Дачники и постройки Петр. парка. Музей и "шпионский" дом. Часть 33.
Вводная часть.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
Часть 24.
Часть 25.
Часть 26.
Часть 27.
Часть 28.
Часть 29.
Часть 30.
Часть 31.
Часть 32.
После революции рестораны, о которых я писала в прошлой части, на отрезке между современными ул. Пилота Нестерова и ул. Серегина были закрыты. В первые послереволюционные годы некоторые их помещения первоначально использовались под жилье, а часть просто пустовала. В ноябре 1924 г. на Втором Всесоюзном совещании Общества друзей Воздушного флота (ОДВФ) было принято решение о создании музея авиации. Вскоре Моссоветом было выделено под музей бывшее здание ресторана "Аполло", находившегося в это время в плачевном состоянии, многие стекла были разбиты, крыша текла.
Красноармейская ул., д.4. Фото 1987 - 1989 гг.
В 1925 - 1926 годах при поддержке Моссовета сотрудникам музея и его добровольным помощникам удалось отремонтировать здание бывшего ресторана и собрать первые экспонаты. В работе участвовали Управление Военно-воздушных сил, Военно-химическое управление, Московская школа летчиков, Академия воздушного флота имени Н.Е.Жуковского, а также ЦАГИ, авиационный завод (Дукс), Наркомзем, и др.
Музей торжественно открылся 18 января 1927 года. Он получил название Центральный аэрохиммузей им. Михаила Фрунзе (так стал называться ЦДАиК). К открытию в музее были собраны экспонаты, иллюстрирующие историю и современное состояние воздухоплавания, а также способы применения химии в военной обороне и в борьбе с вредителями с\х.
В тот же день в газете "
Вечерняя Москва" вышла заметка Н. Шпанова с названием "На развалинах ресторана", рассказывающая о музее,. Там же была представлена и эта первая фотография одного из залов музея.
Отдел Аэрохиммузея. Фото 1927 г.
Особенно богат и разнообразен был аэроотдел. В одном из залов демонстрировались 20 с лишним авиамоторов - от самых ранних до современных. Окруженный ими, в центре возвышался боевой германский самолет "Фоккер С1". У входа в главный зал находился редчайший экспонат - один из планеров Отто Лилиенталя, выписанный из Германии по инициативе профессора Н.Е.Жуковского в 90-х годах XIX столетия.
В экспозиции воздушных сообщений впечатляла огромная, в 1/500 натуральной величины, модель гражданского аэропорта, оборудованного для ночных полетов. Вот как ее описывал один из первых посетителей музея, автор статьи в "Вечерке" - "Поворот выключателя, комната погружается во тьму и вдруг из темноты появляется сверкающее огнями видение ночного аэропорта, все здания светятся сотнями окон, указатель ветра в центре медленно поварачивается, а на стартовую линию аэродрома внимательно уставились острые лучи крохотных прожекторов. А где-то далеко из воды бассейна - моря лукаво мигает глазок маяка.
И стоя на высоком помосте поддаешься очарованию ночного полета, которое не сразу улетучивается, даже когда огоньки игрушечного порта меркнут в ярком свете зажженного электричества".
Е.Г. Адлер в своей книге так вспоминал об этом музее - "Напротив клуба, на Красноармейской улице, в здании бывшего ресторана "Аполло" развернулся Музей авиации, где мы также были неизменными посетителями. Чего там только не было: подлинный планер Лилиенталя, приобретенный у немецкого авиатора русским профессором Н.Е.Жуковским, триплан "Сопвич" времен Первой мировой войны, модель "Ильи Муромца" И.И.Сикорского, фотографии, картины, парашюты натуральная корзина воздушного шара, да еще библиотека-читальня".
Планер Лилиенталя
1930-е годы вошли в историю как время выдающихся достижений нашей страны во многих областях, в том числе и в авиации. Достаточно вспомнить рекордные перелеты В.П.Чкалова и В.С.Гризодубовой и создание уникальных самолетов. Все это находило свое отражение на стендах музея.
В залах музея
К началу 1941 года музею пришлось перестраивать свою работу в духе времени... Музей теперь стал называться - Центральный Дом авиации, противовоздушной и химической обороны имени М.В.Фрунзе. На экспонатах практически не осталось надписей "Руками не трогать". Теперь наоборот, здесь разрешалось трогать, изучать, исследовать. Люди сюда приходили уже не только из праздного любопытства, но с желанием уяснить те или иные тонкости авиационного дела. Здесь проходили регулярные занятия по вопросам обороны при воздушном и химическом нападении. Читались лекции по различным авиационным дисциплинам для летчиков и механиков. Во дворе выставили авиационные трофеи - не только знаки наших побед, но и учебные пособия. Музей стал, по существу, своеобразным учебно-пропагандистским центром.
