Усадьба Коптевых - Мейендорф между Б. Никитской и Поварской ул.
Мне всегда казалось, что об усадьбах, расположенных на Б. Никитской и Поварской ул. все хорошо известно, однако, когда я захотела узнать больше об усадьбе Коптевых - Мейендорф, то натолкнулась на достаточно скупую, а порой и противоречивую информацию. Этот пост - попытка собрать в одном месте все, что мне удалось найти об усадьбе и людях, живших в ней. Допускаю, что могут быть неточности. Рада буду всем уточнениям. Давайте вместе восстановим истину.
Фото 1914 г. До конца XX века усадебный комплекс со стороны Кудринской площади имел почти такой же вид.
На сегодняшний день на бывшем участке усадьбы между Поварской и Б. Никитской улицей сохранилось три здания. Торцом к площади на углу Б.Никитской ул. стоит дом №57\46с1. В перечне объектов культурного наследия про это здание написано "Городская усадьба А.К. Коптевых - Н.А.Мейендорф, XIX в.: Главный дом, 1817 г., 1862 г., 1900 г., архитектор А.В.Флодин".
Два других здания в 1997 г. потеряли свой прежний облик и были объеденены общим фасадом, однако по карте Яндекса они по прежнему числятся как два строения №46\54с1 и №46\54с2, при этом, в том же перечне, левая часть здания (строение 1) числится, как памятник регионального значения и про него написано "Дом, в котором в 1872-1873 гг. жил и работал композитор П.И. Чайковский", а правая часть здания (строение 2) обозначена как выявленный объект культурного наследия "Флигель городской усадьбы XIX века", но для него категория не установлена.
Для наглядности привожу современную карту и план 1817 г. Как видно по плану, здания, изображенные на первом фото, уже стоят, только центральное еще не имет перпендикулярной пристройки.
Городская усадьба, построенная после пожара 1812 г., в начале XIX века она принадлежала Коптеву А.К. В списках жителей Москвы за 1818 г. находим Коптева Алексея Кондратьевича, жителя Арбаткой части 3-го участка на Поварской ул.
Современный вид усадьбы со стороны Поварской улицы. Флигель.
Вот, что про него удалось накопать. Алексей Кондратьевич Коптев родился в 40-х годах XVIII века. В 1767 г. солдат лейб-гварции Преображенского полка, в 1769 г. добровольно вызвался участвовать в Архипелагской экспедиции 1769-1776 гг. графа Орлова А.Г., в десантном батальоне. Участвовал в уничтожении турецкого флота у о-ва Митилена. В 1771 г. произведен в подпоручики, в 1775 г. в поручики, а в 1779 г. вышел в ототавку в чине секунд-майора. Депутат Костромского дворянства, стряпчий Костромского земского суда, председатель верхней расправы, с 1786 г. председатель гражданской палаты, с 1799 г. действительный статский советник, кавалер ордена Святого Владимира III степени.
После выхода в отставку, в 1779 г., он женится на Марии Алексеевне Протопоповой, дочери Алексея Ильича Протопопова, владельца сопредельных с с.Ногино (усадьба Коптевых недалеко от г. Плес) земель, одного иа богатейших землевладельцев Плесского уезда. В 1782 г. ( по другим данным в 1779 г.) у него рождается первый сын Алексей.
Алексей Алексеевич Коптев - русский поэт и прозаик, поручик Рыльского мушкетерского полка и Оренбургский плац-адъютант. По отставке коллежский секретарь. Сотрудничал в журналах: "Московский курьер", "Благонамеренный" и "Русский вестник". О его стихах В.Г. Белинский писал - "...стихотворения г. А. Коптева привели меня в чрезвычайное восхищение и даже исторгнули из глаз моих несколько слезинок чувствительности...".
Был ли сын Коптева владельцем этой усадьбы не знаю.
Следующей известной владелицей усадьбы была статская советница Коптева А.В. (расшифровки ее имя, отчества я не нашла), предположительно, вторая жена Алексея Кондратьевича, т.к. в 1824 году именно она сдает главный дом (перестроен), стоявший по Б.Никитской ул. (совр. №57\46), семейству Тургеневых. Фото 1979-1982 г.
