Эффективное обучение: от новичка к профессионалу

Jan 04, 2012 18:44


Приведу в этой небольшой записи некоторые размышления по поводу эффективного обучения. В данном случае предполагается, что некоторые базовые знания и навыки у обучающегося имеются, а обучение рассматривается в контексте повышения мастерства. Я не буду рассматривать способы воспитания творческого мышления, нестандартного подхода к решению задач, а в большей степени сосредоточусь на повышении качества, формировании положительных привычек, необходимых в будущей работе, то есть на тех качествах, которые отличают профессионала от новичка.

Предположим, что требуется повысить мастерство человека в программировании (хотя может быть выбран абсолютно любой вид деятельности: литература, дизайн, музыка, электрические работы и т.п.). Выражение «программный код» можно заменять на аналогичное из соответствующей предметной области: «литературное произведение», «изображение», «музыкальный фрагмент» и т.п.

Вот как выглядит алгоритм обучения:

-         Предложить обучаемому несколько примеров кода для рассмотрения

-         Попросить его распределить примеры на 2 категории по степени качества: «плохие» и «хорошие»

-         Для каждой категории определить характерные признаки.

-         Выбрать конкретный «плохой» пример и выделить для него «неприятные запахи» - детали низкого качества, которые и делают пример плохим. Их следует упорядочить по убыванию значимости: в начале списка - самые «неприятные запахи».

-         Начать процесс последовательного улучшения. Для каждого некачественного фрагмента определить альтернативные способы реализации, выбрать наилучший и использовать его. Здесь важно сравнить собственный выбор с выбором, предложенным экспертом.

-         После того, как все улучшения проведены, нужно сравнить с начальным вариантом, а затем оценить качество в соответствии с признаками, полученными после анализа плохого и хорошего кода.

-         Последовательное улучшение нужно повторять несколько раз для многих примеров кода. Здесь очень важно набивать руку, формировать привычку выполнять работу качественно, уделять внимание деталям.

Важным моментом является прохождение обучения в паре либо в группе, чтобы глубже проработать проблему.

Также для обучения может использоваться и новая задача, которую нужно выполнить качественно и довести до работоспособного состояния.

Важно помнить, что должен быть достигнут такой результат, который было бы не стыдно показать авторитетному человеку в данной области.

Я думаю, что предложенный подход эффективнее, чем чтение книг (хотя, скорее, является не альтернативой, а дополнением к ним), так как побуждает к активной умственной деятельности.Не исключаю, что подобного рода интерактивное обучение можно реализовать программно для разных направлений человеческой деятельности, имея соответствующую программную платформу. Кстати, оценку качества результатов обучения можно выполнять автоматически. В частности, для программ уже сейчас существуют метрики, позволяющие количественно оценить структуру и качество программного кода.

общество будущего, осознанность, мысли

Previous post Next post
Up