Текст написан летом 2021 года. Учитывайте это. Сейчас проблемы у одной нации немного другие.
ИМХО в современном (да и всегда так было) мироустройстве России есть такие проблемы:
1. Варяги
2. Гопота
3. Поэты
4. Мороз
Все ж понятно. можно дальше и не говорить ничего.
1. Про варягов я писал тут -
https://star-gather.livejournal.com/187852.htmlИ тут -
https://star-gather.livejournal.com/190280.html Суть в том, что любой начальник автоматически становится варягом - по сути чуждым некоему "народному" мироощущению элементом. Он чужой. Он нас не любит, он карает и он не член нашей семьи, читай - рода.
И это проблема. Мы верим в доброго царя-батюшку, которого обложили злобные и жадные бояре, и не видим, что эти бояре по сути - выкормыши нашего с вами подхода к жизни. Орешь громче всех? Ну тогда тебе в управдомы - и дальше по ступенькам.
Да и фиг с ним, что да почему, важно то, что нет общественного консенсуса между властью и народом, и более того, народ исходно нелоялен к власти, а власть исходно не слишком любит народ.
2. А народ если не сказать быдло, то гопота точно. Вся эта тюремная романтика, гопосексуальная стилистика, право сильного, желание пнуть побольнее того, кто немного другой - конечно, это есть наверняка в каждом сообществе, не только у нас, но все же. Что, палачи 37го года (или какие там года...), испонители красного террора, всякие опричники и прочие - это что, варяги были? Неее, наши, родимые... Любители кровушку попить, упыри доморощенные.
Тут, во первых, уровень образования. Все таки народ наш дремуч донельзя. Во-вторых, уровень культуры.
Нет, конечно, возьми среднестатистического жителя - он, в принципе, не плохой парень. Или женщина. Но его доброта и неплохость - она скорее наивной природы. От простоты. И работает до тех пор, пока он находится в рамках некой ему привычной парадигмы, среди своих, в деревне или маленьком поселке. А вывези его в большой город - по причине наивности ему (нам, нам всем, однако) не хватает уровня, что бы потянуть сложность. И противостоять жругрическим говнам больших городов - всякой шушере, пыли, пространству и железным коням, скачущим по мягким мозговым полям. И выдерживать пинки судьбы так, что бы не оскотиниться. А тут еще варяги с их беспощадной государственной логикой.
Вот и приходит злоба - от непонимания того, что делать, что бы жить хорошо. А злого простачка подхватывают не самые лучшие силы. А ему кажется, что он нашел идентичность. А это идентичность его усталой злобы, а не его наивно-мистического внутреннего добра. Так рождается гопота.
Поэтому только просветительство, возможно, спасет нас. Только терпеливая работа по формированию культуры. Самодеятельность, кружки, футбол в каждый двор, пионервожатые, и вообще идеология, идеология, идеология, причем основанная, как и у коммунистов, на десяти заповедях. Ибо о них то наш народ хотя бы слышал.
3. А тут "поэты". Эти кадры умны, культурны, но эмоциональны сверх меры. Их мозг работает в пограничном режиме, на краю нормальности, и они не всегда вывозят. А так у всех, кто провидит или хотя бы формирует новое. Что бы быть креативным, надо поставить себя на край. И раз попробовав - уже не можешь назад, это как наркотик. Тем более, когда ты видишь, что твой мозговой высер результат твоих творческих усилий и в самом деле влияет на реальность. Появляются черные крылья за спиной и демоническая улыбка. Легко дурить простаков да гопоту. Особенно, когда дьявол сидит за левым плечом и побрякивает золотыми монетами.
И вот они слетают с нарезки и начинают гнать пургу. Причем вслед за звоном монеток начинают гнать такую пургу, которая позволяет побольше монеток заполучить. И все - очередной слуга дьявола готов.
Не пугайтесь, дьявол тут фигура речи, хотя на самом деле все именно так и обстоит в реальности, это скорее символ тех намерений и целей, которые не имеют в виду некоторое в широком и абстрактном смысле добро.
