О судьбе потомков купцов Яни и купцов Глазковых, проживавших в Денисовском пер.

Aug 08, 2016 13:14

                          О судьбе потомков Яни Янулы Панайот и купцов Глазковых, проживавших в Денисовском пер.

О владелице этого особняка Яни Янулы Панайот и ее кондитерской фабрике, находившиейся рядом, я писала довольно давно, когда рассказывала о достопримечательностях Денисовского пер. ( см. здесь) и Гарднеровского пер. ( см.здесь), но недавно на меня вышли родственики купца Алексея Семеновича Глазкова, он владел соседним  с Яни Панайот участком, и, оказалось, что судьбы их семей связаны.
    Проект особняка Яни Янулы Панайот в Денисовском пер. Архитектор Даукша Л.Ф.

Первоначально я хотела лишь дополнить старый пост тем, что мне удалось узнать, но обнаружила, что с тех пор стало доступно много нового материала и о семье купцов Яни, иногда они противоречат тому, что рассказала мне родственница Глазковых,  поэтому решила написать отдельный пост.


Участок купцов Яни располагался между Денисовским и Гарднеровским переулком, в сторону Немецкой (сейчас Бауманской) ул., к нему примыкал участок купца Глазкова А.С., которые приобрели здесь землю в 1902 - 1903 гг. (участ. 1002\464).
     Купец 2-й гильдии Глазков Алексей Семенович, происх. из крестьян Богородского уезда, торговал шелком сырцом в Верхних торговых рядах, с 1900 г. торговал под фирмой Торгового дома "Алексей, Семен и Сергей Глазковы" (Алексей и Семен - родные братья, а Сергей сын Алексея от первого брака). Отец Алексея и Семена - Семен Фомич - известный заводчик, выходец из дворовых крестьян, родом из деревни Минино Московского уезда, состоял в купечестве с 1874 г. и торговал также шелком сырцом.
     Дополнение (написано уже после выхода поста). К этому моему посту, один из потомков Глазковых - праправнук Семена Фомича и правнук Семена Семеновича, Сергей Алексеевич Глазков, прислал мне уточняющий комментарий (см. в комментариях), поэтому последний абзац выше, я немного исправила, согласно его уточнениям.Три фото ниже - фабрики и храма и пояснение к фотографиям тоже прислал он. Сергей Алексевич - киносценарист, он один из авторов сериалов "Улицы разбитых фонарей", "Литейный", "Дознаватель", "Одессист".
     Ткацкая фабрика Семена Фомича Глазкова сохранилась в деревне Минино (Подмосковье) до наших дней.


Вид фабрики с торца.
    Кроме того, Семен Фомич построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Карпово. В 1991 году храм вернули церкви. Его раставрируют. Рядом с храмом находится некрополь Глазковых, где захоронен Семен Фомич. Умер в начале ХХ века в Германии, Похоронен завещанию в России.

   Этот участок, в Денисовском пер., принадлежал другому сыну Семена Фомича - Алексею Семеновичу.
   К сожалению, от построек купца Глазкова А.С. на сегодняшний день сохранилась только эта до безобразия изуродованная постройка. Это фото сделано несколько лет назад, сейчас здание изуродовали еще больше (см. карту), но я видела Историко-архитектурное обследование Денисовского пер., когда-то это был чудный одноэтажный особнячок с красивыми наличниками.


