На фото кинофабрика фирмы "Братьев Пате" да или нет?

May 16, 2015 11:43

                                                  На фото кинофабрика фирмы "Братьев Пате" да или нет?

Уважаемые краеведы и москвоведы помогите разобраться на каком, именно, месте на Петербургском шоссе (Ленинградском пр)  находилась кинофабрика фирмы "Братья Пате" и не она ли расположена на этой фотографии?  На сайте ПастВью здесь она подписана так "Завод МЭМЗА около Тверской заставы". Фото 1930 - 1935 гг.

Этот вопрос у меня возник после прочтения воспоминаний С. Гославской "Записки киноактрисы". Она пишет следующее -
"Да, мне дорог и мил, как испытанный друг, по-старому Александровский, теперь Белорусский вокзал!
И в те далекие времена он жил напряженной жизнью. Днем и ночью не знал отдыха. С вечно снующей взад и вперед озабоченной, хлопотливой толпой, с подъезжающими экипажами, фурами, ломовиками, к которым бросались молодцеватые носильщики в белых фартуках и с бляхами на груди.
   Отсюда, с вокзальной площади, вихрем вылетали на Петербургское шоссе озорные лихачи. Седоки торопились в модные рестораны «Яр», «Стрельню», «Мавританию», чтобы развалиться под пальмами и мимозами, смаковать замороженное в серебряном ведерке ледяное «Аи» и слушать знаменитые цыганские хоры.
   И среди этого бурлящего водоворота старой Москвы, словно стремясь укрыться в стороне, у моста, от которого брало начало Петербургское шоссе, приютился белый особнячок. Строгий четырехколонный ампир. Мраморное крыльцо отлогими ступенями спускается на пыльный тротуар. Мне всегда было любопытно, чей он, кто там проживает...
   Могла ли я тогда предугадать, какую значительную роль в моей жизни в сравнительно недалеком будущем сыграет этот белый особнячок? Но об этом рассказ впереди".
  И далее, когда Гославскую впервые пригласили сниматься в кино, она пишет - "Вот Никитская, затем Кудринская площадь, Садовая Триумфальная, Тверская, Александровский вокзал.
Что это? Глазам своим не верю - машина делает крутой поворот вправо и с разлету останавливается у белого знакомого особнячка с колоннадой. «Фирма «Братья Пате». Париж», - читаю я вывеску. Но размышлять некогда. Гурьев проворно выскакивает из машины и тащит нас за собой.
  С замирающим сердцем переступаем порог. Входим в вестибюль и останавливаемся ошеломленные: впечатление было такое, что мы попали за кулисы театра в тот момент, когда решено за пять минут заменить уже объявленный спектакль. Сутолока, шум, гам. Рабочие, статисты в гриме. Все они куда-то спешат, кричат, кто-то отдает приказания, кто-то возражает.
Широкие, как ворота, двери на противоположной стороне распахнуты во двор, оттуда одни рабочие вносят декорации, другие выносят. Стучит молотком столяр. Художник с громадной кистью в руке размалевывает какую-то фанерную декорацию. Тут же распаковывают какие-то ящики и корзины. В другие, наоборот, укладывают всякие странные предметы".
    И последнее - "...  Прямо из вестибюля во двор были проделаны большие ворота, через которые вносили декорации и другой громоздкий реквизит. Здесь же в вестибюле было отгорожено помещение для руководства ателье... Из вестибюля наверх вела широкая лестница, всего один пролет. Здесь располагался зал, где проходили съемки. Когда-то это был обыкновенный небольшой зрительный зал. Теперь он был весь разгорожен декорациями, хотя сцена и даже старенький занавес сохранились. Я ходила по залу, боясь споткнуться о толстые электрические кабели, извивавшиеся как змеи.
То в одном конце зала, то в другом вспыхивали юпитеры - шли съемки...".
    В своих постах, посвященны Ленинградскому проспекту, я довольно подробно описала историю его зданий, в т.ч. и у путепровода, но о кинофабрике братьев Пате или ателье, как его называет Гославская, мне ничего не было известно.
   Пересмотрев свои посты этой части Ленинградского проспекта, остановилась на фото здания, изображенного выше. Нельзя сказать, что этот домик полностью соответствует описанию Гославской, но во первых воспоминания писались, видимо, когда дом был уже снесен. Сама Гославская пишет в конце книги, что она уехала работать в театр во Владивосток, как сложилась дальнейшая ее судьба и где она жила неизвестно. А фасад мог быть изменен уже в советское время, также могли исчезнуть и ступеньки при выравнивание дороги.
   Известна послереволюционная история этого здания. Сначала это был завод МЭМЗА.
   Позднее здесь будет клуб 2-го Часового завода и столовая. Вот он же на фото 1964 г. А в 1966 г. здание снесут.


