История семьи Чоколовых, владельцев завода "Изолятор" в с. Всехсвятское.

Aug 07, 2014 13:21

  История семьи Чоколовых, владельцев завода "Изолятор" в с. Всехсвятское.

Чоколов, Чоколов, Чоколов...
                                                                                                                                                                    Можно от этого чокнуться.
                                                                                                                                                                    За что его Серов увековечил,
                                                                                                                                                                    Каким талантом был отмечен?

Среди картин - банкиры и князья,
                                                                                                                                                                    Писатели,художники, поэты.
                                                                                                                                                                    Артисты были и друзья.
                                                                                                                                                                    Но Чоколовы - кто при этом?...
                                                                                                                                                                                       Зыряева Ираида

В истории этой семьи много загадок, тайн и белых пятен, на некоторые их них я постараюсь ответить, другие ждут своих разгадок в будущем.
    Чоколов Семен Петрович (1848?-1921гг.), инженер-путеец, занимал видную должность главного инженера при строительстве Московско-Ярославско-Архангельской ж/д, она, принадлежала С.И.Мамонтову, с которым он был дружен на протяжении многих лет, неоднократно бывал в гостях у Саввы Тимофеевича в Москве и в "Абрамцево", знал многих представителей творческой элиты из мамонтовского окружения; состоял членом Московского Императорского Русского Технического общества.
  Портреты Семен Петровича и его жены Екатерины Николаевны были написаны художником В.А. Серовым в 1887 г. в Ярославле, где в это время жила семья Чоколовых.  Мамонтов, желая  поддержать  молодого художника, предложил Чоколовым  попозировать Серову для платных портретов, так художник оказался у них в гостях.
    Художник В.А.Серов "Портрет Чоколова С.П.". Русский музей.
                            

Вот, что пишет об этом периоде своей жизни Серов В.А. - Мамонтовой Е.Г. (жене Саввы Ивановича) - "нахожусь я у Чоколовых, пишу портрет с madame (имеется ввиду Е.Н.Чоколова) и даю ей нечто вроде урока...  есть у меня своя комната, люди они (хозяева) славные, радушные - чего же мне еще".
   В. А. Серов пишет портрет Екатерины Николаевны Чоколовой, 1887.
                            

По воспоминаниям сына Чоколова - Сергея Семеновича  -  Савва Иванович Мамонтов сыграл огромное значение в жизни его отца.
   В посте про гончарную мастерскую Мамонтова в Бутырках, я писала, что Савва Иванович приобрел в 1896 г. землю на окраине Москвы вместе со своими коллегами и сослуживцами, в т.ч. с Чоколовым С.П. И даже, какое-то время безымянный проезд на Ямском поле назывался Чоколов проезд (потом он стал наз. 2-я улица Ямского поля - сейчас ул. Правды).
    В конце XIX века Мамонтов задумал построить в Москве гостиницу. В 1898 г. Чоколов принимал участие как инженер  в разработке проекта архитектора Л.Н.Кекушева гостиницы "Метрополь".
    Газета "Новости дня" от 24 декабря 1898 г. сообщала "Архитектор Л.Н.Кекушев и инженер С.П.Чоколов на днях выехали за границу для осмотра в Вене, Берлине, Париже и Лондоне больших гостиниц, чтобы при окончательной выработке плана перестройки гостиницы "Метрополь" и сооружения здесь большого театра применить все новейшие усовершенствования, которые введены в Западной Европе".
    Савва Иванович даже стал крестным отцом сыну Чоколовых - Сергею.
    Кроме того, в статье  А.Тимофеева "Тайна синих павлинов", опубликованной в  журнале "Воронежскiй Телеграфъ" №54, 2000 г., написано - "Совсем недавно из летней вотчины Чоколовых и до нас дошли слухи о том, что якобы "…Чоколов не кто иной, как внебрачный сын крупнейшего фабриканта Мамонтова!".
   Инициалы Мамонтова в статье не указаны, а фраза "крупнейшего фабриканта" наводит на мысль, что речь идет о Савве Ивановиче, но этого быть не могло, так как С.И. родился в 1841 г., а Семен Петрович по одним данным в 1848 г., по другим данным в 1951 г., а вот , что отцом Чоколова мог быть Иван Федорович Мамонтов, отец С.И., допустить можно.
                           

