ЧТО ТАКОЕ МАКАМ?

Aug 27, 2006 22:12

ЧТО ТАКОЕ МАКАМ?

Написал, вот, статейку... Если интересно - голосуйте - я ещё напишу, как будет свободное время.
Макам (makam) - это музыкальная форма используемая в среднеазиатской музыке, а также композиционный метод, основанный на ладе, состоящем из простых интервальных структур, и включающий перечень «исполнительских правил» для акцентирования нот и основных мелодических линий.
Макам, как ладовая система, является одной из самых больших в мире! Кроме своего очевидного использования в Египте, Турции, Иордании, Сирии, он также лежит в основе мелодичной музыки в Северной Африке (Алжир, Тунис, Марокко и Ливия), в Южной Африке (Судан, Эфиопия, Кения), в других арабских странах (Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман) в областях Ирана и Армении, в некоторых новых тюркских странах (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан), в Европе (Греция, Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Албания). Теория макама даже частично присутствует в уйгурской музыке в Западном Китае и в новой музыке Малайзии и Индонезии. Все эти понятия приблизительно записываются нотами, используемыми в западной музыке, хотя и могут детально отличаться в зависимости от музыкальной теории, на которой они основываются.

Важно отметить, что в каждой упомянутой здесь стране есть различия. Единой макам-системы нет! Более правильным будет сказать, что макам даёт возможность понять путь его зарождения и развития в различных музыкальных традициях, особенно в исламских странах, или которые управлялись Оттоманской Империей.

Это последнее утверждение говорит мне о весьма обширной сущности макама. Оттоманский Двор был временами очень заинтересован в раскрытии неявных народных традиций. Для записи народных песен специально снаряжались крупномасштабные экспедиции с композиторами. Можно сказать, что Оттоманская Империя благоприятно послужила для каталогизации народной музыки на оккупированных территориях.

Ввиду того, что нет единой макам-системы, любые попытки авторитетного мнения о конкретном макаме будут восприняты "в штыки" теоретиками из другого региона, где используется этот макам.

Идеальная картину макама можно описать с помощью инструментальная полуимпровизационная форма - taqsim. В процессе исполнения таксима музыкант руководствуется основной мелодической структурой макама, называемой sayr, выделяя важные ступени лада. Основной тон лада или тоника называется qarar. Начальная нота макама - mabda' (также aghaz), это необязательно тоника. Также важна ghammaz - нота, на которой делается акцент в кульминации пьесы. Это зачастую бывает 5-я ступень лада , но могут быть и 3-я, и 4-я. Термином zahir обозначается ступень ниже тоники, иначе вводный тон. Она применяется в каденции для восходящего разрешения в тонику. Расстояние от нижнего вводного тона до тоники может быть полутоном, три-четвертным тоном или целым тоном; это зависит от макама. Финальная нота называется markaz или медиальная тоника, на которой можно сделать паузу в макаме. Обычно во время исполнения таксима музыкант начинает разрабатывать «домашний» макам, играя музыкальные фразы в нижней части лада, и затем переходит к разработке фраз в верхнем регистре.
Макам не имеет собственного значения и его характер не определяется временем дня или года, как, например, индийская рага. Название макама определяется по основному - тоническому - звуку в ладу, т.е. турецкий макам "каргах" (Cargah) и арабский "чахаргах" (Chahargah), основаны на четвёртой ступени. Также макам может называться по городу Esfahan (Isfahan) или по местности (тур. Hicaz, араб. Hijazi). Также может называться в честь человека (Kurdi) или поэтически (Suzidil - стук сердца).

Лады в макамах, в отличие от западных, часто базируется на использовании нетемперированных интервалов (до 53 микротонов). Каждый лад макама можно описать как совокупность звукорядов из 3-5 нот - jins: трихорд, тетрахорд (тур. "dortlu") и пентахорд (тур. "besli"). Они имеют определённую интервальную структуру, базирующуюся на основной нижней ноте. При комбинации 2-х или более звукорядов в макам, последний часто называется по имени наиболее низкого звукоряда.

Существуют строгие правила, задающие мокаму начальный тон (тур. "giris", араб. "mabda"), а также конечный тон (тур. "karar", араб. "qarar"). Начальный тон может также быть и конечным, не не обязательно. Есть правила для главного тона (тур. "yeden"), доминанты (тур. "guclu"), тоники (тур. "durak") и побочных тональных центров. Развитие (тур. "seyir"- тропа, путь, араб. "zahir") мокама определено направлением мелодии, которая может идти по возрастающей (тур. "cikici") и по нисходящей линии (тур. "inici"), либо комбинироваться из двух направлений (тур."inici-cikici"). Дипазон (макам может выходить за пределы одной октавы без октавного дублирования звуков, модуляция, лад, типы мелодии, и каденция также определяют структуру макама. Сложные макамы состиавляется из двух простых.

Теоретически обоснованы тысячи макамов, но на практике используются только несколько сотен. Окончательно разработано музыкантами около сотни макамов. Вычисление точных микротоновых интервалов и их нотирование - это сложное занятие. Несколько способов были задокументированы на конгрессе по арабской музыке в Каире в 1932 г. Какое-то количество ладовых систем, рассматриваемых на конгрессе, было получено путём математических вычислений, какие-то системы определялись экспериментальным способом. Наиболее важные системы были представлены учёными Королевского Института арабской музыки из Каира Идрис Рагиб Беем и И. Шалфуном, комбинированная система Хавира Мориса из Университета Св.Иосифа (Бейрут), турецкая система Раф Екта Бея из Консерватории турецкой музыки и система Шах Али ал-Дервиша (студента Раф Екта Бея). Разногласия между теоретиками и музыкантами, а также современные исследования ладовых структур вокальной и инструментальной музыки говорят, что ни одна из этих систем не может дать точное обоснование существующей музыкальной практике. Функция теоретических систем - создать удобную базу для дидактических целей. Теоретики, музыканты и музыкальные институты разных стран используют различные ладовые структуры, преобладающие в нотировании альтерированных ступеней макамов.

мои статьи

Previous post Next post
Up