Дачники и постройки Петр. парка. Сад-ресторан Мавритания. Часть 51.
Вводная часть. Часть 1 - 40. (
см. подробное оглавление здесь).
Часть 41.
Часть 42.
Часть 43.
Часть 44.
Часть 45.
Часть 46.
Часть 47.
Часть 48.
Часть 49.
Часть 50.
Продолжаю свою прогулку по Петровско-Разумовской аллее. Напоминаю, мы идем от конца аллеи к ее началу по четной стороне. Далее за современным Мирским пер., который в д\р годы доходил только до Верхней Масловки, а продлен он был до Петровско-Разумовской аллеи уже в конце 1950 - начале 1960 годов прошлого века.
В дореволюционные годы тут располагался ресторан и гостиница купцов Натрускиных "Мавритания". Ресторан этот появился, как я предполагаю, на месте бывшего сада "Шато де Флер", а до этого тут был сад "Конкордия", а еще раньше сад г. Сакса (мои аргументы в пользу этого предположения изложены в
части 49).
Ресторан "Мавритания" в Петровском парке. Фото 1900 - 1910 гг.
Первоначально, в конце 1870-х годов, купец Натрускин Иван Федорович приобретает на Петровско-Разумовской (она же Задняя Прудовая) аллее только
участок №1252, на котором и располагались вышеупомянутые сады, для открытия тут летнего ресторана. К этому времени Иван Федорович уже владел рестораном "Стрельна" на Петербургском шоссе (
о нем здесь, там же и о семействе Натрускиных).
План Москвы 1903 г. и совр. карта.
Рекламируя новый ресторан, Натрускин писал в Театральной газете в №57 за 1877 г. - "Опытность моя, как ресторатора, столь лестно для меня признанная московской избранной публикой, налагает на меня обязанность поставить вновь открываемый ресторан наряду с первыми этого рода учреждениями в Европе".
Сариева Е.А. в своем исследовании пишет - "В 1877 году на собственной даче (ошибка, дачей Натрускиных этот участок не был), в центре Петровско-Разумовской аллеи, Натрускин открывает летний ресторан - "Мавритания" (управляющий кухней - Трелье, заведование буфетом - Тейсер)". Ранее она же писала - "...в 1871-м его (сад Сакса) выкупает бывший владелец московского ресторана "Англия" Тейсер. Он отличился тем, что назвал сад "Конкордия" и устроил в саду отдельные палатки, в которых могли обедать и ужинать семейные люди. В журналах и газетах того времени сад называют уже не иначе как "злополучный саксовский сад". Таким образом получается, что этот Тейсер из владельца ресторана, а потом сада превратился в простого буфетчика.
Сначала, видимо, ресторан "Мавритания" открылся в бывших помещениях сада "Шато де Флер", для привлечения посетителей предприимчивый Натрускин засеял участок перед рестораном удивительным газоном, вот как об этом в своей книге пишет О. Гончаренко - "Особую привлекательность местности, где располагалась "Мавритания", придавали ландшафтные изыски, опытным путем внедренные по настоянию владельца заведения еще в конце XIX в. Дело было в 1880 г. У купца С.Н. Натрускина... дела шли неважно (ошибка, в эти годы рестораном владел Иван Федорович Натрускин) Можно сказать, хуже некуда. В летнее время посетители парка гуляли и закусывали где угодно, только не в дорогом заведении, неудачно расположенном на солнцепеке. Будучи страстным любителем-садоводом, господин Натрускин засеял открытое солнечное пространство перед рестораном невиданным доселе газоном.
Петровский парк. Ресторан "Мавритания". Фото 1914 г.
