(no subject)

Jan 11, 2024 17:14


Народ с не очень понятной мне активностью обсуждает старые фильмы и старые книги.

"Москва слезам не верит", "Служебный роман", "Ирония судьбы", "Кавказская пленница"...  Черт возьми, "Анна Каренина" - это позапрошлый век. Даже не прошлый.

Отдельный вопрос - почему так бурно не обсуждают ни одного сегодняшнего фильма.

Оно понятно, почему.

Во-первых, сопоставимых нет. Во-вторых, можно обсуждать только то, что всем участникам разговора известно и понятно. "Иронию судьбы" обсуждать будут. "Анну Каренину" - будут. Ни одной книги, ни одного фильма, про героев которых можно так лихо сплетничать, как будто они - живые люди, я в окрестностях не наблюдаю. Ну, может, герои "Дозоров" Лукьяненко и "Гарри Поттера". Ну, может, «Игра престолов». А так - извините, нет.

Нет книг и фильмов, общих для всех, кроме вот этих вот. Скрепы нации - это именно они, и некоторое общее к ним отношение. Общие реперные точки, которые никуда и никогда не исчезают из культурного пространства. Может, потому кто-то так хочет «поменять им знак»? Хотела бы я глянуть в лицо этому доброму человеку...

А народ - ведется. Чем дальше - тем интереснее наблюдать, как в обсуждение втягиваются те, кто ни хрена не в теме. Кто не представляет, как это все выглядело, как работало, чем пахло, сколько стоило. Судят по сегодняшней ситуации, сегодняшним, как говорят, реалиям.



Вот - народ завелся обсуждать "Иронию судьбы". Оно понятно - Новый год, всем показали, да не по разу. Все радостно критикуют Лукашина: маменькин сынок, живет с мамой, то-се... Надя - маменькина дочка, живет с мамой, то-се... Мамы - "чугунные бабы", никакой нежности, сплошная воля... А если посчитать, что было ДО того, как они получили квартиры?

Год выхода фильма - 1975. Наде - 34. Она родилась в... правильно, в 1941 году. Ленинград. 1941. Хотя - очень может быть - и не в Ленинграде. Мама у нее из очень-очень простых - по речи, одежде, манере держаться. Или в Ленинграде, но мама - все равно из простых. И в 1941-42 и далее - они прошли через ад. Потом все как-то наладилось, но где искать надиного папу - в общем, понятно. Жене, кажется, 36 (не помню, гуглить лень). Значит - 1938. Семья явно с "памятью". Ширмы помните? Которые "фамильные"? Они были в моде в начале 20 века. Шинуазри. Недешевые уже в момент первого приобретения. И к тому же надо было знать толк в таких вещах - чтобы держать их дома... Где женин папа? Ага. Либо сгинул в 1937-38 (а видел ли он сына?), либо - во время войны.Ополченцем, скорее всего. Речь мамы - очень правильная. Так говорили дамы из бывших, потом - актрисы с хорошей школой. Сейчас так говорят только  редакторши возраста 80+ из старых издательств - с удивительно правильной артикуляцией и старомодной певучестью. Больше никто так не говорит. Я так умею - но только в подходящей компании, но не всегда и не со всеми.

А они - Женя и Надя - выросли, выучились, чистенькие, ухоженные.

Сами по себе? Только железные мамы могли такое обеспечить.

Да, всеобщее среднее, но кормить, лечить, книжки покупать... И да, при таких условиях дети могут быть только единственными. Потому что дети - это последнее, что осталось. Последнее, что держит. Сверхценность, которую бережешь пуще глаза, водишь за ручку, знаешь всех друзей и которую так трудно отпустить от себя.

Обратная сторона этого вот - то, что личная жизнь у детишек в таких условиях складывается плохо. Сколько-нибудь деликатный человек к такому острому взгляду мамы не готов. А готова - Галя, умеющая быть очень жесткой и бесцеремонной. Ипполит готов - он решает все и за всех. Поэтому такие вот персонажи беззащитны- не научились себя защищать, женятся плохо, разводятся часто. Любовник Нади готов - который "и сейчас женат". Взял что хотел - и дальше пошел, жить по своему плану... и, полагаю, Надина мама с ним и знакома не была.

А откуда у них эти квартиры? "Дали". Ага. Так просто. Дали, догнали, и еще добавили. Если "дали" - то это значит...

Врач и учитель могли быть только очередниками района (на работе им не давали ничего, по крайней мере в Москве - точно). Очередник района- это значит, чтобы встать на очередь, им пришлось жить в помещении, где меньше 6 кв.м на человека.

Меньше 12 на двоих: маму и взрослого сына. Малыша, мальчика, подростка, юношу, молодого, а потом уже и не очень молодого человека... Вы представляете, как это - всю жизнь жить в одной крохотной комнатке с собственным подрастающим ребенком? А ему - с Вами? Вам - 25, 30, 40, 50, жизнь уходит, уходит, уходит... ни переодеться, ни поплакать. Секс? О чем вы?

Дождались. Достоялись. Хотя бы на старости лет - своя комната, своя кухня... Ох, как же надо было держать спину и лицо - чтобы выстоять... Или - они жили в аварийном доме. Что не отменяет проживания в «уплотненной» коммуналке, в которые превратились «послепожарные» дома, которых в Москве в 70х было еще много - они очень респектабельно выглядели, эти двухэтажные домики, построенные в 1813-14-15 годах: аккуратная штукатурка, элегантные фасады (на фасады, кстати, город давал субсидию - чтобы улицы были приличными), а вот под штукатуркой - нечто дендрофекальное...

Последние бараки в Москве сносили как раз в начале 1970-х, я помню, против нашего деревянного дома как раз такой был. Сортир во дворе, полы с дырками, тамбура нет - дверь с улицы открывается в комнату. Но, скорее, 12 кв.м в коммуналке. Потому что всего добра у них из прошлой жизни - "фамильная ширма" и книги. У Надиной семьи и ширмы фамильной нет, только книги. Купить квартиру... ну, да. Если меньше 10 кв.м жилой площади на человека - то можно было встать в очередь на кооперативную квартиру. Да, 25 рублей, отдаваемых за "двушку" в течение 25 лет - это как бы и немного... зарплата младшего научного сотрудника - 140 рублей, да. А квартиру давали на всех членов семьи сразу. Две - не давали. Так что жить Жене и Наде с мамами до конца дней...

Что ж они не съехали на съем? А это был "незаконный бизнес", снять комнату в Москве (ну, или в Ленинграде)  было непросто. Да и не решало оно ничего... и дорого. Жизнь была другой. И осуждать героев за то, что их решения соответствуют нормам того, а не этого времени - так же глупо, как удивляться, почему они с таким трудом прозваниваются по межгороду. Сложно дозвониться с домашнего телефона? Так достань мобильный, дел-то! "Нет хлеба - пусть едят пирожные".

Хороший фильм получился. Хоть и страшноватый - если присмотреться. Собственно, как вся история 20 века в нашей - и не только в нашей - стране.

Но я - разгильдяйка. И прокрасти... прокрастинатор, вот.

Надо работу работать, а не переливать из пустого в порожнее.

А еще завтра на консультацию в студентам идти, а у меня ручьем потекло из носа, напал чих, слезятся глаза и болит голова. Хоть бы прошло - до завтра-то...

московское, порассуждать

Previous post Next post
Up