Собственного жилья в Москве у Тургеневых в то время не было. Родители будущего писателя поселились тогда в Москве для обучения подрастающих сыновей. Иван Сергеевич на всю жизнь запомнил случившуюся тогда встречу с поэтом-баснописцем И.И.Дмитриевым (с ним были знакомы родители): "Твои басни хороши, а у Крылова - лучше!" - простодушно заявило дитя.
Неизвестный художник. Портрет И.С. Тургенева (1818 -1883 гг.) в детстве. На этом портрете он чуть старше, чем тогда, когда они снимали этот дом. Это первый московский адрес Тургенева.
Мало кому известно, что дом этот связан еще с одной писательской семьей. Известный краевед и художник Земенков Б.С. пишет - "Зимой 1843/44 гг. Аксаковы жили на Большой Никитской, дом № 57". Судя по тому, что в перечне объектов культурного наследия указывается, что дом этот перестраивался в 1847 г. Тургеневы и Аксаковы жили в разные годы в одном и том же доме. Жаль, Земенков не указывает, кому принадлежала усадьба тогда.
Крамской И.Н. Портрет Аксакова Сергея Тимофеевича.
В середине XIX века в усадьбе появляется еще одно здание на углу Б. Никитской и Кудринской площади, а также к центральному зданию на площади делается пристройка и все здания соединяются переходами. Сведений, кто владел усадьбой в это время мне обнаружить не удалось.
Для наглядности привожу современную карту и план Хотева 1852 г.
Еще одним знаменитым арендатором квартиры в этой усадьбе был Петр Ильич Чайковский.Он прожил здесь с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Его квартира занимала половину второго этажа, на фото 1988 - 1989 гг. дом слева.
В этой квартире композитор написал свою Вторую симфонию, музыку к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», симфоническую фантазию «Буря» и ряд других произведений.
Москва в жизни и творчестве Чайковского сыграла огромную роль. Его творческая индивидуальность сложилась именно в московский период. Здесь композитор обрел друзей и единомышленников, чьи внимание, забота и участие помогали преодолевать бытовые трудности и способствовали расцвету его музыкального дарования. Москва сформировала гения, который приобрел мировую известность. О московском периоде своей жизни Чайковский потом напишет: "Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал".
Сведения по поводу того, кому в это время принадлежала усадьба разнятся. По одним данным (в одном из распоряжений Правительства Москвы) усадьба упоминается как "ансамль с домом Долгорукой Н.В.", по другим данным до 1870 г. усадьба принадлежала генерал-майору Казакову А.Б. По моей привычке все проверять, я уточнила, что в 1869 г. усадьба уже принадлежала Казакову, и больше из рук семьи не уходила.
Никифоров Д. в книге "Из прошлого Москвы" пишет - "На Кудринской площади стоит дом Александра Борисовича Козакова (Казакова), В доме этом решалась большая часть наших железнодорожных дел в царствование императора Александра II. Хозяин состоял компаньоном железнодорожника Губонина и снабжал его капиталами, доставшимися ему от известной графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской".
Казаков Александр Борисович (? - 1880 гг.?) - генерал-майор, сенатор, помещик, Бобровского уезда, из известного дворянского рода Казаковых. Дважды был женат. Имел трех дочерей: Веру (1842 - 1890 гг.), Марию (1845 - 1908 гг.) и Надежду (1854 - 1939 гг.) . Последняя была рождена от его второго брака с Софьей Николаевной Демидовой, которая после брака не пожелала писаться Казаковой и жила под фамилией Демидова. От этого брака и родилась его младшая дочь Надежда, которая после смерти Александра Борисовича стала владелицей этой усадьбы и владела ей вплоть до революции.
Надежда Александровна Казакова с детства увлекалась рыцарскими романами и уговорила отца построить в Подмосковье в селе Подушкино замок. В 1874 году началось строительство, которое Надежда продолжила самостоятельно после смерти отца. В 1885 году великолепный замковый дворец был построен.
Замок сохранился,он расположен в поселке Барвиха Одинцовского района, сейчас он принадлежит Управлению делами президента, но это уже другая история.
Далее наталкиваюсь на полное несоответствие дат, изложенных в книгах и в интернете.
В 1886 г. тридцатидвухлетняя Надежда Александровна выходит замуж в первый раз за полковника Генерального штаба Веригина Е. А.
