May 28, 2013 17:48
В 93 году, когда мы приехали в Варшаву во второй раз, на отечественном телевидении царили: а) мексиканские (пока еще не бразильские) теленовеллы и б) Хопер-Инвест и Леня Голубков с МММ. Мы уже знали, что у Лени есть жена, брат Иван, к ним в гости приезжала Мария Лопес. Еще не знали, что через год-полтора это все накроется медным тазом...
Итак, что смотрели... По утрам в субботу и воскресенье - мультики на немецких каналах. Я об этом уже упоминал в одной из предыдущих записей. Смотрел я их, если честно, для галочки: у Завадовского заведено, значит, надо поступать так же. Часов до десяти успевал просмотреть мультиков пять, ни один персонаж не вызывал ни особого интереса, ни тем паче сочувствия. Все это безобразие на незнакомом мне немецком языке бесконечно прерывалось длинными рекламными блоками с "милька шоколяде", "ной фон матель" и проч. Со временем на RTL появилась передача, участники которой резались на игровых приставках типа Супернинтендо. Это несколько разбавляло унылый мультяшный компот. Я смотрел на эти игры с вожделением - там, в частности, был приставочный футбол. Помню, как парни разыгрывали матч ФРГ-Голландия, там был 16-битный лохматый Гуллит.
Из дома в дом, от очага к очагу кочевала кассета с последним фильмом Леонида Гайдая "На Дерибассовской хорошая погода". Сейчас бы я ни за какие ковриги не сел это пересматривать. Но тогда всем казалось, что это невероятно остроумная картина, все шутки из нее знали наизусть и постоянно цитировали. Было нам от 10 до 13 лет. Мне было 12.
Одним из важнейших центров кинематографии на Бетховена, 3 была квартира Мити Наумова на 13 этаже. Но лишь единицы, вроде меня, припали к кладезю. Когда я приехал, Митяй был поклонником двух фильмов в жанре экшн, цитатами из которых он потчевал нас каждодневно. Это был, во-первых, "Последний бойскаут" и, во-вторых, "Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо". Несколько шкетов бегали по улице и играли в полицейских, и один из них выдавал сентенции а-ля: "Мой старик отец, прежде чем покинуть это говенный мир, учил меня..." или "Магнум сорок четыре, сколько-то там в магазине, один в стволе".
Этими киношедеврами коллекция Митяя не ограничивалась. Она пополнялась и была весьма синкретичной, надо сказать. Par exemple, я был приобщен к полному собранию Петрова и Васечкина, особенно нам с Митяем нравились, конечно, серии про Дон Кихота. Там было немало песен, Митяй их записывал, приставляя магнитофон к телевизору, а потом мы это слушали. Со временем к Петрову и Васечкину для контраста подавался, например, один из "Терминаторов". Он тоже нарезался нами на цитаты, отсматривался частями, кусками, усваивался как фарш. Был период увлечения "Неуловимыми мстителями", записанными с ящика. Помнится, мы даже к какому-то мероприятию у Митяя разучивали с ним диалог Валеры и штабс-капитана Овечкина (сейчас эта фамилия ассоциируется только с хоккеистом). К слову, когда я приходил в гости к Митяю, он еще не приступал обычно к завтраку или находился в процессе поглощения пищи. Он выпивал чай, элегантно поедал бутербродики, оставленный родителями йогурт ставил обратно холодильник, а яйцо утилизировал, выбрасывая в мусорпровод. Все эти действия воспроизводились с привычной серьезностью ритуала.
Параллельно вместе с Кириллом Масловым мы смаковали японские мультсериалы на польском канале "Полония-1". Там были и невразумительные работы, например, про какого-то упитанного пацана по имени Джиджи. Был сериал про волейбол с элементами эротики (ну, показывали волейболисток в душе со стороны попы). Но был и бесподобный "Капитан Цубаса" (у поляков он назывался "Капитан Ястреб"). Это сериал про футбол, на нем, как я узнал много позже, рос, например, Алессандро Дель Пьеро. Сюжет такой: бразильский футболист получает травму, заканчивает карьеру и приезжает в Японию к своему другу-капитану дальнего плавания. У него растет сын - футбольный талант. И бразилец начинает формировать из него и его друзей мастеров. Долгий-долгий сериал, несколько сезонов, поляки то ли не все показали, то ли я уже на что-то другое переключился. От школьного первенства до игры за европейские клубы и чемпионатов мира. К слову, серий двести на польском языке есть на ютьюбе. Я недавно кое-что пересматривал, это очень неплохой мультик, на самом деле.
С Митяем осваивали "Черепашек-ниндзя" (мультфильм и кинопродукцию). С Димой и Светой Седеговыми до дыр засмотрели диснеевского "Аладдина", там, к слову, была отличная музыка.
Футбол показывали редко, хоккей еще реже, куда больше было баскетбола - разумеется, НБА. Не рассказываю подробно, потому что о спорте будут отдельные рассказы, это неизбежно.
В то время в Варшаве функционировали прокаты видеокассет. Отец, например, сначала осваивал прокат на улице Хелмской, затем переключился на более крупную контору возле парка Морске Око (она до сих пор функционирует, только сейчас "прокатывает" дивиди). Кое-что мы смотрели вместе. Был, например, какой-то фильм фэнтези под названием "Кралл". О чем конкретно - не помню. Припоминаю лишь, что одним из персонажей кино был циклоп, который точно знал день, когда ему суждено умереть. Одновременно изо всех щелей ползли кинематографические работы с участием: 1) А. Шварцнеггера; 2) Ж.-К. ван Дамма (большим успехом пользовался "Двойной удар", его показали по российскому ТВ с озвучкой-прищепкой, вольным переводом крика "Fuck!" как "Прочь, куры!"); 3) Ч. Норриса; 4) С. Сигала; 5) Ш. Косуги; 6) М. Дудикоффа. В нашем доме тоже функционировал прокат привезенных с Руси кассет. Его открыли в "Минимаркете", который располагался на первом этаже нашего дома на Бетховена. Поначалу помещение снимали поляки - и торговали в нем продуктами питания. Затем он перешел в руки русичей, и тогда там появилась картотека кассет. Я тогда с опозданием на несколько лет насладился первыми фильмами про Фредди Крюгера, некоторые кадры произвели на меня впечатление.
Неказистым было польское телевидение. Практически нечего вспомнить. Было много политики (многие из нас болели за Квасьневского против электрика-Валенсы). Было много Папы Римского...
Я думал, что умещу 90-е в одну запись, ан нет, придется делать и третью часть. Ждите.
scenes from a memory