В минувшее воскресенье, решили съездить на заброшенные форты "Красная горка" и "Серая лошадь". Также под наше внимание попала база дозаправки подлодок проекта А615. Объекты эти давно стали баянами, и есть море информации о них в интернете.
Краткий экскурс в историю, можете не читать кому не интересно)
Словарь дает определение: Форт " Большое [долговременное - закрытое или временное - полевое (открытое)] замкнутое укрепление, составная часть внешней линии оборонных сооружений фортеции (крепости с цитаделью - детинцем, кремлём, а также башнями-бастионами), и укреплённого района"
.Другими словами это защищенная крепость, подготовленная для ведения боевых действий. Форт «Красная Горка» начали строить более ста лет назад - в 1909 г. как форпост Кронштадской Военно-морской базы.
Первоначальное вооружение батарей крепости состояло из 8-ми 254-мм. орудий системы Бринка, 8-ми 280-мм. гаубиц и 6 152-мм. орудий системы Канэ. В 1916 г. поставили дальнобойную 305-мм. артиллерию. В результате крепость получила ещё две батареи: 4-орудийную двухбашенную и 4-орудийную открытую.
Тяжело приходилось форту весь 20 век: февральская революция, демобилизация царской армии и формирование РККА, когда из гарнизона форта в 3000 человек по-штату, осталось лишь 50, его минирование летом 1918 во избежание захвата германскими войсками, таинственный взрыв двух погребов боезапаса 10-дм и 6-дм батарей, наконец, мятеж 13 июня 1919 года под руководством выбранного коменданта форта поручика Н.М. Неклюдова и его подавление артиллерией Кронштадта.
12-дм открытое орудие форта 1915 г. Остаток лета на форту прошел в ремонтных работах, а с осени вновь началась интенсивная боевая деятельность: в Финский залив вошла английская эскадра. Батареи форта работали как по морским целям (эсминцы, тральщики, транспорты с десантом англичан, монитор «Эребус»), так и по наступающим на Шепелево войскам генерала Юденича. Бои закончились к концу 1919 года, когда Юденича отбросили за реку Нарову, а англичане покинули негостиприимную Балтику…
На «Красной Горке» снова потекли трудовые будни. Начало 1921 года принесло известие о восстании в Кронштадте, гарнизон форта к нему не примкнул, теперь уже его артиллерия расстреливала восставших кронштадцев.
12-дм башенная батарея форта Начало «Зимней войны» 1939-1940гг. не оставила крепость в стороне. Батареи форта стреляли по железнодорожным узлам и артбатареям финнов, в т.ч. по орудиям установленным на территории бывшего «собрата» - форта «Ино». Максимальная дальность 12-дм орудий позволяла «доставать» и до района Инкиля - западного узла обороны знаменитой «Линии Маннергейма». Потом наступила передышка, разорванная ревом немецких бомбардировщиков 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война…
К концу лета 1941 немецко-фашистские войска вошли в зону действенного огня артиллерии главного калибра «Красной Горки», и 31 августа 12-дм батареи открыли огонь по скоплениям войск противника в районе Копорья.
В сентябре немцы вышли на берег Финского залива в районе Стрельны, образовался Ораниенбауский плацдарм. Дальность работы артиллерии форта составляла от 25 до 42 километров, границы плацдарма проходили примерно в 30-и км от форта. И без преувеличения можно сказать, что главная заслуга, что Приморской Оперативной группе удалось удержаться на занимаемых рубежах, пренадлежит артиллеристам форта «Красная Горка». На плечах красногорских артиллеристов лежала не только работа по отражению атак на сухопутном фронте, но и обеспечение безопасности фарватера - борьба с батареями финнов, обстреливающей советские корабли и подводные лодки, уходящие на задание. Так, в постоянной боевой работе прошло два военных года.
