Новинский бульвар. Часть 3.

Dec 23, 2011 14:37

Новинский бульвар. Внешняя сторона Садового кольца. Часть 3.

Часть 1. Часть 2.

В данном посте речь пойдет о здании, которое хорошо известно многим москвичам и не только им, и о котором довольно много уже написано, но рассказывая историю Новинского бульвара пропустить этот дом я не могла.
   Дом князя Щербатова на Новинском бульваре. Фото 1914 г.


Дом № 11 - доходный дом в стилистике неоклассицизма, построен в 1911-1913 гг. по проекту архитектора А.И.Таманова (Таманян). Авторы декоративного оформления дома - скульпторы А.А.Кудинов, В.В.Кузнецов, И.И.Нивинской.

   Этот дом историки архитектуры считают в некотором роде уникальным: он сочетает функцию доходного дома начала ХХ века (имитирующего старинную усадьбу) и дворянского особняка, существенно увеличенного в размерах. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом.


Квартиры, сдававшиеся в наём, были баснословно дорогими, месячный наем которых обходился в 1000 рублей, располагались они на нижних этажах центрального корпуса и во флигелях. Квартиры в нем были крайне удобными,  - архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья. Интересно, что до сих пор существуют жилые квартиры в этом доме. Наткнулась на объявление, какой-то риэлторской компании, предлагавшей здесь квартиру.


Верхние этажи главного дома выделяются изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами.


Лепные рельефы с античными сюжетами украшают и дворовые фасады боковых флигелей.




Всю отделку фасадов выполнял Е.Е. Лансере.






У входа стояли непременные каменные львы, которые не сохранились, также как и нижние барельефы, но они видны на старом фото.


Заборчик перед домом украшали подлинные, изысканного рисунка, железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные на слом. Их тоже можно увидеть только на старом фото.


Этот роскошный дом был построен для князя Сергея Александровича Щербатова (1875-1962) - дволянина, мецената, коллекционера и художника. Он принадлежал к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин, а по отцовской линии - историк М. М. Щербатов.
                                        Князь Сергей Александрович Щербатов.
                                     

Природный князь, крупный землевладелец, единственный сын первого выборного московского головы, богач и баловень судьбы, Сергей Александрович умудрился появиться на свет со склонностью к изящным искусствам. Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака и И. Э. Грабаря, хотя проффесиональным художником так и не стал. Занимался издательской деятельностью.
    Сам Щербатов занимал 2 верхних этажа в центральной части особняка, с балкона которого был вид на Кремль. Особняк прославился необычайным планировочным разнообразием комнат, богатой лепниной, живописной отделкой.
   Гостиная.


Анфилада покоев выходила окнами на парадный уличный двор. Среди помещений, которых в особняке насчитывалось 39, особенно выделялись мраморная лестница, гобеленная, большая гостиная, 1-я и 2-я библиотеки, портретная.


В особняк со двора вели отдельная лестница и лифт.
    Щербатов превратил эту часть особняка в музей. Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся ему по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ.


К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. Была богатая коллекция икон, работы художников "серебряного века". Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением "Кельнерши", шедевра О. Ренуара, а также статуй работы А. Майоля.
   Художественные сокровища размещались во всех помещениях особняка, начиная с прихожей. Их было так много, и они различались таким разнообразием, что гости каждый раз находили для себя, что-нибудь новое.                            
   Еще одной особенностью особняка Сергея Александровича были вольеры для птиц, он с детсва любил пернатых и во всех своих квартирах содержал клетки с птицами.
   Женился князь на писаной красавице-крестьянке, внучке своего крепостного - Пелагеи. Правда, став княгиней, Пелагея превратилась в Полину. Почти по Пушкину: "…звала Полиною Прасковью…". Сохранился портрет княгини, написанный В.А.Серовым на Новинском бульваре. Это была последняя работа художника.
                                 

Узнав о смерти художника, князь преподнес это произведение в дар Третьяковской галерее.
   В дальнейшем Щербатов собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться "Городским музеем частных собраний".
   Однако планам князя не суждено было сбыться, после революции он в 1919 году эмигрировал из России. Жил на собственной вилле в Каннах. В 1927 году стал одним из основателей парижского общества "Икона". Из-за больших затрат на содержание виллы продал её и переехал в США, где поселился в Нью-Йорке. В 1953 году переехал в Рим, где и скончался в 1962 году.
   В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий XX века, а также до мельчайших подробностей описал интерьеры и обстановку своего дома. Страницы книги, посвященные дому, можно прочитать здесь.
   В 1920-е годы "дворец-музей" на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки. Часть коллекции была передана различным музеям, часть продана за границу, а часть просто разграблена.
   В одной из квартир в этом доме жил А. Н. Толстой (с осени 1912 по 1914 г.).
   Напоследок еще фото дома в деталях.






Вид на дом Щербатова с соседнего двора д. №13с1. Ниша тоже была укращена скульптурой.


Современный вид здания.


Продолжение. Часть 4.

Использованы материалы: Википедия; http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1671; http://www.pravoslavie.ru/jurnal/129.htm; http://www.istorik.ru/library/persons/25/scherbatov.htm; http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/rec_mar.html;

Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление. http://stapelia2784.livejournal.com/2589.html

Толстой А.Н., Смоленская, Новинский, дореволюционные фото, интерьер, доходный дом, памятник, Таманов (Таманян), Прогулки по Москве, Щербатовы, усадьба, старая Москва, моя Москва, Лансере, достопримечательности, особняк, старые фото, портрет, Маяковская

Previous post Next post
Up