Алексей Семенович был женат дважды, второй женой Глазкова была Капиталина Александровна. Ее внучка - Шутова Ирина Тимофеевна и поделилась со мной своими воспоминаниями, которые я дальше и приведу.
    Воспоминания Шутовой Ирины Тимофеевны (внучки Глазковой Капиталины Александровны).
    "По рассказам ее бабушки на участке купцов Глазковых был чудесный сад, конюшни, прачечная, кусты сирени. На месте сирени к торцу д. №3 в советское время было пристроено еще одно здание. У Алексея Семеновича в Подмосковье  была  фабрика (я упоминания об их фабрике не нашла).
    От первого брака у купца Глазкова был сын Сергей и дочь Анна. Женой Сергея была Варвара Алексеевна (девичья фамилия неизвестна), их особняк находился поблизости, в Бригадирском пер.,5 (они упоминаются по этому адресу до 1917 г. включительно, дом не сохранился, стоял на месте правой части совр. дома №3-5 по Бригадирскому пер.).
     А его дочь Анна Алексеевна Глазкова вышла замуж за сына Яни Янулы Панайот (имя, этого сына она не помнит). У них родились три дочери; старшая (имя -?), Ольга и Маргарита. После революции они решили эмигрировать всей семьей, но по дороге в Крым Анна Алексеевна тяжело заболела, тогда они снова вернулись в Москву и сын Яни Янулы Панайот оставил здесь жену и детей, а сам уехал, предположительно в Грецию, обустраиваться на новом месте, чтобы впоследствии забрать семью, но пропал, и больше в Россию не вернулся. До его семьи доходили слухи, что он там вновь женился. В итоге жена Анна Алексеевна и три дочери осталась в России. Вскоре Анна Алексеевна умерла. Старшая дочь, была верующая, христианка, в 1930-х годах была арестована и пропала. Ольга и Маргарита жили в Москве  на Почтовой ул. (Б. или М.- Шутова не помнит), в комнате, где было много старых вещей (Шутова бывала там со своей мамой в детстве). Замужем они не были. После сноса дома  на Почтовой, они переехали то ли на Ленинский, то ли на Кутузовский пр. в коммунальную квартиру, где и скончались (по словам Шутовой, возможно, от отравления, т.к. умерли одна за другой)". И еще интересный момент, по словам той же Шутовой - родственников они не имели и были похоронены за гос. счет (видимо, с родствениками их отца связь была потерина, а были ли дети у брата матери Сергея неизвестно).
    Некоторые сведения о потомках Яни можно прочитать здесь. Я же, опираясь на часть из них, приведу свои расследования.
    Попробуем разобраться за кем из сыновей Яни Янулы Панайот могла быть замужем Анна Алексеевна Глазкова. Надо отметить, что в разных источниках ФИО этой семьи встречается в различных написаниях, из-за чего усложняется поиск. Яни, Янис - форма имени "Иван, Джон, Ян", тоже самое и "Янула", то же происходит и с отчеством ее детей, в одних документах они указаны как "Янако", в других как "Ивановичи", а то и еще хлеще, в одном и том же документе может быть один ее сын указан как "Янако", а другой как "Иванович". поди разберись.
    Долгое время исследователи и краеведы сомневались кем женой или дочерью приходилась Яни Янула Панайот основателю кондитерской паровой фабрики - Ивану Павловичу Яни (1848 -1895 гг.), но последнее время большинство исследователей скланяются к мнению, что она была его женой (кстати, год основания фабрики обычно указывают - 1880, но вот здесь указан 1875 год, а здесь 1876 год).
     Вид кондитерской фабрики Яни со стороны Гарднеровского пер.


После смерти Яни Ивана Павловича в 1895 году дело переходит к его жене Яни Януле Панайот, при этом интересно, что кондитерская фабрика в "СК" (расшифровка усл. сокр. внизу поста) за 1896, 1897 гг. числится за душеприказчиками умершего турецк. подд. Яни Ивана Павловича, и только в 1898 г. в "СК" владелицей  кондитерской фабрики значится уже среди купцов 2-й гильдии Панайот Янулла, турецкая подд., и указан ее возраст - ей 35 лет.
    В 1905 г. создается Торговый дом "Наследницы Яни Янулы Панайот с С-ми" на основе полного товарищества. Членами ТД состоят: Янула Панайот, Эврипидий Янако и Василий Янако Яни и несовершеннолетний Панайот Янако (последний упоминается в "СК" как несовершеннолетний вплоть до 1915 г. включительно).
    Вот адреса магазинов, где они торговали своей продукцией.
                          

Кроме того, в 1903 г. Яни Янула приобретает еще два владения №5 и №7 (участки 434, 435/ 288, 289) в Доброслободском пер. поблизости от кондитерской фабрики, впоследствии оба владения были объедены в одно и получили №5а и б, часть из построек в этом владении использовались как доходные, тут были квартиры, мастерские, лавки, одна из построек какое-то время сдавалась под Басманное 4-х классное городское училище, а в других постройках какое-то время жили ее сыновья.
    Доброслободский пер., д.№5б в советское время. Фото 1959 г.
                        