Осенью 1943 года на плацдарме началось сосредоточение войск для полного снятия блокады с Ленинграда. 14 января 1944 батареи «Красной горки» открыли огонь по узлам сопротивления в дер. Гостилицы и Дятлицы. Напряженная работа закончилась лишь к 27 января, когда окруженная стрельнинско-петергофская группировка противника перестала существовать, а немецко-фашистские войска отбросили на 65 - 100 км от Ленинграда.
С ликвидацией угрозы на юге, центр борьбы переместился на Север - против войск противника на Карельском перешейке. Артподготовка прорыва Линии укреплений на перешейке продолжалась с 9 по 16 июня 1944, кроме батарей, с территории форта по финнам вели огонь и железнодорожные транспортеры ТМ-1-14 и ТаМ-1-180, пришедшие сюда из Ленинграда. Боевая деятельность на форту и закончилась этими залпами…
Первые послевоенные года прошли в восстановлении фортовского хозяйства, замене ветеранов флота - 6-дм орудий Канэ на современные 130-миллиметровки Б-13, установке на форту радиолокационной станции. А в 1950 году «Красная Горка» получила новую систему управления огнем.
Но, настала эпоха ракет. Кто-то «наверху» решил, что ствольная артиллерия, несмотря на некоторые явные преимущества перед ракетами, изжила себя. В 1955 году Кронштадская крепость была расформирована, начался демонтаж артиллерии с островных фортов. Черед «Красной горки» настал в 1962 году. С уходом артиллеристов форт, а точнее его 12-дм батареи, превратились в хранилища боезапаса Ижорского арсенала. В этом качестве они используются до сих пор.
Я был первый раз на подобных сооружениях и все было совершенно непонятно, для чего то или иное здание. Складывается впечатление, что здесь не был только ленивый. Оба форта пострадали от варварских рук больше чем во время войны. По возможности все железные части конструкций были спилены населением на металл. Только разбираясь с фотографиями в интернете, можно примерно понять, что где находилось и как выглядело. Да и зима не самое удачное время для подобных поездок. Возможно летом стоит посетить эти места с более подробным осмотром.
Лезем внутрь
Все что можно отрезать, оторвать, продать -сделано.
Моя тень с фонариком)
Что здесь было?
Отлично место для просушки белья). Пора наверх.
А вот что стоит рядом с фортом. Впечатляет.
Инфа с Викимапии.
305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12. Проект железнодорожного транспортера был разработан в 1932-1936 гг. в ЦКБ-19 под руководством А. Г. Дукельского. Предназначались для береговой обороны при борьбе с линейным и десантным флотом противника. Основу установки составляло 305-мм/52 орудие Обуховского завода, разработанное для линкоров типа «Севастополь». Для установок пошли орудия из запасов до 1917 г., перестволенные в 1935 г. Стрельба могла вестись как с помощью подготовленных бетонных оснований постоянных позиций, обеспечивавших круговой обстрел, так и прямо с пути (когда горизонтальное наведение обеспечивается при помощи радиуса поворота путей), но тогда только с небольшой горизонтальной поправкой наведения. Механизм наведения - гидравлический. Боеприпас подавался из специльных вагонов, снарядного и зарядного, при помощи электрокара. Транспортер снабжался системой ПУС (приборов управления стрельбой), обеспечивавших стрельбу прицельной и центральной наводкой по морским видимым и невидимым целям со скоростями до 60 узлов. В 1939 г. все три транспортера вошли в состав железнодорожной батареи № 9 (БЖ-9) 2-го железнодорожного дивизиона тяжелой артиллерии с базой в дер. Мукколово. Участвовали в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. на Выборгском направлении. Осенью 1940 г. БЖ-9 была перебазирована на территорию полученной от Финляндии Военно-морской базы Ханко. Здесь транспортеры встретили начало Великой Отечественной войны, активно участвовали в обороне ВМБ Ханко, подавляя огневые точки противника и ведя огонь по финским броненосцам береговой обороны. Перед эвакуацией гарнизона ВМБ Ханко транспортеры были частично демонтированы, частично подорваны. В период до июля 1943 г. установки были отремонтированы финнами, вооружены однотипными 305-мм орудиями с черноморского линкора «Император Александр III», который после Гражданской войны достался французам, продавшим стволы его орудий в Финляндию. В боевых действиях против Красной Армии финны, по имеющимся сведениям, их не применяли, и осенью 1944 г., после капитуляции, вернули в СССР. 1.01.1945 г. транспортеры поставили на вооружение 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады (батарея № 9 стала № 294). Базировались на «Красную Горку». В 1961 г. транспортеры были поставлены на консервацию, а в 1975 г. данный транспортер стал частью экспозиции музея Береговой артиллерии - филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В частности, с транспортера ТМ-III-12 был срезан орудийный замок. В 2007 г. энтузиасты форта предотвратили попытку похищения установки в частный музей в Московской области.
Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: - 304,8 мм;
Длина ствола: 15,85 м (52 калибра);
Длина транспортера: - 33,92 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,29 м;
Масса в походном положении: 340 т;
Орудийный расчет: 50 человек;
Скорострельность: 1,8-2 выстр./мин;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала 33 км;
Предельный угол возвышения: 45 градусов;
Угол склонения: -2 градуса;
Угол горизонтального наведения: 2,75 град.
Переход в боевое положение: около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом - 45 км/ч, самоходом - 2 км/ч;
Боезапас: 200 снарядов (75% - фугасные; 25% - бронебойные).
130-мм/50 корабельная палубная артиллерийская установка обр. 1935 г. (Б-13). Пушка разработана в конце 1920-х гг. заводом «Большевик» на основе русской 130-мм/55 пушки обр. 1913 г. В серию запущена в 1935 г. Выпускалась тремя сериями: Б-13-Iс (с коробчатым щитом), Б-13-IIс (со вт. пол. 1939 г., с щитом обтекаемой формы) и Б-13-IIIс (с 1948 г.). К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13. Во время Великой Отечественной войны пушки Б-13 были самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Ими были вооружены эскадренные миноносцы проектов 7, 7У и 45, лидеры эсминцев проектов 1, 38 и 38бис, многие канонерские лодки. Эти же орудия стояли на вооружении многих морских береговых батарей, использовались в составе бронепоездов и железнодорожных батарей. Данное орудие, вероятно, появилось на форте «Красная Горка» в конце 1960-х - начале 1950-х гг. при перевооружении артиллерии среднего калибра на пушки Б-13. Первоначально стояло в одном из орудийных двориков бывшей 10-дм батареи. В 1975 г. стало частью экспозиции музея Береговой артиллерии - филиала Центрального военно-морского музея. С целью защиты от мародеров пушка была снята с позиции и установлена за колючую проволоку, к железнодорожным транспортерам. Правда колючки уже нет.
Тактико-технические характеристики:
Калибр: 130 мм;
Длина ствола: 6,581/50 м/клб;
Угол вертикального наведения: −5/+45°;
Скорость наводки: вертикальной: 5 град/с, горизонтальной: 5 град/с;
Высота системы по щиту: 2,24 м;
Ширина системы по щиту: 2,75 м;
Толщина лобовой брони щита: 13 мм;
Масса: качающейся части орудия: 7,2 т, полная 12,8 т;
Расчёт: 11 чел.;
Скорострельность: 7-8 выстр./мин;
Начальная скорость снаряда образца 1928 года массой 33,4 кг: 870 м/с;
Дальность стрельбы на предельном угле возвышения снарядами образца 1928 года: 25,75 км.
