Воротниковский пер. Часть 5.

Jan 16, 2025 13:19

                                                          Воротниковский пер. Часть 5.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Четная сторона.

В прошлых частях я писала об истории владений на нечетной стороне Воротниковского пер. Теперь поговорим о четной его стороне.
       Дом № 2\11. Более полувека назад на углу Воротниковского и Дегтярного переулков еще стоял вот такой особняк.
       Угол Воротниковского и Дегтярного пер., д. №2\11. фото 1921 г.   

История этого владенияна  прослеживается с середины XIX века. Судя по плану Хотева 1852 г.  этот угловой участок (№35, позже №35\36) принадлежал красноярской купчихе Шпеер Елене Андреевне. Все постройки на этом участке в то время были деревянные.
     План Москвы Хотева. 1852 г.


На сайте здесь упоминается Шпейер Елена Андреевна (1815 - 1870 гг.), там же сообщается, что она вышла замуж за Карла Ивановича Шпейера (1800 - ? гг.) в 1832 г., в возрасте 17 лет. У них было 5  детей. Ниже предположительно ее портрет., но Шпеер и Шпейер - это один и тот же человек или нет, я не знаю.
                                                                                                     Шпеер Елена Андреевна?
                                                                                        

В 1860-х годах, как пишет краевед и москвовед Сорокин В.В., этот особняк в принадлежал Лидии Арсеньевне Нессельроде, знакомой А. С. Пушкина (уточню, у ее матери, Закревской Аграфены Федоровны, в 1828 г. был роман А.С.Пушкиным. О сентябрьских встречах Пушкина и графини Закревской в 1828 году известно из переписки Пушкина с Вяземским. Лидии тогда было всего 2 года).
        Нессельроде Лидия Арсеньевна (1826 - 1884 гг.), дочь графа Закревского А.А., сенатора и московского генерал-губернатора и  графини Аграфены Федоровны Закревской, ур. Толстой
                                                                            Нессельроде Лидия Арсеньевна, графиня.Фото 1864 - 1865 гг.
                                                                                        

Об этой владелице особняка - Нессельроде Лидии Арсеньевне и о ее судьбе я написала отдельный пост ( см. здесь). А тут напишу только о том периоде ее жизеи, который связан с этим особняком..
      Участок этот, на углу Дегтярного и Воротниковского пер., был куплен графом Закревским на имя своей дочери Лидии Нессельроде в конце 1850-х годов. В д\р справочниках Лидия, как владелица участка впервые упоминается в 1859 г., но учитывая, что справочни запаздывают, можно предположить, что он был куплен 1 - 2 годами раньше. Здесь для нее на месте деревянного дома возводится каменный дом, он виден на первом фото.
        Видимо изначально предполагалась, что она тут будет жить со своим вторым мужем князем Друцким-Соколинским Дмитрием Владимировичем.    .
       Князь Друцкий-Соколинский Дмитрий Владимирович (1832 - 1906 гг.) окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге, где и хотел остаться служить, но по настоянию своего отца, с июля 1850 г. в чине коллежского ассесора служил при канцелярии моск. ген.-губернатора А. А. Закревского, сначала секретарем, потом чиновником особых поручений.
                                                                                                  Князь Друцкий-Соколинский  Д.В.
                                                                                       