Веригин Евгений Александрович (1850 - 1891 гг.) - полковник, начальник штаба 2-й гренадерской дивизии, из дворянского рода Веригиных, владелец кирпичных заводов, расположенных неподалеку от ее замка и, по всей видимости, помогшему будущей жене в налаживании производства высококачественного кирпича в ее имении. Евгений Александрович являлся также предводителем Звенигородского дворянства и занимал, кроме того, ещё шесть должностей, в т. ч. Председателя уездного присутствия по питейным делам.
В 1891 г. Веригин умирает в Неаполе, по одной из версий, он, возвращаясь на корабле из деловой поездки, уронил за борт секретные документы и смело нырнул вслед. От купания простудился и вскоре умер.
Однако в книге
Блюмина З.Г. "Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование" читаю - "Замок принадлежал хозяину усадьбы Рождествено генерал-майору Александру Борисовичу Казакову и был передан владельцем своей дочери Надежде в качестве приданого...". Напоминаю, по вышеизложенным датам, Н.А.вышла замуж в 1886 г. а генерал Казаков умер в 1880 г. Но это еще не все, далее тот же Блюмин пишет - "Жизнь полковника Веригина и его жены Надежды Александровны протекала вполне благополучно до осени 1903 года..." далее та же история совпадает с прыжком за бумагами в воду, только по его версии - "...он смог добраться до дома, но тут заболел горячкой и умер на руках любящей супруги. Похоронили Е.А. Веригина, предположительно, здесь же, вблизи замка, у храма Рождества Христова". Итак по версии Блюмина, получается, что Веригин скончался в 1903 году.
Проверяю, по справочникам, доступным мне, "Вся Москва", так вот,что мне удалось установить, в справочнике за 1896 г. Веригина Н.А. числится уже как "вдова полковника" и является попечительницей Казаковского дома бесплатных квартир Братолюбивого общества, расположенного на Нижней Пресненской (сейч. Родчельская) улице.
В 1904 г. Надежда Алексаендровна числится помощницей попечителя, но уже под другой фамилией - Мейендорф. Под той же фамилией она упоминается и в 1917 г. уже как почетная попечительница того же Казаковского дома.
В 1913 г. Мериендорф Н.А. была попечителем Дома призрения московского дворянства, который находился недалеко, на Поварской ул.13. Устроен он был на средства ее дяди гв. полковника Казакова В.Д. Приют располагался в бывшем главном доме усадьбы Блудова И.Я. и был перестроен в 1891 - 1893 г. по проекту архитектора Никитина Н.В. под богадельню. Сейчас здание приюта в сильно перестроенном виде входит в комплекс зданий Верховного суда РФ. На фото 1962 г. он слева.
С одной стороны благотворительница, с другой стороны пишут, "что она слыла по воспоминаниям женщиной жестокой и своенравной" (правда,
автор статьи не указывает на какие конкретно воспоминания он ссылается)
Феликс Юсупов в книге "Перед изгнанием" писал о Надежде Александровне "Хозяйка с фигурой богини, которую местные острословы называли affe popo, что в переводе означает "вертихвостка", хвасталась своим многочисленным гостям (речь идет о гостях замка) тем, что каждое утро она принимает ванну из лепестков роз".
Упомянают также, что все свое время она посвящала веселому времяпрепровождению и благоустройству своих владений.
О дальнейшей судьбе Надежды Александровны в своей книге "Десятилетие, изменившее жизнь Карла Густава Маннергейма" пишет
В.С. Хукка - "Озабоченность ее судьбой проявил Великий князь Сергей Александрович, и в Министерстве иностранных дел был выбран кандидат ей в мужья - посланник в Дании барон Мейендорф фон Искууль (1861-1941), представитель знаменитого, но небогатого рода".
Мейендорф (Майендорф), Богдан Егорович (Михаил Феликсович) (1861-1941) - русский офицер, дипломат, сын барона Фридриха Адельдагуса Феликса (Феликса Каземировича) Мейендорфа (1834-1871). Мейендорфы - баронское семейство прибалтийских немцев.
Далее во всех статьях и книгах, предполагаю, переписано друг у друга, написано следующее.
В 1904 году Веригина выходит замуж за барона Мейендорфа и становится баронессой.
Зимой супруги живут в этой усадьбе, а на лето уезжают в свой замок в Подмосковье.
