Grahame, Kenneth. The Wind in the Willows.
London, Methuen and Co., 1909.
Fourth edition.
Редчайшее издание классической детской книги - «Ветер в ивах» Кеннета Грэма. Четвертое издание по сути дела является четвертым заводом, поскольку книга выпущена в том же оформлении, что и первое издание годом раньше.
Maigrot J.-B., Illustrations Littéraires De La France Ou Galerie Anecdotique De Nos Principaux Auteurs,
Paris, P.-C. Lehuby, Non daté. 3ème édition. [ca. 1837].
Двухтомное собрание биографий французских литераторов в довольно необычном для начала 19 века переплете из тонкого картона, обтянутого полуглянцевой бумагой. Дешевизна материала в избытке компенсирована пышным тисненым золоченым орнаментом. Необычными являются и крайне редкие для этого времени хромолитографии-вклейки. Следует напомнить, что патент на хромолитографию был выдан Г. Энгельману в 1837 году.
The Poetical Works of Percy Bysshe Shelley, London, Frederick Warne and Co., No date [ca. 1850]
The Poetical Works of William Wordsworth, edited by William Michael Rossetti, London, Ward, Lock & Co., No date [ca. 1890]
The Poetical Works of Thomas Moore, Edinburgh, William P. Nimmo, No date [ca. 1880]
Поэтические сборники викторианского времени в пышных, так называемых «подарочных» переплетах. Как правило такие сборники издавались сериями, что и засвидетельствовано на переплете сборника Вордсворта, выпущенного в стандартном для серии популярных поэтов оформлении. Книги такого рода почти всегда были иллюстрированными и имели золоченые обрезы.
Motley J. L. The Rise of the Dutch Republic, London, Bicker & Son, 1892.
Blackmore R. D. Lorna Doone, London, Sampson Low, Marston & Co., No date [ca. 1890]
T. Lucretii Cari, De Rerum Natura, Libri sex. Edited by H. A. J. Munro. Cambridge, Deichton Bell and Co., 1886. 4th edition
Переплеты, выполненные по заказу библиотек университетов, колледжей и частных школ. Строго, но добротно и богато.
The World, Its Cities and Peoples. London - Paris, New York, Cassell, Petter, Galpin & Co. No date [ca. 1880]
Еще один образец подарочного переплета, на сей раз применительно к энциклопедическому изданию.
Carroll, Lewis, Sylvie and Bruno, London, Macmillan and Co, Ltd., 1898. People’s Edition
Seton, Ernest Thompson, Wild animal ways, London - New York - Toronto, Hodder & Stoughton Limited, No date [ca. 1916]
Второе издание повести Люиса Кэрролла «Сильвия и Бруно», которую сам он считал главным своим произведением. Время и читатели распорядились иначе, и на первые позиции вышла «Алиса». Но тяжеловесная и словообильная повесть, в которой нет сюжета, а есть много занудных рассуждений, таки нашла свое место в литературе, благодаря многим ярким эпизодам, сравнимым с «Алисой» по юмору и изобретательным парадоксам. Оформлял книгу - и ее обложку - художник Харри Фернисс, с рисунками которого эта повесть переиздается и поныне. Второй том, содержащий повесть-сиквел "Sylvie and Bruno Concluded", тоже оформлен Ферниссом, но, к сожалению, его обложка потерта гораздо сильнее, и я не стал ее показывать.
Первое издание цикла новелл знаменитого канадского писателя-анималиста Эрнеста Сетона-Томпсона «Звериными тропами». Сетон-Томпсон был также незаурядным художником и сам делал рисунки для своих книг. Обложка этой книги также сделана по его эскизу.
Hawthorne, Nathaniel, Mosses from an Old Manse, London, Walter Scott Ltd., No date [ca. 1894]
Изысканно оформленный в стиле арт-нуво тисненый серебром переплет сборника новелл Натаниэля Готорна "Мхи старой усадьбы"
The Boys’ Froissart, Selected from Lord Berners’ Translation of the “Chronicles”, by Madalen Edgar M.A., London, George Harrap & Company, 1912
Mediaeval Tales. With an Introduction by Henry Morley, London. George Routledge and Sons, 1884
Адаптированные для детей «Хроники» Жана Фруассара (14 в.). Книга вышла в серии пересказов различных старинных авторов, таких как Данте, Шекспир, а также эпических циклов, таких как сказание о Кухулине, скандинавские саги. Книги выходили как унифицированная серия с однотипными переплетами. Подборка явно отдает нордическим духом, оттого и переплеты выполнены с применением довольно суровых кельтских орнаментальных мотивов. Тот же архаизированный «англо-саксонский» стиль применен для оформления переплетов книг «Универсальной библиотеки Морли», в которой выпущен представленный сборник средневековых хроник и новелл
Aucassin and Nicolete. Translated and edited with introduction by Harold Child, London, Adam and Charles Black, 1911
В начале 20 века необыкновенную популярность приобрела французская средневековая повесть «Окассен и Николет», которая вышла в Великобритании в одно и то же время в десятке различных шикарно иллюстрированных изданий. Представленый изысканный «ковровый» переплет относится к изданию, рисунки к которому выполнены шотландской художницей Энн Андерсон.
Hawthorne Nathaniel, Tanglewood Tales, London-New York-Bombay-Calcutta, Longman, Green and Co., 1912
Hardy, Thomas, Winter Words in Various Moods and Metres, Macmillan and Co., Ltd., 1928
Quennell Marjorie and C. H. B., Everyday Things in Archaic Greece, London, B.T. Batsford Ltd., 1931
Еще один «англо-саксонский» переплет - Лонгмановская серия английских классиков, так называемая "Лебединая серия" (см. двух лебедей в верхней части переплета). Представлен сборник «Танглвудские сказки» Н. Готорна.
Поэтические сборники писателя и поэта Томаса Харди выпускались Макмилланом в унифицированных лаконичных переплетах, в центре которых помещался вензель Харди в изящном цветочном венке в стиле арт-нуво. Представлен переплет первого издания поэтического сборника "Зимние слова". Харди подготовил его к печати, написал предисловие, но вышедший сборник он не увидел - в январе 1928 года писатель умер. Харди хотел увидеть книгу в свой день рождения, но который по счету день рождения он не указал - в предисловии так и остался пропуск.
Оформление переплета книги «Повседневные предметы Архаической Греции» полностью соответствует новому стилю книжной иллюстрации рубежа 1920х-30х гг., когда по мнению историков искусства завершается "золотой век" британской книжной иллюстрации. На смену пластике орнаментального арт-нуво приходят сухие формы, авангардистские эксперименты уступают место реалистическому рисунку. Псеводклассицизм вновь дает о себе знать - в живописи, в архитектуре и в графике. А тут еще и тема подходяще-античная.
*