На дореволюционных фотографиях дома этого не видно, а на сайте ПастВью тоже ничего не написано про его д\р историю. Стоял ли он вообще до революции?
    Когда я писала свой пост про этот отрезок Ленинградского шоссе, то мне удалось установить, что до конца 1910-х годов участок ((1044\2), на котором стоит это здание, принадлежал  крупному домовладельцу Джанумову Сергею Капустовичу, его отец Капуст Степанович вместе с братом имел Торговый дом "Бр. Джанумовы и К" (нефть, асфальт, бетон, кирпич, вост. товары).
    Вот нашла интересное упоминание об этом доме в Петровском парке в письмах к Чехову А.П.
    Из письма Л.С. Мизиновой - Чехову А.П. от 10 июгя 1891 г.
    "Удивительный, неподражаемый Антон Павлович...  квартиры, которые Маша просила меня посмотреть,- по-моему, ни к черту не годятся...., а те, что в Петровском парке, тоже не годны вот почему: одна очень красивая, особняк, на самом шоссе и около заставы, но стоит 1500 р., когда я спросила дворника о хозяине, не уступит ли он, то тот ответил, что вряд ли, и представьте, это квартира Джанумова".
   По справочнику "Вся Москва" аа 1911 г. участком еще владеет Джанумов, а в 1913 г. владельцем числится уже купец, торговец автомобилями, велосипедами и мотоциклами Жемличка Федор Георгиевич, представитель Торгового дома "Г. Жемличка и К", тут располагался его автомобильный магазин, гараж и мастерская. Вот здесь можно посмотреть конверт с его тогдашним адресом.
   Историк автомобилизма Лев Шугуров  в одной из радиопередач так рассказывал об этом купце и его гараже: "Второй часовой завод построен на месте гигантского гаража Жемлички. Жемличка торговал машинами "Берлие", и он хвастался, что у него готовы к продаже 150 машин в его гараже. И еще он сдавал места в гараже напрокат..."
    А вот, что написано про фабрику фирмы "Братья Пате" - "В 1909 агентство Пате в Москве приступило к массовому производству художественных фильмов. В 1912 в переоборудованном гараже на Петербургском шоссе за Тверской заставой (в районе современной площади Белорусского вокзала) создана собственная фабрика фильмов.
    Кстати у Гославской речь идет примерно об этом же времени, точных дат она не указываеТ, но с 1913 г. она уже работала у Ханджонкова.
    Справедливости ради надо отметить, что на площади Белорусского вокзала стоял еще один домик, ближе к заставе и тоже у моста, но он никогда не был гаражом, да и колонн никаких не видно.


Жду ответов от москвоведов и знатоков, мог ли быть домик, изображенный на первом фото, кинофабрикой братьев Пате?

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: С.Гославская "Записки киноактрисы"; Справочники "Вся Москва" за разные годы; https://pastvu.com/http://onlineslovari.com/moskva_entsiklopediya/page/bratya_pate.32

Ленинградский, старая Москва, Белорусская, архитектура, завод, старые фото, Прогулки по Москве, фабрика

Previous post Next post
Up