В послевоенные годы создаются новые разделы экспозиции - "Авиация в Великой Отечественной войне", "Авиация сегодня" и др. В 1963 года музей переименовывается в Центральный Дом авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. В экспозиции появляется космический раздел. Среди экспонатов - космические скафандры, кресло космонавта корабля "Союз", гидрокомбинезон "Форель", питание космонавтов, макеты искусственных спутников Земли, ракет-носителей "Союз", "Протон","«Энергия" и др.
Кабина тренажера, предназначенного для отработки ручного и автоматического управления космическим кораблем "Буран".
Во дворе музея установлен спускаемый аппарат первого в мире космическог корабля "Восток".
В январе 1987 года ЦДАиК закрыли на капитальный ремонт. Это событие, к сожалению, совпало по времени с "перестройкой". После распада СССР и, соответственно, ДОСААФ, финансирование полностью прекратили. Возникла угроза закрытия ЦДАиК. Ряд коммерческих структур не прочь были "прихватизировать" здание , то ли чтобы "возродить" здесь ресторан "Аполло", то ли организовать казино. Во время ремонта ряд подлинных экспонатов был утрачен. Исчезло также много ценных книг, пропали ковры. Вывезли редчайшее пианино немецкой работы… Все это вело Дом к упадку. Однако, в 1994 году удалось окончить ремонт и вновь открыть Дом для посетителей.
. С тех пор хозяин этого ансамбля остается неизменным. В большом экспозиционном зале демонстрировались все основные новинки авиационной техники, в том числе подлинные боевые отечественные и зарубежные машины класса истребителей. Дом авиации и космонавтики принадлежал и Осоавиахиму, и ДОСААФ, а теперь перешел в ведение Российской оборонно-спортивно-технической организации (РОСТО). Дом имеет богатую библиотеку по истории авиации и воздухоплавания, много работает со школьниками.
Вид на здание со двора.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов начинается застройка правой части участка, прежде принадлежавшего купцу Шамову.
К 1930 году на углу Красноармейской ул. и ул. Серегина (тогда Пеговского пер.) по проекту архитектора Труфанова возводится кооперативный дом для сотрудников Военно-Воздушной Академии им.Жуковского. Часть здания была предоставлена под общежитие для слушателей академии. Отмечу, до революции Пеговский пер. тянулся от Петербургского шоссе до Б. Зыковского проезда, После революции Б. Зыковский проезд был переименован в 1922 г. в Красноармейскую ул., а чуть позже Пеговский переулок был продлен до Ст. Петровско-Разумовского проезда. Свое название ул. Серегина получила только в 1968 г. в честь летчика-испытателя, Героя Сов. Союза Серегина В.С.
Кооперативный дом на Красноармейской ул. Фото 1930 г.
Комната в общежитии слушателей ВВИА. Фото 1940 - 1941 гг.
Красноармейская ул., д.2с1. Современный вид.
Этот же дом со стороны ул. Серегина.
В 1937 году, рядом с кооперативным домом Академии, появляется огромный дом, который числится сейчас по адресу Красноармейская ул. д.2к3, однако стоит он вдоль совр. ул Серегина (тогда Пеговского пер.). В Википедии он именуется как "здание тыла Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского". Не знаю откуда появилось такое название, но в этом доме было общежитие для курсантов академии. Дом имеет сложную конфигурацию в виде гребешка, ее хорошо видно
на плане Москвы 1952 г. Вот за эту конфигурацию дом и получил среди курсантов название "шпионский дом". Как говорили "спрячешься - не найдешь".
Красноармейская ул. д.2к№. Вид с ул. Серегина.
Однажды мне пришлось в нем побывать, когда я училась в далекой юности на курсах Кройки и шитья,.Курсы эти находились в Доме офицеров (в бывшем здании ресторана Скалкина). Моими сокурсницами были в основном жены курсантов, вот одна из них как-то пригласила меня в гости. Саму комнату я не помню, а вот бесконечные коридоры, по которым мы шли, врезались в память навсегда. Эти огромные бескочечные коридоры были заставлены, колясками, велосипедами, какими-то тазами и пр. утварью, у каждой двери были вешалки, завешанные шинелями, женскими и детскими вещами и пр. Кто бывал в доме Булгакова в "нехорошей" квартире, тот хорошо помнит, как выглядят"места общего пользования" в этой квартире, так вот здесь все тоже, только увеличенное в сотни раз.
В проходе между корпусами открывается вид на храм Благовещенья (о нем позже).
Вид на "шпионский" дом сзади.
Чуть раньше, в 1933 г., в глубине участка была построена поликлиника для сотрудников и курсантов академии.На заднем плане виднеется военный госпиталь появившийся тут в 1960-е годы.
Красноармейская ул., д.2к2.
Выходим снова на ул. Серегина.
Красноармейская ул., д.2к3. Общежитие.
Продолжение рассказа в следующей части.
Дачники и постройки Петр. парка. Купцы Носовы и др. Часть 34.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/samolety_mira_2000_01/p1.php ;
https://mir-knig.com/read_220301-8# ;
http://mosjour.ru/2017061570/ ;