Он влюбился в Лидию, когда она в 1851 г. поселилась в доме отца, т.е. в генерал-губернаторском доме, на Тверской. Однако, тогда помышлять о браке с ней князь Друкцкий-Соколинский не мог. Лидия только рассталась со скандалом со своим первым мужем Дмитрием Карловичем Нессельроде.из-за своего романа в Париже с Александром Дюма-сыном.
      Понимая это, князь Друцкий-Соколинский Д.В. хотел из-за этого даже сменить место службы, чтобы быть подальше от своей возлюбленной. В результате весной 1854 г. новое место было получено. Узнав об этом Закревский вызвал кн. Друцкого-Соколинского Д.В. к себе в кабинет. Между ними.состоялся откровенный разговор, в результате которого князь Дмитрий Владимирович остался на прежнем месте службы.
    Прошло время, постепенно страсти улеглись, слухи об адюльтере утихли. Да и сама Лидия Арсеньевна изменилась. Она стала попечительницей Яузского приюта при московском совете детских приютов, много помогала бедным семьям.
    Вот отрывок из воспоминаний театрального режиссера С.П. Соловьева, который писал о матери Лидии - Закревской А.Ф. и о самой Лидии следующее - "Во время общественных бедствий она (Закревская А.Ф.) первая являлась на помощь ближнему. Так, во время Восточной войны, по ее почину, Московские дамы лучших фамилий, в числе их сама графиня и ее дочь графиня Лидия Арсеньевна Нессельроде, разделили Москву на участки, и каждая объяезжала свой участок, заходя в каждый дом и даже, в каждую квартиру, за сбором приношений в пользу раненных воинов... Кроме этих сборов, она устроила в пользу раненых воинов публичный любительский спектакль, данный в зале Благородного собрания, и сбор от этого спектакля составил очень почтенную цифру, потому что были зрители, которые платили за одно кресло по 500 рублей...
     Графиня Лидия Арсеньевна Нессельроде была живым портретом своей матери и лицом и нравственным настроением: только лицо было моложе, и выражение доброты гораздо эксцентричнее.
                                                                     Нессельроде Лидия Арсеньевна, графиня. Фото 1860-х годов.
                                                                                  