Газон был похож на богато расцвеченный ковер и в течение всего лета волшебным образом менял "узоры", радуя глаз до глубокой осени. Фланирующая публика теперь специально заворачивала к "Мавритании", чтобы полюбоваться эффектным зрелищем, а заодно и посидеть за столиком в тени деревьев. Владелец ликовал: его затея удалась на славу. Каждый раз по ранней весне садовники Натрускина тщательно обрабатывали землю под будущий газон. Случалось даже так, что и сам хозяин заведения лично перекапывал ее, очищал от сорняков, удобрял и засеивал смесью трав и цветущих растений. Рецепт этой смеси он выкупил у заезжего англичанина, тоже любителя-садовода, а летом заказал московской фирме "Иммер и сын", торгующей семенами, составить нужный комплект. Подобранная смесь семян оказалась настолько удачной, что фирма, в свою очередь, выкупила у купца право на продажу и стала бойко торговать ею под названием "Мавританский газон".
Мало того, Натрускин был одним из первых, кто разрешил дамам одним посещать ресторан без мужчин, что было в то время не принято, а если дамы, живущие на даче, гуляли с детьми, то тут же рядом с рестораном был разбит круг для игр детей.
Художник Мейли Аллан
Постепенно купец Натрускин перестраивает часть старых помещений и строит новые, а в 1890-е годы покупает еще и соседний участок №1204, примыкающий к В. Масловке, за счет этого территория значительно увеличивается. После покупки еще одного участка, Натрускин приглашает для возведения новых павильонов и гостиницы архитектора
Зыкова Петра Павловича, с которым был хорошо знаком, т.к. у отца Петра Павловича - тоже архитектора
Зыкова Павла Петровича была дача в Петровском парке в 1880-е годы, о ней
я писала здесь.
На отделку ресторана и других построек Иван Федорович денег не пожалел: блестели роскошью залы, с каждым годом еще комфортабельнее становились отдельные кабинеты.
Ресторан "Мавритания" в Петровском парке. Фото 1900 - 1901 гг.
Георгий Андриевский в своей книге писал - "Ресторан "Мавритания" в Петровском парке имел не только зеркала, ковры, пальмы и окна, затянутые красными занавесками. Поражали воображение огромная кухня, выложенная фарфоровыми плитами, столы, покрытые мраморными досками, и ледник, в котором хранилось до двух тысяч возов льда! Ресторан стоял в саду. К зданию его примыкали крытая, держащаяся на металлических колоннах галерея, рассчитанная на 200 человек, большая ротонда в мавританском стиле, роскошно отделанная, с камином, а также русская изба, за которой начинался так называемый "Международный проспект", а проще говоря, широкая аллея. По обеим сторонам её располагались павильоны и беседки большей частью с балконами в японском, турецком, французском, египетском, индийском и итальянском стилях…".
Мальчик и пёс у Мавритании. Фото 1900 г.
Газета "Новости дня" в 1896 г. сообщала - "В Москве в Петровском парке открылось обновленное увеселительное заведение "Мавритания". Ресторан включает в себя 10 павильонов, каждый из которых оформлен в каком-нибудь национальном стиле: русском, французском, японском, китайском… Всех посетителей поражает двухэтажная кухня с огромными прозрачными окнами, через которые посетители могут наблюдать за приготовлением еды...".
А в газете "Московский листок" в №20 за 1892 г. появилась эпиграмма, посвяшенная Ивану Федоровичу -
"Привыкши с детства к жизни дельной,
Страдая "деньгоманией",
Зимой он занят только "Стрельной",
А летом - "Мавританией".
Всех москвичей зимой и летом,
Пленяя кабинетами,
Владеет много лет при этом
Амурными секретами".
Действительно зимой работал у Натрускина его ресторан "Стрельна", а весной он закрывался и открывался летний ресторан "Мавритания".
Петровский парк. В ресторане "Мавритания". Фото 1905 - 1908 гг.
Загородная гостиница, располагавшаяся тут же, рядом с рестораном "Мавритания", упомянута Л.Н. Толстым в романе "Воскресение". Именно в ней произошла завязка романа, в этой гостинице его героиня Катюша Маслова случайно отравила купца Смелкова.