Известно, что старший сын Янулы Панайот - Эврипид (Эврипидий) был женат на дочери купца Баскакина Алексея Алексеевича - Анастасие Алексеевне (о их детях тут). У купца Баскакина был свой дом на Мясницкой у Мясницких ворот.
    На фото 1907 - 1914 гг. дом Баскакина Алексея Алексеевича - крайний слева.


Младший сын - несовершеннолетний, отсюда следует, что Анна Алексеевна Глазкова была замужем за средним сыном Янулы Панайот - Василием Янако (Ивановичем) Яни.
   Владение в Доброслободском пер. в разные годы принадлежит то Януле Панайот, то ее сыну Эврипиду, а то его жене Анастасии Алексеевне, но адрес ее другого сына Василия Ивановича Яни указывается как Доброслободский 5.
    Уже в советское время на части владений Янулы Панайот был построен ДК строителей им. Дзержинского, но торец одного из домов Яни виден на фото 1934 г.


Далее начинаются загадки. Фабрика и ТД "Наследницы Яни Янулы Панайот с С-ми" упоминается в "СК" до 1915 г. включительно, а в справочнике "ВМ"  начиная с 1915 г. Яни как владельцы участков больше не упоминаются ни в Гарднеровском, ни в Б.Демидовском, ни в Денисовском. пер., а в Доброслободском пер. последний раз в 1915 г. упоминается жена Эврипида - Анастасия Алексеевна, затем с 1916 г и она исчезает.
    Зато в 1916 г. в "СК" появляется Анна Алексеевна Яни (жена Василия) как владелица кофейни на Тверской ул., д.68, это один из адресов, где торговали своей продукцией Яни. Здесь же она и живет, причем в справочнике она указана как греческ. подданая (?).
   Тверская ул, д. 28 - второй справа (бывший доходный дом дом Гиршман, Тверская, д. 68, где была кофейня). Фото 1966 г.


Здесь я приводила рассказ одного из потомков Яни Янулы, но там речь шла о ее сыне Эврипиде, а в воспоминаниях Шутовой, приведенных выше, речь уже идет о ее сыне Василии, в обоих случаях рассказы потомков почти совпадают, но судя по документам, приведенных мной в этом посте, можно предположить, что Яни эмигрировали не после революции, а раньше. Недвидимость в Немецкой слободе была продана заранее, к отъезду, видимо, готовились. Анне Алексеевне Яни, урожденной Глазковой, оставшейся в Москве с тремя дочерьми надо было выживать и эта, уже, видимо, ранее существовавшая здесь кофейня, была спасением (неизвестно был ли жив в это время ее отец, но его владения в Немецкой слободе уже числились за его второй женой Капиталиной Александровной, и по словам Шутовой, ее бабушка вместе с семьей Анны Алексеевны не жила, хотя связь поддерживали).
    До сих пор загадочной личностью остается Яни Георг Иванович (не ясно, имеет ли он отношение к семье Ивана Павловича Яни). С одной стороны он тоже указывается в справочниках, как турецкий подданый и он имеет отчество "Иванович", его можно принять за сына Иван Павловича Яни (возможно, он сын от первой его жены, мы не знаем сколько раз Иван Павлович Яни был женат). С другой стороны участки, которыми он владеет или адреса его проживания совсем не совпадают с участками, которыми владела семья Яни Панайот.
     Не менее загадочна и история владений, принадлежавших Георгию Ивановичу Яни в конце XIX  века. Он появляется в московских справочниках одновременно с Яни Иван Павловичем, в 1888 г. (справочник за этот год я не нашла, поэтому опираюсь на ссылку) как домовладелец, ему принадлежит участок в Ново-Огородном пер. Якиманской  части (619\36) и на Арбатской пл. (640\603).
     Начнем с владения в Ново-Огородном пер. (619\36), проверить его по справочнику 1888 г. я не могу, у меня его нет, но вот по справочнику "ВМ" за 1897 г. я вижу, что в уже переименованном в Огородный Новый пер. - участок этот (619-36), а точнее в 1897 г. участок значится как (511\619) дом 36 (см.карту) числится уже за Крымскими банями. Бани эти, как известно, принадлежали купцу Сергею Ивановичу Шмелеву (1842 - 1880), отцу знаменитого писателя Ивана Сергеевича Шмелева, который красочно описал их в романе "Лето Господне" и в других своих произведениях. Дело продолжила вдова С.И. Шмелёва, мать писателя, Евлампия Гавриловна, затем её старший сын, брат писателя, Николай Сергеевич, который содержал Крымские бани до 1898 года. Каким образом, участок принадлежавший купцам Шмелевым, мог быть в 1888 г. в собственности Яни Георгия Ивановича - загадка.
    Наводнение. Недалеко от Крымского вала. Где-то здесь были Крымские бани. Фото 1908 г.


