Jun 07, 2016 00:44
В последнее время часто приходится слышать реплику в основном от студентов, что зачем что-то изучать, если это им никогда не пригодится. И от взрослых людей часто приходится слышать, что для чего изучалась ими высшая математика, тригонометрия, интегралы. Когда-то изучили, чтобы сдать экзамен, и благополучно забыли. И никогда в жизни им эти знания не пригодились.
Хочется поделиться своей точкой зрения на этот счёт.
Заранее мы не знаем, как именно сложится судьба человека, что ему пригодится в жизни, а что нет. Поэтому, продолжая мысль студентов, логично предположить, что в предельном случае ничего изучать вообще не нужно, так как мы не знаем, что из изучаемого пригодится в будущей жизни. Можно сделать вывод, что учёба ребёнку вообще не нужна, и по достижении трудоспособного возраста ему можно сразу отправляться работать и в процессе работы изучать все тонкости профессии.
Но такой подход лишает целостного взгляда на реальность. Ребёнок получит фрагментарные знания о мире только в пределах своей профессиональной области. У него перед глазами не будет карты, с помощью которой он будет ориентироваться в многообразии мира.
Некоторые, и часто способные, студенты говорят, что им что-то не пригодится, и отказываются разбираться в материале. Иногда они даже хорошо выполняют работу, но затем выясняется, что теорию они так и не поняли, отвечая на это простым вопросом: «А зачем?». В разумной степени такой критический анализ полезен, он делает познавательный процесс осознанным. Но часто здесь обнаруживается подмена, и студентами часто движет лень. «Для чего мне изучать этот сложный язык программирования, если он не популярен и не пригодится мне в работе?». Чтобы расширить кругозор, посмотреть на программирование под другим углом, дать большее понимание и научиться работать.
Иногда я требую понимания некоторых деталей программирования, особенностей конкретных языков, хотя сам понимаю, что такие тонкости могут не пригодится. Но требую я это не ради знания, не столько для того, чтобы студенты потом применяли это знание на практике, столько для того, чтобы они на практике применяли это УМЕНИЕ. Умение разбираться, сосредоточенно работать, обсуждать и искать решения, пользоваться поиском. Я убеждён, что каждый человек по природе исследователь, и ставя перед студентами конкретные проблемы из конкретных языков программирования я надеюсь пробудить в них это стремление к поиску, хочу, чтобы они набили руку в решении проблемных ситуаций.
Знание, даваемое в ВУЗе, конечно, далеко не всегда пригодится в реальной работе будущему выпускнику. Но что очень важно, это знание даёт возможности, даёт право выбора. Человек, изучивший в школе биологию, физику, химию, может стать биологом, физиком, химиком. В жизни у него будет больше возможностей, больше свободы реализовать себя согласно своему предназначению. А у человека, который не пользовался возможностями, которые давали ему учителя, лишает себя этих возможностей, ограничивает свою свободу выбора. Имея мировоззренческую основу, сформированную в школе, в ВУЗе, человек в каждой конкретной жизненной ситуации сможет принимать обоснованное решение согласно той картине мира, которая сформировалась у него. А если этой картины у него нет, если знания о мире у него фрагментарны и сформированы только опытом практической деятельности, то и обоснованные решения человек принимать не сможет, не увидит последствий своих поступков, не поймёт, какой вклад он вносит в жизнь и мир других людей.