Триумфальная площадь. Часть 7.

Sep 24, 2019 13:21

                             Триумфальная площадь. Часть 7.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.

В конце XIX - начале XX века на месте современного театра Сатиры (Б. Садовая, 18) находился участок, принадлежащий практикующему врачу Щербакову Сергею Степановичу. Его двухэтажный дом, который использовался как доходный, виден на фото ниже за колоннами сада.
   Сад "Аквариум". Фото 1901 - 1910 гг.


А в 1909 г. этот участок приобретает Аким Никитин. Газета "Голос Москвы" 3 октября (20 сентября) сообщала - "В настоящее время в Москве находится старейший русский директор цирка - г. Никитин. Он одно время имел цирк в Москве, выстроив здание рядом с цирком Саламонского, но затем продал его тому же Саламонскому. Теперь Никитин снова намерен вернуться в Москву. Он вчера подписал купчую крепость на участок земли между театром "Буфф" и садом "Аквариум". Здесь с ближайшего строительного сезона он начинает постройку нового здания для цирка" (прочла в интернете, что цирк решили строить на месте домов и флигелей П. В. Шереметева, разорившегося потомка старинного дворянского рода, однако, старые справочники этого не подтверждают, по крайней мере, в конце XIX в. и  до момента продажи участок принадлежал доктору Щербакову).
    Братья Никитины Аким, Петр и Дмитрий были сыновьями шарманщика и с детства работали вместе с отцом на площадях, базарах, ярмарках. В юношеском возрасте бр. Никитины были уже профессиональными цирковыми артистами и работали в небольших провинциальных цирках. Тогда же у братьев сложились амплуа: Дмитрий - атлет, солист на балалайке; Аким - жонглёр, рыжий клоун; Пётр - шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции.
                                                                         Братья Никитины.
                          

Начиная с семидесятых годов XIX века  они открыли в разных провинциальных городах множество цирков, причем в их труппе были в основном русские артисты. Таким образом, братья Никитины положили начало прочному внедрению русских цирков и в программу столичных цирков.
   Первые свои представления в Москве Никитины стали давать еще в 1886 г. в здании бывшей панорамы "Штурм Плевны", которое впоследствии перестроили под кинотеатр "Мир". На фото ниже развалины этого здания перед перестройкой.
    Руины манежа на Цветном бульваре. Кадр из кинохроники 1955 г.
                           

Оно располагалось рядом с цирком Саламонского (сейчас в этом здании цирк на Цветном бульваре). Возникла конкуренция и тогда Саламоновский выкупил здание, которое арендовали братья Никитины за 35000 рублей и получил подписку Дмитрия Никитина, обязующую его выехать из Москвы. Никитины уехали, однако через год арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке. Саламонский подал в суд на Никитиных. В ходе тяжбы стало понятно, что Дмитрий Никитин был ответственным только за свой отъезд, в то время как его братья могли работать в Москве дальше. Суд возложил все издержки на проигравшего дело Саламонского.
    Цирк Саламонского. Фото 1904 - 1911 гг.


Затем какое-то время братья гастролировали в других городах, а после приобретения участка здесь, на Триумфальной площади, наконец решили выстроить собственное здание цирка. Вероятно, на его постройку был объявлен конкурс. На фото ниже представлен один из нереализованных проектов архитектора Машкова И.П.
    Нереализованный проект цирка братьев Никитиных архитектора Машкова.


В результате цирк братьев Никитиных был построен по проекту Нилуса Б.М. и Гуржиенко А.М. Газеты того времени писали - "Здание поражает своим изяществом, грандиозностью и особенно массой воздуха". В этом внушительном здании, выстроенном и оборудованном по последнему слову техники - с вращающимся и опускающимся манежем и устройством для водных номеров, - начались представления в 1911 году.
    Б. Садовая ул. Цирк Бр. Никитиных. Фото !912 г.