Однако, в справочнике "Вся Москва" за 1901 г. Надежда Александровна уже упоминается как Мейендорф, там же указано, что она проживает на Б.Никитской вместе с мужем Мейендорф М.Ф. Получается, что в это время она была уже замужем. Указано и место работы Михаила Феликсовича - Главный архив министерства Иностранных дел.
Напомню, в перечне объектов культурного наследия указано, что "Главный дом усадьбы" перестраивался последний раз в 1900 г., рискну предположить, что перестраивался он как раз для новой семейной жизни.
Дом перестраивают по проекту архитектора Флодина А.В.
Вид здания по со двора. Фото 1979 - 1982 г.
Следующее расхождение по датам, которое еще ждет своих исследователей, - это когда чета Мейендорф покинула Россию. По версии Блюмина - "В 1908 году... барон М.Ф. Мейендорф получает новое назначение по дипломатической части. В указанном году барону пожалован чин статского советника, что по Табели о рангах соответствовало полковнику, и назначен он был состоять в должности первого секретаря русской дипломатической миссии в Дании... пришлось собираться в путь, в страну пятисот островов". По версии Хукка (см. выше) Михаил Феликсович уже к моменту женитьбы был посланником в Дании. Кстати, тот же автор пишет, что мать Надежды Александровны - Софья Демидова жила все время за границей и скончалась в Ницце в 1904 г., единственной наследницей ее была дочь Надежда. Мейендорфы "нашли решение, как во Франции помочь Анастасии Маннергейм (племянице Н.А., брошенной мужем Маннергеймом - будущим президентом Финляндии, и жившей во Франции)), оформив на нее имущество Софьи Демидовой, а в России Надежда Демидова и ее муж получили в управление прибалтийское имение Априккен (принадлежавшее Анастасии). Т.о. получается в 1904 г. Мейендорфы жили еще в России.
Еще один вид главного дома со двора. Фото 1979 - 1982 г.
По третьей версии супруги выехали из России в 1914 г. и больще в Россию не возвращались, сначала из-за войны, а потом из-за революции.
К сожалению, справочники "Вся Москва" здесь не помощники, по ним вплоть до революции Надежда Александровна числится владелицей этой усадьбы и жительницей Москвы, а также почетной попечительницей Пресненского Казаковского Дома., Михаил Феликсович кроме справочника за 1901 г., в других справочниках, доступных мне, за 1904, 1911, 1913 и 1917 гг. не упоминается.
В статье
здесь написано "Мейендорф М.Ф. прожил свои последние годы в Дании, где и умер в 1941 году. Двумя годами раньше, в 1939 г. в Ницце скончалась баронесса Н. А. Мейендорф. Сыновья барона от третьего брака и его внуки в настоящее время проживают в Дании".
Т.о. получается барон Мейендорф был женат трижды, первой его женой была Елена Павловна Бобринская (1857-?), с которой он обвенчался в 1891 г.; второй женой, видимо, Надежда Александровна, которая была старше его на 7 лет, с ней он обвенчался не позднее 1901 г. (предположительно, совместных детей у них не было, по крайней мере, об этом никто не пишет), про его третий брак, от которого сыновья мне ничего не известно.
Кстати, интересно, его первая жена Бобринская Е.П. то ли с 1912 г., то ли с 1913 г. и до революции жила напротив, ей принадлежал весь участок между Б. и М. Никитскими улицами с особняком и доходным домом, построенным Шехтелем Ф.О.для купца Кана (подробнее о нем в будущих постах).
После революции усадьба была нацинализирована. Первые этажи зданий как до революции, так и после были приспособлены под различные магазины. До середины 1950-х годов здесь размещались "Нефтелавка", а затем магазин "Керосин". Другие помещения были отданы под жилье и различные конторы.
Вот так выглядел двор усадьбы и дом, где жил Чайковский до реконструкции. Фото 1977 - 1979 г.
После реконструкции в двух зданиях усадьбы в 2007 г. здесь был открыт Культурный ценр П.И.Чайковскогои музей "Чайковский и Москва" (о музее не пишу, во первых про него есть посты в интернете, а во вторых сейчас он временно закрыт, там меняют экспозицию),
а вот главный дом усадьбы по Б.Никитской сейчас сдается в аренду.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.plyos.org/stat/ples-sb-1993-14.html ;
http://www.vgbelinsky.ru/texts/books/13-1/articles-and-reviews/80/ ;
http://imredrum.nichost.ru/meyendorf.html ;