А им бы о Боге, про правду, про то, что как хорошо, когда мы не ради денег, а по хорошему что-то делаем. Что бы стало лучше.
Но на этом же не похайпуешь. Эти вещи, они наоборот, успокаивают. Делаешь человеку реальное добро, небесные скрижали проворачиваются, карма тотально очищается, но все это происходит в тишине - "а, ок, нормас, так давно надо было сделать". Реальное добро, реально важный поступок он всегда тихий и успокаивающий. И не всегда даже понятно, произошло что-то или нет.
Вот этого понимания поэтам то и не хватает. А тут еще возбужденный мозг и раздраженный член гонит и гонит барагозить и волновать умы. А это не есть добро.
Не есть добро в том смысле, что продукт возбужденного мозга никак не может сделать нашу с вами жизнь лучше. Только внести раздрай, очередную революцию, очередную кровь и так далее.
4. Все бы ничего, жили бы себе и жили, хоть и хлебали бы дерьмо ложками, но тут Мороз.
Он, знаете ли, с..ка такая, больно кусается. И требует значительных усилий по защите от себя. Чтобы не замерзнуть нахрен. С одной стороны, это, конечно, закаляет национальный характер, делает нас тверже и фаталистичнее, с другой - жрет огромное количество ресурсов, которые можно было бы направить на другие цели. Гуманитарного характера.
У нас не откроешь бесплатную художественную галерею. Кто будет топить зимой ее? И где брать дрова или деньги на это самое отопление? У нас очень дорогие основные фонды - по причине необходимости вот это вот все "топить" - обогревать зимой, организовывать транспортные пути в суровом климате, бороться за морозостойкость отделки и так далее.
И тут или государственное строительство, со всеми вытекающими проблемами - особым варяжьим пониманием целей и задач такого строительства, или общественное под воздействием кривых поэтических идей или еще как-то. А не так, что "да, мы все понимаем, что нашим детям нужна спортплощадка, давайте ее всем миром построим" "да, наши школы в ужасном состоянии, нужно купить очень много водоэмульсионки и все это перекрасить".
Мороз делает нашу жизнь драматичнее. И это является основанием для более жесткой государственной позиции, озлобляет народ и раздражает ум поэтам.
Мороз - самостоятельный игрок на поле нашей жизни. Он делает ее особенной. Если где-то в америках или европах, оказавшись на улице, можно спокойно спать под мостом, то у нас так не выйдет. У нас оказаться за бортом означает вступить в борьбу за свою жизнь с суровой природой. И это делает гораздо более ценным принадлежность к хоть какой-то социальной группе. Одному и за бортом у нас означает смерть. Такова цена нелояльности. И это придает амплитуду всем противоречиям. Ты не можешь быть гордым одиночкой - ты тупо не выживешь. Буквально. И некуда бежать. Что бы уйти в леса, нужны недюжинное здоровье, воля, топор и ружье. Которые не у каждого найдутся все вместе.
Эта близость смерти приучает к ее близости. И меняет поведение всех групп. Барьер между жизнью и смертью ниже - и это влияет на решения, которые принимаются. Смерть как привычный фактор присутствует в ментальных построениях даже у поэтов, которые, казалось бы, должны быть наоборот, максимально гуманистичны.
А еще с одной стороны, близость смерти все таки выковывает в нас духовную силу. Когда ты понимаешь, что за стеной минус 40 и там кранты тебе и всем, кто там окажется, это влияет. И влияет все таки в лучшую сторону - ты начинаешь не просто пересчитывать копейки или мечтать о соседке (ну или о ком там еще) а думать о жизни и смерти. А это всегда двигает вперед, хоть и делает больно. Оттого нам хреновее чем им, но у нас больше шансов. Потому что мы волей или неволей думаем о вечном чаще. И тот, кто справляется с этими мыслями - тот впереди на шаг. Или на два даже.
*****
Оттого и интересно жить, ребята.
Наверное, мы куда-то все таки придем.
А хочется, что бы там, куда придем, было тепло и хорошо.