MIDI-синхронизация

Mar 06, 2017 18:52

Несколько месяцев назад я начал решать проблему по синхронизации педалей эффектов. Долгие поиски по форумам мало что дали мне. Народ либо бросает всё на полпути, потерпев неудачу, либо очень неохотно делится информаций и найденными секретами. На англоязычных ресурсах дела лишь немногим лучше, чем на наших. Мои обращения с этой проблемой к друзьям, друзьям друзей, профессиональным звукорежиссёрам и музыкантам с педалбордами тоже ничего не дали. Зачастую реакцией на этот вопрос было недоумение "а нафига это нужно?!" либо любопытное ожидание того, что же я в итоге сам нарою по этой теме. И действительно, зачем играющему вживую музыканту понадобилось связываться с midi? Ведь те, кто с этим работает - они вообще из другого теста люди. В общем, миры audio и midi практически не пересекаются. Но за лишь малым исключением! Дело в том, что на мировом рынке нет-нет да и появляются в продаже педали аудиоэффектов с midi-управлением. Я здесь хочу поделиться тем, что мне лично удалось разведать на этом поприще. Может это кому-то поможет...

Так что такое midi-синхронизация и зачем она нужна? Представьте себя играющим в ансамбле, в котором у нескольких музыкантов есть педали эффектов такие, как тремоло, дилей, лупер плюс драммашина или живой барабанщик. Задача состоит в том, чтобы увязать в ритмическую сетку все периодические аудиосигналы от этих источников. Это и есть синхронизация, от которой зависит грув ваших композиций. В основном в педалях эффектов предусмотрена набивка темпа ногой - tap. Она даёт довольно приблизительную синхронизацию: через пару-тройку тактов все ваши эффекты начнут "расползаться" во времени всё сильнее и сильнее. Более точную синхронизацию можно произвести, если на эффектах есть возможность выставить общий цифровой параметр - bpm. Но и тут всё не слишком гладко: приборы разных производителей калибруются по-разному и могут хоть немного, но "врать", и это становится также заметно на слух спустя несколько тактов. К тому же в обоих указанных случаях синхронизации нет гарантии, что все периоды в педалях строго совпадают по сильной доле. И что тогда делать? Как раз тут приходит на помощь midi-синхронизация. Её суть заключается в том, что один прибор генерирует сигналы midi-clock, которые принимаю остальные приборы, тем самым синхронизируя свою работу с раздатчиком. Конечно, тут тоже случаются нюансы несинхронности сильных долей, но я пока это не рассматриваю. Нам сейчас важен сам факт того, что все педали могут работать синхронно.

Поначалу я рассматривал возможность приобретения специального генератора midi-clock. Но это немалые расходы, плюс ещё нужен дополнительный прибор, который преобразует midi-сигналы в аудио-клик метронома, который подаётся барабанщику в наушники. Если этого не сделать, то ваши педали будут звучать отдельно от барабанов. К тому же выяснилось, что в лупер BOSS RC 300 чрезвычайно сложно послать внешний годный для него сигнал midi-clock: для этого нужен специальный преобразователь midi-команд, что опять-таки чревато лишними финансовыми растратами и наличием дополнительного железа с проводами на сцене. В общем, покумекав, я решил использовать BOSS RC 300 в качестве раздатчика сигналов. На рисунке синими стрелочками показаны направления аудиосигналов, а красными - сигналы midi-clock. Что необходимо сделать, чтобы всё заработало как надо? Важно задать определённые системные настройки в лупере:
1. Назначить лупер в качестве раздатчика midi-clock.
2. Назначить передачу/приём midi-сообщений по всем каналам.
3. Записать для каждой песни пустую фразу нужной длины в лупер, предварительно выставив в нём bpm и запустив барабанную петлю нужного размера. В качестве рисунка петли лучше взять hi-hat по четвертям.
4. При необходимости записать аудиопетли под hi-hat на 1-3 возможные дорожки лупера, чтобы в процессе исполнения запускать их, тем самым украшая аранжировку.
5. Послать в установках сигнал hi-hat только на выход SUB OUTPUT.
6. Послать в установках сигнал аудиолупов и подключенного к луперу инструмента на выход MAIN OUTPUT. По умолчанию этот же сигнал назначается на выход HEADPHONES. (Жаль, что на HEADPHONES невозможно послать только сигнал hi-hat.)

Вот, собственно и всё! Теперь сигнал hi-hat из выхода SUB OUTPUT отправляется в персональный компактный микшер барабанщика. В него же желательно пустить сигнал от мониторной линии, и пусть уже сам барабанщик накручивает себе баланс в наушниках из клика и монитора на свой вкус. Все аудиосигналы из лупера (без hi-hat!) отправляются из выхода MAIN OUTPUT в общий микшер. А сигнал midi-clock отправляется из выхода MIDI OUT во все необходимые устройства: в нашем случае это дилей и слайсер. В дилее есть гнездо MIDI THRU; оно позволяет ретранслировать входной midi-сигнал дальше (в слайсер) без какого-либо преобразования. Таким образом в данной схеме синхронизируются через midi четыре источника аудиосигналов: лупер, барабаны, дилей и слайсер. Теперь перед началом новой песни достаточно вызвать из памяти лупера соответствующую заготовленную фразу и запустить на проигрывание либо дорожки в ней, либо просто дрампетлю. У барабанщика в наушниках появится клик hi-hat с заданным bpm, и все педали в этом момент автоматически синхронизируются с ним. Всё это проверенно мной на практике и одобрено Минздравом РФ. Желаю вам творческих успехов!


Железки, Моя мастерская

Previous post Next post
Up