Откуда есть пошла неидиоматическая импровизация

Dec 30, 2010 11:23

"Неидиоматическая импровизация лишена каких-либо признаков реально существующих, конвенциональных, идиоматических видов импровизации, являя себя в «очищенном» от них виде, как так называемая «свободная импровизация». Свободная импровизация - это метод создания музыки, а не стиль или художественное направление (идиома).Свобода, психологическое состояние «высвобождения» - вот его главная цель." Derek Bailey

image Click to view



"[...]Когда вы являетесь представителем поликультурного мира (каковыми являемся мы все) вам становится тесно в тех рамках, которые вам предписывают сверху; вы пытаетесь освободиться от этих них. И вот это процесс расширения собственных границ, личностных границ как музыканта-импровизатора и как личности привёл во второй половине двадцатого века к появлению того сложного, многогранного и крайне интересного явления, которое мы называем словом "свободная импровизация". Считается, что первая запись свободной импровизации была произведена в 1956 году тремя американскими композиторами: это Лорен Раш, Полин Оливерос и Терри Райли, которым дан был заказ написать музыку к документальному фильму. И музыка эта была написана нетрадиционным композиторским способом: они просто это сыграли безо всякой подготовки.
Импровизаторы вышли из академической и джазовой среды, а третьим источником вдохновения для них стала традиционная народная музыка. Во многих странах Европы (как Западной, так и Восточной) джазовая музыка - американское изобретение - положенная на почву местной музыкальной культуры, привела к трансформации и появлению необычных самобытных импровизационных музыкальных школ. В то же время чуть ли не единственную концепцию свободного импровизирования обозначил вдохновитель всего европейского джазового авангарда английский гитарист Дерек Бэйли. Он её "неидиоматической импровизацией". Это означает, что музыкант, начиная импровизировать, сознательно ограничивает собственную инициативу следующими правилами: он обязан играть то, что он никогда в своей жизни не слышал, ему совершенно запрещено играть мотивы, мелодии и очевидные гармонии, прибегать к регулярному ритму, потому что это является атрибутами той музыки, которая звучит повсеместно. Задача импровизатора, по мнению Д. Бейли, спонтанно играть то, чего он никогда не играл. Задача безумно сложная, потому что на самом деле вы можете провести в этом состоянии не более минут трёх; дальше вы будете играть то, что вы играли уже, и в конце концов всё это сведётся к тишине. Концепция несколько умозрительна, но на самом деле она иллюстрирует то, чем собственно занимаются свободные импровизаторы. Свободная импровизация - это искусство, которое действительно основано на отказе от очевидного, от штампов и шаблонов, на отказе
от господства стиля, жанра и правил. В ней человеку даются шансы спонтанно открыть что-то новое, прикоснуться к чему-то неизведанному для самого себя. Единственным ограничением, которое накладывается на инициативу исполнителя, является он сам. Свободная импровизация - предельно личностное искусство и именно поэтому оно может быть названо актуальным. Она совершается здесь и сейчас... и сами импровизаторы не знают, что будет дальше." ramesh_satori (выдержки из радиопередачи)

Возможно свободная импровизация выросла из фри-джаза, который, хоть и свободен от ладотональной организации, но всё же привязан к традиционно джазовым идиомам. "Сам термин "фри-джаз" появился в 1960 году вместе с одноимённым названием альбома Орнетта Коулмана. А впервые фри-джаз сыграл пианист Ленни Тристано аж в 1948 году. Правда, тогда для этой музыки не нашлось названия." ramesh_satori

image Click to view

Импровизация

Previous post Next post
Up