180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180. Проект транспортера был разработана в АНИМИ в 1931-1932 гг. Основу артиллерийской установки составляло орудие Б-1-П завода «Большевик», разработанное для крейсеров типа «Киров». Принципиальным отличием транспортера МО-I-180 от 356-мм и 305-мм железнодорожных арт. установок была возможность ведения кругового обстрела с необорудованной позиции. Для этого установка опиралась на брусья, устанавливаемые на шпалы железнодорожного полотан, а также на опорные ноги. Подача боеприпаса осуществлялась вручную по рольгангам из двух специальных вагонов-погребов, стоявших спереди и сзади транспортера. Вращающаяся часть со 180-мм стволом бралась, с минимальными изменениями, от береговой щитовой установки МО-I-180. Всего до 1941 г. в Ленинграде и на Николаевском заводе им. А. Марти было изготовлено 20 таких транспортеров. Они были организованы в отдельные железнодорожные артиллерийские батареи 4-орудийного состава. В составе Ленинградского фронта во время Великой Отечественной войны воевали 12-я, 18-я и 19-я батареи, укомплектованные транспортерами ТМ-I-180, а также 17-я батарея в составе ВМБ Ханко (доставшаяся в подорванном состоянии финнам, которые ее отремонтировали). В январе 1942 г. эти батареи вошли в состав 401-го железнодорожного артиллерийского дивизиона знаменитой 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады (базировались на Ленинград). Транспортеры ТМ-I-180 стали главными героями контрбатарейной борьбы под Ленинградом. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград-Кронштадт. В 1943 году артиллерийские установки бригады участвовали в прорыве блокады Ленинграда, а впоследствии были задействованы в Красносельской и Выборгской операциях, в боях под Либавой и Кенигсбергом. Установки ТМ-I-180 оставались на вооружении до 1961 года. В 1961 г. два дивизиона 180-мм транспортеров прибыли на консервацию на «Красную Горку». В 1975 г. данный транспортер стал частью экспозиции музея Береговой артиллерии - филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В 2007 г. энтузиасты форта предотвратили попытку похищения установки в частный музей в Московской области.
Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: 180 мм;
Длина транспортера: 19,98 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,14 м;
Масса в походном положении: 160 т;
Броневая защита: 20-38 мм;
Орудийный расчет: 40 человек;
Скорострельность: 3-5 выстр./мин;
Наибольший угол возвышений: 50 градусов;
Угол склонения: 0 градусов;
Угол горизонтального наведения: 360 градусов;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда составляла от 23,2 до 44,1 км;
Переход в боевое положение: - около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом - 55км/ч, самоходом - 16 км/ч.
Пройдем немного дальше, и натыкаемся на охраняемый арсенал ВМФ.
Смотреть больше не на что. Перебазируемся на форт "Серая лошадь". Он "является дальнейшим развитием береговой обороны ближайших подступов к Кронштадту. Начало его проектирования было положено докладной запиской инженер генерал-майора А.А. Шишкина. Основная задача его батарей - борьба с десантными кораблями противника в Копорском заливе, во избежании захвата форта "Красная Горка" с суши.
Строился в два этапа. В 1913 году началось строительство двух скорострельных батарей (3*152-мм Кане и 4*120-мм) непосредственно на мысу Серая Лошадь. По модернизации береговой обороны 1925 - 1928 гг. форт был усилен двухбашенной 8-дм батареей расположенной на мысу Суурниеми.
Полностью оправдал свое предназначение в период Гражданской войны и Интервенции, а так же во время Великой Отечественной войны".
Сами бетонные развороченные блоки форта я не снимал. Слишком было уныло.
По всей видимости это командный пункт. Пожалуй хватит, едем дальше.
Место где была построена база дозаправки подводных лодок жидким кислородом. Еще есть мнение, что была заправка торпед. Оф. информацию не нашел. Базу давно уже забросили, летом здесь тусит молодежь. Здание на берегу залива, внутри как-будто душевая.
Железнодорожный мост уходящий в залив. На железной дороге уже выросли деревья. Полный дестрой. Роль этого пирса- моста мне не очень понятна.
Вот два здания весело расписанные, как раз входы на склад.
По обыкновению, мародеры и здесь постарались.
Лодок проекта А615 которые могли здесь заправляться было немного, У них были проблемы с пожарной безопасностью а потом пришла эра атомного подводного флота. Сейчас в музеях остались лишь две. Где то есть фотографии М-305 которую я снимал в Одессе, надо бы выложить.
Место для цистерн?
В общем грустно.
Бонусом идет маяк на заливе)
Спасибо за внимание.