Я расскажу один случай, который достаточно обрисовывает эту добрую, симпатичную личность: умер один чиновник, не дослужив до пенсии: его жена и трое маленьких детей остались без всяких средств к существованию, вдове посоветовали обратиться к графине Лидии Арсеньевне Нессельроде. Она послушала совета и отправилась, взяв с собой детей, как живое доказательство своего безвыходного положения. Графиня Лидия Арсеньевна жила тогда в своем, еще не совсем отделанном доме, в переулке близь Тверской (речь, идет как раз о доме, о котором я пишу). Войдя на двор, вдова увидела недалеко от подъезда карету и, узнав от кучера, что карета графини, она стала дожидаться у крыльца. Скоро на крыльцо вышла молодая дама, небольшого роста, скромно одетая. Кучер подал экипаж: это была графиня Нессельроде. Вдова подошла к ней. - "Что Вам угодно?" - спросила графиня. Вдова объяснила. "Потрудитесь подождать, я сейчас"- сказала графиня, уходя в дом. Через несколько минут она возвратилась и, отдавая вдове что-то, завернутое в бумагу, сказала: - меньше 300 рублей не отдавайте, это гораздо дороже стоит. Проговорив это - она быстро села в карету и уехала, так что вдова не успела ее и поблагодарить: в бумаге была завернута дорогая турецкая шаль. И этот случай не единственный. Когда у Лидии Арсеньевны не было денег, что случалось очень нередко, по причине ее щедрых и беспрестанных подаяний, тогда, считая по своему обыкновению невозможным отказать в пособии просящему, она часто отдавала очень ценные вещи, без разбора что только попадалось под руку. У нее, так же как у графини Закревской, было несколько семейств, которым она каждый месяц давала деньги на содержание: на страстной неделе она каждый день, начиная с четверга и оканчивая Пасхой, нагрузив свою карету пасхами, куличами и прочими припасами, развозила все это, с приложением денег, известным ей недостаточным семействам".
      Постепенно князь Дмитрий Владимирович стал завоевывать сердце Лидии. Как развивались отношения между ними доподлинно неизвестно, но, видимо, через какое-то время она узнала о его чувствах и ответила ему взаимностью. Возможно даже, что они встречались в этом доме. В результате молодые решили пожениться.
     Обо всех препятствиях, стоявших, на их пути, о их свадьбе и причине отъезда этой пары за границу, я уже написала отдельный пост ( см. здесь), повторяться не буду. Напоследок только напишу вот еще о чем. Как стало известно теперь, отец Лидии - граф Закревский А.А. долгое время пытался помирить Лидию с первым мужем. В архивах III отделения сохранилось письмо Закревского А.А. к Александру II, написанное в 1859 г., уже после свадьбы Лидии с князем Друцким-Соколинским и отъезда их за границу, он писал - "Вашему Величеству известна несчастная судьба единственной дочери моей  В 1851 году граф Дмитрий Нессельроде оставил ее в Варшаве, поручив своему управляющему привезти ее ко мне, а сам из Петербурга написал мне, что жить вместе им нельзя и что cудьба моей дочери зависит от одного меня  В продолжении семи лет я неоднократно старался восстановить добрые отношения между графом Нессельроде и моей дочерью, но все старания мои были напрасны. Граф Нессельроде остался совершенно равнодушным к своим супружеским обязанностям и на последнее письмо мое к нему в декабре месяце прошлого года даже не дал ответа".
     Продолжаю свой рассказ об этом участке на углу Воротниковского и Дегтярного переулка. После отъезда четы Друцких-Соколинских за границу особняк этот, судя по Адрес-календарю г. Москвы за 1862 г., арендовала "Жеребцова Мария Николаевна, Д. С. С,  Срет. ч, 1 кв., в Воротниковском п., д. Нессельроде".
      К 1868 г. участок переходит к семейству дворян Рахмановых. Рахманов Александр Александрович, титулярный советник. Дом записан на его жену Рахманову Варвару Васильевну.
      В 1882 г. владение числится за вдовой титулярного советника Поповой Александрой Андреевной.
      А уже в середине 1880-х годов этот участок и особняк покупают братья Ляпины, купцы 1-й гильдии, владельцы ткацкой фабрики.
      Ляпин Михаил Иллиодорович (1830 - 1906 гг.), губернский секретарь, выборный моск. купеческого общ-ва и моск. биржевого общ., почетный мировой судья, попечитель Якиманского мужского  и Серпуховского женского начальных училищ.
       Ляпин Николай Иллиодорович (1833 - 1900 гг.), выборный моск. купеческого общ-ва.
       Купцы Ляпины были известными благотворителями, о них и о знаминитой "Ляпинке" писал в своей книге "Москва и москвичи" В. Гиляровский. Правда, он неточно описал их происхождение, они были из воронежских купцов и кое-что присочинил.
       Сами братья Ляпины тут не жили (подробнее о них расскажу в соответствующем месте), а сдавали этот особняк в аренду. В этом особняке, ранее принадлежавшем графине Л. Нессельроде, жил в 1885 - 1894-х годах известный московский инженер-архитектор В. Г. Залесский.
       Угол Воротниковского и Дегтярного пер., д. №2\11. фото 1921 г.  


Залесский Василий Герасимович (1847 - 1923 гг.), русский архитектор, инженер, специалист по строительному делу и преподаватель, а затем адъюнкт-профессор в Императорском Техническом училище, позже переименованное в МВТУ. Он служил в нем до 1920-х годов.
                                                                                            Залесский Василий Герасимович
                                                                                    

Василий Герасимович по происхждению был дворянин, его род принадлежал к духовенству и был известен на Смоленщине с XVIII века. В 1867 г. он окончил Петербургское строительное училище со званием гражданского инженера. Как специалист по отоплению и вентиляцуии оборудовал более 1500 зданий в разных городах Росиии.
       По его проектам в Москве были возведены такие постройки как: городская усадьба Головиных (1877, Москва, Потаповский переулок, 8); главный дом усадьбы П. И. Харитоненко (1891-1893) на Софийской набережной, 14 (сейчас пос-во Англии); доходный дом В. Г. Залесского и В. М. Чаплина (1902), Б. Дмитровка, 16 (снесен в 2004 г., сейчас на его месте новодел) и др. А также он строил много производственных зданий, среди них - Ансамбль зданий ситценабивной фабрики Э. Цинделя, Фабричные здания Тов-ва Гюбнера и др.
    Софийская наб., 14. Особняк Харитоненко П.И. Фото 1947 г.