Смотрим следующий его участок. В 1897 г. тот же участок, что и в 1888 г. на Арбатской пл. (640\603), принадлежит Яни Г.И., он же числится за ним и по адресу Арбатские ворота.
     Крайний справа дом - это и есть участок Яни Георга Ивановича.Фото 1885 - 1891 гг.


Но странность в том, что его угловой дом стоит на углу ул. Арбат и Пречистенского бул., а по этим адресам, тот же участок  (640\603), за этот же, 1897 год, уже числится за Иерусалимским подворьем.
    По справочнику "ВМ" за 1903 г. бывшее его владения на Арбатской пл. (640\603) уже принадлежат Иерусалимскому  подворью, видимо, дом использовался как гостиница, а Георгий Иванович уже упоминается не как собственник, а как житель в д. Иерусалимского подворья. Само подворье находилось поблизости, в Филипповском пер. Интересно то, что по справочникам, доступным мне, "ВМ" с 1915 по 1917 гг. Яни Георгий Иванович числится старостой церкви при этом Иерусалимском подворье, но в списке жителей Москвы за те же годы, не упоминается.
    Церковь Воскресения Христова (Словущего) при Иерусалимском подворье в Филипповском пер. Фото 1913 - 1914 гг.


Другой, принадлежащий Георгию Ивановичу Яни участок, в 1897 г. был на Б.Грузинской ул. (779\656), при наложении карт видно, что располагался он между соврем. ул. 1-ой и 2-ой Брестскими. Как видно отсюда, он его в этом году и приобрел.
    Далее опять загадки, с начала двадцатого века Георгий Иванович уже больше как домовладелец не упоминается, однако живет в Москве, чем занимается и на какие средства живет - не известно, при этом, он то появляется в справочниках, то исчезает. В 1901 г. о нем написано так - "Яни Георгий Иванович, Гор.уч. (?) в Ипатьевском пер. в д. Антиохийского подворья", то же и в 1904 г. (напомню, в 1903 г. он упоминается как житель в д. Иерусалимского подворья). Последнй раз он как житель Москвы появляется в справочнике "ВМ" в 1913 г. - Зубовский бул., 2. (это строение не Провианские склады, а некий дом №2, который числится по нечетной стороне  бульвара за Новиковым Георгием Ивановичем).
    Вид от Зубовского бульвара на Крымскую площадь. Верояно, речь идет об этом здании, стоявшем поперек Зубовского бульвара. Фото 1913 г.


Еще одна загадка. В справочнике "ВМ" за 1897 г.  и за 1903 г. упоминается церковный староста в храме свв. Кира и Иоанна на Солянке в Сербском подворье  Яни Панайот (не ясно какой? напомню, Иван Павлович Яни умер в 1895 г., но, занятно, что в этом же справочнике "ВМ" за 1897 г. он упоминается как живой, а в справочнике "СК" за тот же 1897 г. он числится как умерший) .
    Церковь священномученика Ипатия в Ипатьевском переулке при Антиохийском подворье.
                                

В общем загадок, связанных с семьей Яни и его потомков еще достаточно много, все они ждут своих исследователей.

Условные сокращения, приведенных документов:
ВМ - Справочник-указатель Москвы и Вся Москва.
СК - справочная книга о лицах, получивших купеческие и торговые свидетельства.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://forum.vgd.ru/264/33805/ ; http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/3619/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%8B и др. в самом посте.

старая Москва, Бауманская, архитектура, Яни, достопримечательности, Доброслободская, Гарднеровский, Даукша, Прогулки по Москве, Денисовский, фабрика

Previous post Next post
Up