1.Открытость (расширяемость, в пределе - до масштабов Космоса, дуалистичность)
Открытость всему новому. Рассмотрение всех возможных точек зрения, их анализ. Синтез предыдущих знаний с новыми. Поиск концепции, гармонично вмещающей предыдущие и новые знания.
Развивается через общение с разными людьми, знакомства с различными источниками информации, анализ, выявление и преодоление противоречий.
2.Нестереотипность (свобода, смелость, интуитивность)
Умение смотреть на явления под разными, порой очень необычными, углами зрения. Умение находить неожиданно красивые и простые решения.
Развивается через мозговые штурмы, решение головоломок, нестандартных практических и олимпиадных задач.
3.Целостность (системность, нелинейность)
Умение видеть явление целиком, обобщенно. Понимание, как рассматриваемый объект или явление встраивается в картину мира и взаимодействует с ним. Какое влияние испытывает на себе, какое влияние на мир оказывает сам.
Анализ причин и следствий исторических событий. Наблюдение за явлениями, происходящими в современном мире и попытки предсказания направлений развития. Выделение иерархии систем и способов их взаимодействия.
4.Активность (любознательность)
Стремление к получению новых знаний. Тяга ко всему новому, интересному. Желание разобраться, добиться ясности и полноты понимания.
Развивается через искусственное стимулирование, тренировки. Как в спорте: чем больше тренируешься, тем больше можешь тренироваться.
5.Ясность (образность, метафоричность, поиск аналогий)
Четкое понимание сути явления, наличие образа-метафоры, позволяющей наглядно и правильно представить и выразить явление. Способность применять метафору как шаблон в разных областях знания, находить аналогии, похожие законы функционирования. Умение просто говорить о сложном. Умение выделить главное.
Развивается через практику поиска удачных метафор и аналогий. Упражнения в максимально простом и ясном изложении проблемы/явления.
6.Ориентированность на решение
Автоматический запуск механизма поиска решения, когда встречается противоречие. Анализ решений по критериям максимизации добра в долгосрочной перспективе, реализуемости, своевременности и выбор наиболее оптимального. Оценка требуемых ресурсов. Активное использование интуиции при отсеве идей.
Развивается практикой, мозговыми штурмами.
7.Сфокусированность (концентрация, погружение)
Глубокое погружение в задачу. Высокая продуктивность и глубина мышления.
8.Уверенность в возможностях
Твердая уверенность в том, что мир возможно и нужно преображать сознательными усилиями.
Развивается через чтение научной фантастики, биографий выдающихся личностей, героев. Просмотр фильмов, мечты, совместные обсуждения идей.
Если взглянуть на школу будущего, то в ней могли бы существовать такие предметы:
· «Дуализм»
· «Свобода мысли»
· «Мышление моделями»
· «Выявление закономерностей»
· «Простота изложения»
· «Научная фантастика»
Представьте такое домашнее задание по «Закономерностям» в дневнике ученика: «Определить последствия вырубки лесов Амазонии. Почему именно такие? Какие аналогичные явления уже были в истории и к чему это привело?»