Насколько эти слухи заслуживают доверия, судить не берусь, но про происхождение Чоколова, откуда он родом, из какой семьи информации нет, ничего не говорит об этом и его сын - Сергей. Правда, в интернете встречается упоминание о киевских Чоколовых - "дрожжевых королях", как их называли, но имеют ли они какое-то отношение к Семену Петровичу тоже неизвестно.
   Не все так просто и с годом рождения Чоколова, как я уже писала выше, мне не раз попадалась информация, что родился он в 1848 г., однако в "Справочной книге о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1898 г. о Чоколове написано следующее "Чоколов Семен Петрович, коллежский ассесор, 47 лет, в куп. с 1897 г., житель Мещ. ч.,Салтыковский, собств. дом. Имеет гончарный завод в Моск. уез. 1 ст. в с. Всехсвятское". Отсюда следует во-первых, что С.П. родился в 1851 г., а во вторых, что, по крайней мере, уже в 1898 г. он был совладельцем завода, основанном Сорохтиным Н.П. с группой пайщиков, в которую входил и Чоколов.
  Точный год, когда, Семен Петрович стал совладельцем завода неизвестен, но скорее всего, он им стал не позднее 1896 года, т.к. именно с этого года на заводе стали изготовлять фарфоровые изоляторы, которые до этого покупали за границей, а идею эту Чоколову, по словам его сына, подсказал все тот же Мамонтов.
    С. Всехсвятское в начале XX века.

    Как вспоминает сын Чоколова, после краха Мамонтова (см. ссылку о гончарной мастерской выше), потеряв постоянную работу, Семен Петрович начинает в начале 1900-х годов.вплотную заниматься фарфоровым заводом, впоследствии получившем название "Изолятор" и через какое-то время становится полноправным его владельцем. Чоколов и его жена сумели создать рентабельное, высокотехнологическое производство, обеспечивавшее своими изделиями почти всю Россию. Подробнее о заводе здесь.
    Женат был Семен Петрович на Екатерине Николаевне Веневитиновой (1863 - ?гг.), она происходила из старинного дворянского рода Веневитиновых. Отец - Веневитинов Николай Александрович, поручик. Мать - Елизавета Васильевна Старова. Поэт Веневитинов Д.В. доводидся ей троюродным дядей, ее бабушкой по отцу была Тургенева Е.Н., которая в свою очередь была родной сестрой Сергея Николаевича, отца знаменитого писателя  И.С. Тургенева, таким образом Иван Сергеевич приходился ей двоюродным дядей.
   Художник В.А.Серов "Портрет Чоколовой Е.Н.". Хранится в частном собрании.
                           

Пока строилась железная дорога семья Чоколовых кочевала вслед за строительством, но где-то в конце 19 века они перебрались жить в Москву, в справочнике "Вся Москва" за 1893 г адрес Семен Петровича указан в "здании Московско-Ярославской ж\д", а уже к 1896 г. в том же справочнике указано, что он имеют собственный дом, Салтыковский (позже Самарский) пер., д.22., поблизости от Старо-Екатерининской больницы. Дом этот принадлежал им до революции (не сохранился). Сейчас на этом месте спорткомплекс "Олимпийский".
    Загадочная история, связанная с этим домом, относится к 1913 г. По справочнику "Вся Москва" за этот год владение это принадлежит двум собственникам Чоколову С.П. и Плевако Марии Андреевне (вдове знаменитого адвоката Ф.Н.Плевако, М.А. была его второй женой, о ней я подробно писала тут). К этому времени она  владелица Товарищества льнопрядильной и полотняной фабрики Демидова Вас.Фед. (отца, ее первого мужа Вас.Вас.Демидова). Понятно, что Чоколов был знаком с Плевако, ведь именно он защищал Мамонтова на суде и входил в круг его друзей, но каким образом его вдова стала совладелицей этого дома не понятно, причем сама она проживала, по прежнему, на Новинском бул., 32.
    Кроме московского дома, семья Чоколовых владела усадьбой в селе Горожанка Воронежского уезда. Это имение досталось Екатерине Николаевне в наследство от отца.
                            

В конце XIX - начале XX века Чоколовы реконструировали усадьбу: сделали перед домом фонтан, построили амбар, несколько служб, расширили сад примерно на 10 га. На территории усадьбы располагалось два сада ближний и дальний с фруктовыми деревьями. В дальнем был огромный вишневый сад. При усадьбе действовал конный завод по разведению рысистых пород лошадей. А также, вероятно, при Екатерине Николаевне Чоколовой на здании и внутри "барского дома" появились знаменитые фрески с изображениями синих павлинов.
    Фото отсюда, кстати, там же прекрасный пост об усадьбе и ее современном состоянии.
                            

В 1900 году в селе было 2 общественных здания, земская школа, 3 мелочных лавки и винная лавка. В усадьбе Чоколовых насчитывалось 4 двора с населением 21 человек. Помимо этого при селе у них числился хутор, в котором было 2 двора с населением 13 человек. Всего в Горожанке проживало 890 жителей в 154 дворах.
   Усадьба в начале XX века.
                            