Еще чаще упоминался в прессе ресторан "Мавритания". Так, например, газета "Московский листок" от
15 (02) июля 1902 г. сообщала - "Вчера французская колония в Москве праздновала свой национальный праздник, обычно справляемый во Франции 14 июля по новому стилю. Торжество проживающих в Москве французов началось богослужением во французской церкви св. Людовика, весь портал которой был убран по карнизам и колоннам группами французских национальных флагов. [...] Вечером в 7 часов состоялся банкет французской колонии в ресторане "Мавритания".
Художник Тулуз-Лотрек
Ниже представлена реклама ресторана из газеты "Московский листок" за 1902 г. В это время его хозяйкой была уже вдова Ивана Федоровича - Анфиса Егоровна, сам Иван Федорович скончался в 1896 г.
Меню выше сообщает тут только об обеде, но тут можно было не только отобедать, но и поужитать. Например в дневнике П.И. Чайковского за 1887 год имеется такая запись - "С Губертами в коляске в Парк[,] пешком в Петр[овское] Разум[овское]. Ужин в "Мавритании". Судя по году записи ужин этот состоялся еще при жизни И.Ф.Натрускина.
Еще одна дневниковая запись, сделанная Валерием Брюсовым в 1901 г., сообщает также о посещении "Мавритании", он пишет в дневнике - "Бальмонта высылают "из столицы и университетских городов и их губерний" на два года, все за те же стихи о "маленьком султане". Пока он едет в Курскую губернию к Сабашниковым, после за границу. Стало быть, проводы. Сначала у Сабашниковых, после в "Праге", еще после в "Мавритании" и у "Яра", на другой день в "Славянском" и на станции...". Эти именитые гости были в ресторане уже при Анфисе Егоровне.
Любили посещать ресторан и подвыпившие купчики. Гулянка тут шла до утра.
Они приезжали сюда также как в "Яр" и "Стрельну" послушать цыган.
Иногда такие гулянки заканчивались трагически. Так газета "Московский листок" писала об одном таком случае, произошедшем в 6 часов утра 5 июня 1912 г. - "... по аллее Петровского парка, ведущей от ресторана "Мавритания", мчался автомобиль с "кутящей компанией". На углу Дворцовой аллеи у машины внезапно спустило колесо. Управлявший автомобилем студент Самойлов растерялся и не справился с управлением. На скорости 100 верст в час тяжелый "Фиат" опрокинулся и несколько раз перевернулся. Загорелся разлитый бензин, и через несколько секунд прогремел взрыв. Сидевшая в автомобиле певица Екатерина Шкловская погибла мгновенно. Студенты Московского инженерного училища Гиммель и Маркин получили "тяжкие поранения", а сидевший за рулем Самойлов, как ни странно, отделался легкими ушибами. Обезображенный до неузнаваемости труп молодой женщины отвезли в покойницкую при институтской больнице".
Художник Эдуард Мане.
Кстати, в это время хозяином ресторана уже был один из сыновей Ивана Федоровича - Натрускин Сергей Иванович. Его мать Анфиса Егоровна скончалась в 1907 году.
При Сергее Ивановиче в ресторане тоже бывало много именитых гостей. Так на фотографии ниже 3-ий сверху известный изобретатель Сикорский рядом его первая жена, которая не уехала за ним в Америку а осталась в России.
У ресторана "Мавритания". Фото 1911 - 1913 гг.
Наконец еще одна дневниковая запись о посещении этого ресторана, сделанная Александром Бенуа в 1913 г. 18 (5) сентября. Правда, лестной ее не назовешь. Он пишет - "Вчера обедал с Немировичем в Петровском парке - форменный кошмар. Обстановка же типа совершенно безвкусная - это так называемая Мавритания (Немирович-Данченко может за здорово живешь подвергнуть себя такому испытанию), устроенная еще в 1777 году "на широкую ногу". Это огромное подобие деревянной дачи с рядом павильонов самого безвкусного (даже скурильного) характера. Все веранды, веранды, балконы, застекленные сени, минареты, фонарики, купола. Разумеется, деревянные и жалкие постройки плотничной работы, пестро покрашенные. Так вот на одной из террас нам подали обед, который пришлось ждать час, ибо за ним посылали в другое учреждение. Мы были совершенно одни, а нам прислуживали 5 лакеев и осветили этот балаган. Должны были подъехать и Добужинский с Лужским, но, хитрецы, этого не сделали. Типично еще то, что пока мы ели, приходил нищий: "Господа, купцы, дайте нищему на хлебец!". Не успели мы пошарить в портмоне, как раздался окрик городового: "Ступай". "Да уйду, чего кричишь, иду, говорю". Вообще же здесь сонм нищих, пьяниц и оборванцев всякого рода! Ну, да что описывать. После заграницы - это уже слишком бросается в глаза".