Сотрудник Исторического музея Алексей Орешников вспоминал - "Ходил ... в цирк Никитина, любопытен египтянин Али, глотавший рыб, лягушек и извергавший их живыми, выпил огромное количество воды, которую выпустил, съел 3 платка цветных и их извергнул. Превосходны 3 ученых слона. Укротительницу львов и тигров не стал смотреть".
    Друзьями братьев Никитиных и их цирка были знаменитые московские журналисты В. Гиляровский и В. Дорошевич.
    В 1913 году Аким Никитин отметил свой 70-летний юбилей и получил "за отличное ведение дела" почетное и потомственное гражданство, золотую и серебряную медали на андреевской и анненской лентах. Сам он выпустил в честь юбилея специальные жетоны.
    Но цирк, прославившийся водными феериями, просуществовал здесь менее десяти лет. Аким Александрович Никитин умер от припадка грудной жабы вскоре после Февральской революции, посде этого цирк возглавил его сын Николай Акимович - выдающийся цирковой артист, жонглер, наездник, акробат.
    После революции здание было национализировано, однако фасад его еще долго украшала надпись, выведенная по штукатурке: "Цирк Никитиных".
    С 1919 г. здесь размещался так называемый Второй госцирк. Вскоре его арена и зал были перестроены, сооружена большая эстрада, а на месте арены установлены кресла для зрителей и в 1926 г. тут открылся "показательный эстрадный театр" Мюзик-холл.
     О цирке Никитиных и Мюзикл-холле упоминается в повестях М. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце". В программе Варьете содержится много цирковых номеров, например: "чудеса велосипедной техники семьи Джули", предшественником которой являлись всем известные циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), имевшие большой успех в Московском мюзикл-холле.
    Садовая-Триумфальная. Мюзик-холл. Фото 1932 г.
        

Первые афиши Мюзик-холла украшали в основном имена иностранных гастролеров. Среди них был Эльрой, которому ноги заменяли отсутствующие руки, гладиатор Цаппа, капитан Гулинг с морским львом "в меру дрессированным", То-Рама, усыплявший курицу и крокодила, гипнотизировавший львов и др. Поэтому неудивительно, что в романе "Мастер и Маргарита"  М. Булгакова также упомянуто это здание, как здание Варьете, где проходил феерический сеанс магии, а "черный маг" Воланд со свитой был здесь совершенно естественным явлением.
    Также в Мюзик-холле выступали акробаты Спирас с комическим номером "Посыльный № 17", музыкальные эксцентрики А. В. С. - три девушки, виртуозно играющие на апельсинах и игрушечных медвежатах.
    Со временем это уже красочно оформленная эстрадная программа с участием "звезд" - любимых зрителями артистов: Смирнова-Сокольского, Афонина, Хенкина, Утесова, Громова и Милича и др. С цыганскими песнями и романсами выступали Паня Панина (дочь знаменитой Вари Паниной), позднее Изабелла Юрьева и Тамара Церетели. Их стойкий успех не могла поколебать ни резкая критика в адрес "цыганщины", ни смешные пародии Вл. Хенкина, исполнявшиеся здесь же, на эстраде Мюзик-холла.  Наряду с корифеями выступала и молодежь: Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Рина Зеленая и др.
    Утесов вместе с изобретательным режиссером А. Г. Арнольдом придумали эффектный постановочный трюк, поражавший зрителей, он сам вспоминал - "Первая программа нашего оркестра заканчивалась песней “Пока, пока, уж ночь недалека”. Когда публика выходила из зала, а потом и из театра, ее провожала эта быстро ставшая популярной песня. На улице - в Москве это было на том месте, где теперь стоит памятник Маяковскому, - на огромном экране - киноизображение нашего оркестра во главе с дирижером".
    Мюзик-холл на Большой Садовой улице. Фото 1932 - 1933 гг.


Далее сведения, о располагавшихся тут театрах противоречивы. По одним данным Мюзик-холл надодился тут до 1936 г., по другим, как пишет Анисимов в книге "Театры Москвы" - "В 1930-е годы этот же зал предоставлялся под спектакли художественной самодеятельности, детского театра и Театра народного творчества. Потом, здесь работал не существующий ныне Московский театр комедии".
    Перед войной в это здание вьехал театр Оперетты и вплоть до 1961 года в этом доме в сложных условиях, при ничтожных подсобных помещениях выступал Московский театр оперетты. За год до Великой Отечественной войны для него в соседнем саду "Аквариум" на месте старого театра начали строить новое здание ( об этом я писала тут). Война помешала новоселью. А позже сам театр отказался от строительства: в 1961 году оперетта переехала в гигантский зал бывшего филиала Большого театра на Пушкинской улице. Анисимов пишет - "Все это время фасад театра сохранял сложные псевдоампирные формы, которые москвичи могли видеть еще в 1960 году", однако, фотографии того времени опровергают это утверждение. Вот так выглядел театр Оперетты перед переездом. Точной датировки фото, представленного ниже, нет, но на нем уже виден туннель, построенный в 1960 г.
    Театр Оперетты. Фото 1961 - 1962 гг.