Вращаясь в кругу творческих людей, благодаря дружбе с Мамонтовым, Екатерина Николаевна открывает в селе земскую школу-мастерскую, где крестьянские девочки ткали ковры, вышивали кружева (шили кружева иголкой, т.н. венецианским шитьем, где все делается исключительно иголкой) . Всего в мастерских было занято около 70 человек. Чоколовы выставляли горожанские ковры на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге на всероссийской выставке декоративных и кустарных промыслов, и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке. И везде данные изделия имели громадных успех. Например, один из ковров под названием "Адам и Ева" в 1900 году демонстрировался на Всемирной выставке художественных изделий в Париже, получил "Гран-при", золотую медаль и был куплен Лувром.
   По воспоминаниям того же сына Чоколовых - Сергея, во время приезда Николаю II в 1896 г. на нижегородскую выставку-ярмарку, ему были преподнесены подарки, одним из них был толстый бархатный ковёр размером 5x5 или 6x6 метров, созданный в Горожанке - на светлом, желтовато-кремовом фоне изображен большой двуглавый орёл, украшенный гирями из русских и французских флагов, и когда, после семнадцатого года в Царском селе, теперешнем Пушкине, был открыт музей, этот ковер на полу в бывшем кабинете Николая II увидела сестра Сергея, во время своего посещения музея.
   Недолго в селе действовали мастерские и для мальчиков - слесарная и мебельная. В них мужчины занимались производством резной гнутой мебели из лозы и плели корзины из ивы. Там были нужны хорошие мастера, но организовать обучение было очень трудно из-за пьющего населения, и в итоге эти две мастерские пришлось через 2 или 3 года закрыть.
    Сам Семен Петрович от Мамонтова заразился коллекционированием. Картины из его коллекции были представлены "На выставке картин русских художников старой и новой школ", проходившей в 1915 г. в музее Императора Александра III.
                            

А одна картина из его коллекции - эскиз В.Васнецова "Иван Грозный", послужила даже Шаляпину при создании образа Ивана Грозного. Вот как сам Шаляпин об этом писал "Чтоб найти лицо Грозного, я ходил в Третьяковскую галерею смотреть картины Шварца, Репина, скульптуру Антокольского. Это не удовлетворило меня. Но кто-то сказал мне, что у инженера Чоколова есть портрет Грозного работы Васнецова. Он произвел на меня большое впечатление. На нем лицо Грозного изображено в три четверти. Царь огненным взглядом смотрит куда-то в сторону. Из соединения всего, что дали мне Репин, Васнецов, Шварц, я сделал довольно удачный грим, верную, на мой взгляд, фигуру".
   Как пишет в своей монографии Васильева Н.А. "чего стоит бережно хранимое Чоколовым генеалогическое древо их рода, который начинался якобы от самого Ивана Грозного... В этом случае понятен интерес семьи к его изображению.". (насколько достоверна эта информация  непонятно, написала письмо автору, жду ответа).
     Она же пишет, что у Чоколовых было шестеро детей. На сохранившейся фотографии изображено трое их них Сергей Чоколов (сидит), Дмитрий, Наталья и Семён Петрович Чоколов, 1897.
                            

Упоминается и еще одна дочь Чоколовых Варвара, имена остальных не известны. В 1910 году Варвара Семёновна вышла замуж за подполковника Василия Михайловича Михайловского, который служил в военно-инженерных частях в Санкт-Петербурге. Отныне усадьба переходит ему, но в Горожанке тот бывает лишь наездами.
    Сын Сергей стал художником. Его биография здесь.
    В монографии, посвященной ему, та же Васильева пишет - "Сергей Семенович Чоколов родился 18 сентября 1892 г. Он был третьим ребенком в старинной родовитой семье. Их "дворянское гнездо", дом его бабушки нам известно по двум картинам В.Поленова, написанным в 1878 г. в Москве, на Арбате, в Трубниковском переулке. Это - "Московский дворик", где слева виден боковой фасад их дома, и "Бабушкин сад", где можно немного подробнее рассмотреть этот ампирный дом... Действительно, тут благоговейно чтили И.Тургенева". (Откуда это Васильева взяла не понятно, не к Веневитиновым, не к Тургеневым дом этот отношения не имел, во времена Поленова дом этот принадлежал Баумгартену,  а в 1892 г. Ланскому С.М., а Чококоловы  по "Адрес-календарю" за 1892 г. жили в д. Кирхгофа на Садовой).
    Про других детей Чоколовых, также как и про дальнейшую судьбу Екатерины Николаевны и Семен Петровича после революции ничего не известно, упоминается только, что Чоколов С.П. умер в 1921 г.

Вернуться к прогулке по проспекту.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Справочная книга о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1898 г.; Википедия; Энциклопедия; аудиозапись воспоминаний сына Чоколова, Сергея; http://www.na-vasilieva.ru/sergej_chokolov_vspominaet_svoju_zhizn/#more-50 и другие.

Ленинградский, старая Москва, усадьба, Мамонтовы, уничтоженное, дореволюционные фото, достопримечательности, Плевако, завод, фрески, портрет, старые фото, Сокол, фарфор, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up