной золотой основы. Цвет каменных вставок зеленый, вишневый, охристый, стеклянные - фиолетовый.
20.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
21.
Накладка в форме бутона лилии. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
22.
Браслет спиралевидный 12-и витковый. IV-III в. до н.э. Золото; ковка, тиснение, пайка. Астраханская область. пос. Черный Яр. К.3, п.2. Раскопки В.П.Шилова, А.Н. Мелентьева. 1970 г.
23.
В сарматские богатые погребения часто клали ткани расшитые золотой фольгой и нитями. В погребении недалеко от села Косика расшитые золотом ткани были положены на перекрывающий погребение настил. Вполне возможно эти ткани служили балдахином для погребенного. Нашивные бляшки, трубочки, накладки в виде трех лепесткового рифленого древовидного бутона, проволока, возможно, были частью единого украшения.
Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
24.
Пектораль, относится к IV в. до н.э. Создана мастерами по заказу сарматских скифо-сарматской знати. Золотая пектораль состоит из трех частей - пустотелой основы, на лицевой пластине которой изображены сцены терзания двумя грифонами быка.
Гривна (пектораль) со сценами терзаний. Золото; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
25.
26.
Слева расположена сцена терзания двумя львами лежащего головой вправо барана.
27.
Справа от центральной сцены представлена композиция со львом и львицей, терзающими оленя.
28.
29.
Подвижные конечности представляют собой головки баранов с длинной декоративной шейкой.
30.
Среди вещей воина выделяется золотой браслет-поруч. Поруч состоял из двух подвижных соединенных частей. Одна половина браслета состоит из пяти фризов - интересен второй - ажурный состоящий из четырех растянутых гладких шкур, обрамленных тонкой финифтью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана. Очевидно, здесь представлены жертвенные животные - баран как символ небесной благодати. Предположительно такие браслеты должны были предохранять руку при стрельбе из лука.
Поруч. I в. н.э. Золото, эмаль; тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
31.
Для ручной доводки режущих инструментов сарматы использовали оселки. Оселок с головой льва-львицы изготовлен из нефрита. Золотая головка, изображает верхнюю часть морды хищника семейства кошачьих, глаза и уши которого представляют собой глубокие касты. За ушами припаяно кольцо из проволоки. Подобные оселки относятся к предметам культа и довольно редко встречаются в сарматских погребениях.
32.
Оселок. I в. н.э. Золото, нефрит, шлифовка; литье, пайка, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
33.
Слева - серебряная бляшка-накладка - предположительно с изображением головы сарматского бога неба. Изображена голова пожилого лысого человека. Лицо с приплюснутым носом и покатым лбом. Глазное яблоко выражено слабым рельефом, зрачок углублен, длинные прямые усы расходятся внизу в разные стороны, борода клинообразная. Накладка. I в. н.э. Серебро; штмповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
Бляшка в форме головы человека с длинными волосами. Изображение человеческого лица с прямым носом, покатым лбом, рельефно обозначенными ресницами, глазами, бровями и ноздрями. Его лицо и шея с зачесанными назад волосами, уложенными в пряди. Возможно, здесь изображена голова Апполона. I в. н.э. Золото; литье, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
34.
В сарматских захоронениях встречаются не только дары, трофеи, но и диковинные вещи, привезенные издалека. Так в руках сармата I в. н.э. оказались две древние ассирийские печати XVI-XIX в. до н.э., представлявшие тогда для них чрезвычайную ценность.
Печать цилиндрическая со сценой борьбы царя со львами. V в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
35.
Печать цилиндрическая с клинописным текстом - «Мардук Великий». XVI-XIX в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
36.
ЖЖ, к сожалению не принял этот пост целиком, поэтому пришлось его разделить на две части (
вторая часть). Во второй части вы продолжим осмотр этой восхитительной выставки и узнаеи как крепилась сарматская одежда, украшались сарматские лошади и рассмотрим внимательно серебряный клад ритуальных сосудов из сарматского кургана из погребения сарматской жрицы.
© Vladimir d’Ar
Выставка "Золото сарматов". Часть 2.