А затем, в 1962 г., театр под куполом закрылся на капитальную перестройку по проекту архитектора В. В. Степанова. Переехать в это обновленное здание готовился Театр сатиры, перед тем сменивший уже несколько площадок.
    Театр Сатиры возник в Большом Гнездниковском переулке, 10,  в доме, построенном архитектором Нирензее (сейчас здесь учебный театр ГИТИСа). Однако в первые годы своей жизни в театре обыгрывались произведения, которые не являлись пьесами, т.е. на сцене были обозрения быта, политики и другие различные темы.
   1 октября 1924 года в этом здание состоялось первое такое обозрение "Москва с точки зрения...". Этот день и считается днем основания Театра Сатиры. С 1924 по 1928 годы художественным руководителем театра являлся А.Г. Алексеев. В 1927 году театр переселился в здание бывшего варьете "Альказар", стоявшее на площади ( об этом я писала тут). В начале 1930-х в основу репертуара ложится бытовая комедия. Видимо, во время реконструкции Триумфальной площади в середине 1930-х годов и планировалось перестроить здание "Альказара" под театр Сатиры. В книге "Москва сооциалистическая", вышедшей в 1940 г., я нашла вот такой проект театра Сатиры, автор проекта там не указан.
    Проект театра Сатиры на Триумфальной пл.


Но этот проект так и не был осуществлен и театр еще долго слонялся по разным площадкам, в т.ч., как указано на официальном сайте театра, он располагался и в помещении театра на М.Бронной и в помещении современного здания театра "Ромен" на Ленинградском проспекте. В 1940 - 1950-х годах здесь ставятся такие спектакли по произведениям В.В. Маяковского ("Баня", "Клоп", "Мистерия-буфф»"). В 1948-1953 гг.  был главным режиссером театра был Н.В. Петров.
     Наконец, в 1965 г., театр Сатиры получил свою постоянную прописку здесь на Триумфальной площади в перестроенном здании б. цирка братьев Никитина. Реконструкцию осуществили архитекторы: В. Степанов, И. Доронин, Р. Матюшин.
    Театр Сатиры. Вновь на Маяковке. Фото 1964 - 1966 гг.


К этому времени здесь был построен новый корпус для артистических, оборудован наверху репетиционный зал, полы вестибюля покрыли мраморной брекчией, на сером фасаде установили надпись: "Театр сатиры", украсили фасад четырьмя раскрашенными масками, и новый зал под старым куполом открыли для зрителей. По настоянию руководства театра вверху под куполом удалось "подвесить" малый зал с открытой сценической площадкой, который использовался как репетиционный, а теперь открыт для зрителей.
    Обновленный зал Театра сатиры вмещает 1200 мест, имеет вид единого амфитеатра, разделенного на относительно пологий партер в 14 рядов и крутой амфитеатр, полукругом огибающий зал. Сцена широким порталом раскрыта на его пространстве. Сейчас это один из самых комфортабельных залов столицы, но, к, сожалению, с затесненными площадями фойе и буфета. С 1955 по 2000 годы главным режиссером театра был В.Н. Плучек, ученик В.Э. Мейерхольда.
    Читая на официальном сайте театра фамилии актеров, работавших в это время тут, таких как Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Валентина Токарская, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, понимаю, что всех их я видела на сцене театра в разных спектаклях за исключением В. Токарской, ее не помню. А еще вспоминаю много много других актеров работавших или до сих пор работающих в этом театре таких как Михаил Ширвиндт, ставший главный режиссеров театра с 2000 г., З. Кириенко, З. Зеленскую, В. Васильеву, Г. Менглета, да всех не перечислишь. Многим эти актеры знакомы по известной прежде телепередаче "Кабачок 13 стульев".


На этом я завершаю свой рассказ о Триумфальной площади, упомяну только, что в прежнее время из-за обилия театров на ней ее еще в народе называли "второй театральной площадью", сейчас количество театров на ней уменьшилось, но два театра, один из которых расположен в саду "Аквариум," и один концертный зал по-прежнему тут существуют. За долгие годы своего существования она неузнаваемо изменилась, а какой она была прежде я попыталась Вам рассказать.

Садовая -Триумфальная улица. Внешняя ст. Сад. кольца.  Часть 1.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Уварова Е. Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917 - 1945); http://starosti.ru/article.php?id=21086 ; И. Радунский "Записки старого клоуна"; "Москва социалистическая"; Википедия; и др.

старая Москва, Садовое кольцо, старые фото, Маяковская, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up