Последнее упоминание о ресторане "Мавритания" и о Петровском парке в дореволюционной прессе я нашла в газете "Вечерний курьер" от
22 (9) марта 1916 г. , в ней писали - "Несмотря на все крайние неудобства, превращающие жизнь в Петровском парке в форменное "житие", нет сомнения, что с первыми теплыми днями появится дачник. Петровский парк это - бездорожье, ужасающая пыль, гниющие пруды, грязные лачуги, ночные скандалы, бездомные собаки и т. д. до бесконечности.
Около так называемого круга, где приютилась "Мавритания", - фешенебельные дачи богачей и удачливых хористок из цыганских хоров. Но зато чуть подальше идет Старое Зыково, Коптево, Кондратьека и прочие милые места, где собственно и находят летнее отдохновение средней руки москвичи. Тут вместо мостовой - то трясина, то каменные ухабы; вместо освещения - фонари, которые горят неизвестно когда; вместо стражи - табуны бездомных псов.
Дачи холодные, неремонтируемые, очевидно, никогда, a цены на них убийственные. Зелено, собственно, в одном Большом Коптевском проезде; но зато посмотрел бы вы, в чем купаются здесь в жаркую пору изящные дачницы! В черной луже, полной пиявок и головастиков, рядом с необузданными хулиганами, этим бичом Петровского парка (речь идет о "цветковском" пруде,
о нем я писала здесь). Словом, ни лавок, ни дорог, а до города, несмотря на его близость, добираться дольше, чем из расположенной верст за 40 местности.
Город собирался провести до с. Всехсвятского трамвай, собирался осветить и поливать парк, да так и не собрался. Говорят, не пускает земство. Как-бы там ни было, и в прежнее годы скверно было "отдыхать" в парке в летние месяцы, а теперь там еще беженцы и все, что сопровождает их...".
Ресторан «Мавритания» в Петровском парке. Фото 1900 - 1917 гг.
Тем не менее "Мавритания" просуществовала не только до революции, но работала еще какое-то время и в годы НЕПа, вот реклама из журнала "Зрелища" №6 ха 1922 г.
От прежних построек ресторана и гостиницы сохранилось только единственное здание, о котором многие знают.
Е..Адлер в своей книге писал - "В бывшем здании "Мавритании" размещался персонал и лаборатории Научно-опытного аэродрома (впоследствии НИИ ВВС), где в то время работал и мой отец".
В советские годы в здании ресторана расположилось НИИ, в недрах которого зарождалась отечественная космическая биология и медицина; там же ученые занимались подготовкой первых полетов в космос собак, а потом и человека.
Позже, уже рядом с новым зданием института, поставили памятник собаке Лайке.
Новое здание института построили в 1974 г., а я еще помню, где-то тут до начала 1970-х годов сохранялись старые домики. Особенно выделялся один из них с красивыми резными наличниками, но где, именно, они стояли на аллее я уже точно не помню.
Вид на институт из Петровского парка.
Продолжение рассказа о Петровско-Разумовской аллее в следующей части.
Дачники и постройки Петр. парка. Петровско-Разум. аллея. Часть 52.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Г. Андриевский "Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - XX веков"; Е. Адлер "Земля и небо. Записки авиаконструктора"; Е.А.Сариева "Развлечения в старой Москве...." и др.