Б. Дмитровка, 16. Доходный дом В. Г. Залесского и В. М. Чаплина. Фото 1981 - 1982 гг.


В 1916 г. наследники купцов Ляпиных построили на этом участке со стороны Воротниковского пер. небольшой доходный дом. Он был построен по проекту архитектора Челищева Д. М. (не сохранился). Интересно, что если сравнить планы Москвы 1937 г. и 1952 г., то видно, что они отличаются. На плане 1937 г. к деревянному дому, стоящему по красной линии Воротниковского пер. (его видно на фото ниже), пристроен еще один дом в глубине, а на плане 1952 г., видно, что дом в глубине  каменный и в этот промежуток времени с 1937 г. по 1852 г. он изменил свою конфигурацию, т.е. к нему были сделаны еще пристройки. И он одной своей стороной теперь выходил в Воротниковский пер. Кому интересно см. эти планы здесь.
         Двухэтажный деревянный дом и особняк видны на фото ниже слева.
        Воротниковский пер. Фото 1967 г.


В 1920-х - 1930-х годах на этом участке в одном из этих домов, а может быть и в особняке жили:
  Иванов Александр Фёдорович (1867 - 1935 гг.), врач-отоларинголог, профессор Императорского Московского университета и МГУ. Заслуженный деятель науки РСФСР (1934);
    Манцев Василий Николаевич (1889-1938\1939), член КПСС с 1906 года, участник Октябрьской революции в Москве, член ЦИК СССР, руководящий работник органов государственной безопасности, заместитель Ф. Дзержинского в ВЧК, затем заместитель председателя Верховного суда РСФСР, Расстрелян по одним данным в 1938 г. по другим в 1939 г. После смерти Сталина реабилитирован посмертно.
     Толстая Татьяна Владимировна, ур. Ефимова (1892 - 1965 гг.), поэтесса, печаталась под псевдонимом Вечорка.
                                                                                                     Толстая Татьяна Владимировна
                                                                                            

В 1908 году окончила Закавказский девичий институт и уехала в Санкт-Петербург, где обучалась в Академии художеств. Была знакома с Блоком, Маяковским, Кузминым, Ахматовой. Ее муж, Толстой Борис Дмитриевич (1897 - 1942 гг.)  принадлежал к старинному роду графов Толстых. Их дочь Либединская Лидия Борисовна, ур. Толстая (1921 - 2006 гг.), писательница и мемуаристка.
      В конце 1960-х годов все постройки на этом участке сломали и построили в 1969 г. новый дом для советской элиты. В разные годы в нем жили: Боровых Андрей Егорович (1921 - 1989 гг.), лётчик истребительной авиации, участник ВОВ (капитан), дважды Герой Советского Союза; Радзиевский Алексей Иванович (1911 - 1979 гг.), советский военачальник, генерал армии, участник ВОВ, Герой Советского Союза; Фомичёв Михаил Георгиевич (1911 - 1987 гг.), военачальник, танкист, генерал-лейтенант, участник ВОВ, дважды Герой Советского Союза; Ивацевич Павел Борисович (1920 - 1998 гг.), архитектор, художник.
Жил тут и Левитан Юрий Борисович (1914 - 1983 гг.), диктор Всесоюзного радио Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Он тут прожил всего три года и переехал в новый соседний дом (Старопименовский пер., д.12). О Левитане Ю.Б., о его семье и о трагедии, произошедшей там я писала здесь, когда рассказыва о Старопимновском пер.
      Продолжение рассказа о Воротниковском пер. в следующей части.

Воротниковский пер.  Часть 6.

Другие достопримечательности. Оглавление.

старая Москва, старые фото, Тверская ул. Переулки., Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up